КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ОПРЕДЕЛЕНИЕ
от 21 декабря 2000 г. N 246-О

ПО ХОДАТАЙСТВУ МИНИСТРА ВНУТРЕННИХ ДЕЛ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О РАЗЪЯСНЕНИИ ПОСТАНОВЛЕНИЙ
КОНСТИТУЦИОННОГО СУДА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ОТ 10 ДЕКАБРЯ 1997 ГОДА ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ
КОНСТИТУЦИОННОСТИ РЯДА ПОЛОЖЕНИЙ УСТАВА (ОСНОВНОГО
ЗАКОНА) ТАМБОВСКОЙ ОБЛАСТИ И ОТ 7 ИЮНЯ 2000 ГОДА
ПО ДЕЛУ О ПРОВЕРКЕ КОНСТИТУЦИОННОСТИ ОТДЕЛЬНЫХ
ПОЛОЖЕНИЙ КОНСТИТУЦИИ РЕСПУБЛИКИ АЛТАЙ И ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА "ОБ ОБЩИХ ПРИНЦИПАХ ОРГАНИЗАЦИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫХ
(ПРЕДСТАВИТЕЛЬНЫХ) И ИСПОЛНИТЕЛЬНЫХ ОРГАНОВ
ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"

Конституционный Суд Российской Федерации в составе Председателя М.В. Баглая, судей Н.С. Бондаря, Н.В. Витрука, Г.А. Гаджиева, Ю.М. Данилова, Л.М. Жарковой, Г.А. Жилина, В.Д. Зорькина, А.Л. Кононова, В.О. Лучина, Т.Г. Морщаковой, Ю.Д. Рудкина, Н.В. Селезнева, А.Я. Сливы, В.Г. Стрекозова, О.И. Тиунова, О.С. Хохряковой, Б.С. Эбзеева, В.Г. Ярославцева,

рассмотрев в пленарном заседании ходатайство Министра внутренних дел Российской Федерации,

установил:

1. Министр внутренних дел Российской Федерации в своем ходатайстве об официальном разъяснении Постановлений Конституционного Суда Российской Федерации от 10 декабря 1997 года по делу о проверке конституционности ряда положений Устава (Основного закона) Тамбовской области и от 7 июня 2000 года по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" ставит перед Конституционным Судом Российской Федерации следующие вопросы: 1) распространяются ли положения, содержащиеся в указанных Постановлениях, на случаи назначения на должности руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации? 2) означает ли требование о согласовании назначения на должности руководителей территориальных органов федерального органа исполнительной власти, что МВД России связано при назначении на должности руководителей органов внутренних дел субъектов Российской Федерации необходимостью получения согласия соответствующих органов государственной власти субъектов Российской Федерации? 3) следует ли из этих Постановлений, что МВД России, как федеральный орган исполнительной власти, управомочено самостоятельно решить вопрос о назначении руководителя органа внутренних дел субъекта Российской Федерации, если в результате согласительных процедур не было получено согласие на то соответствующего органа государственной власти субъекта Российской Федерации?

2. По смыслу статьи 83 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", официальное разъяснение Конституционным Судом Российской Федерации вынесенного им решения дается в рамках его содержания, но не должно сводиться к повторению самого этого решения.

Позиция Конституционного Суда Российской Федерации по вопросам, затронутым в ходатайстве, со всей определенностью изложена в постановлениях Конституционного Суда Российской Федерации, которые просит разъяснить Министр внутренних дел Российской Федерации; она сохраняет свою силу и не нуждается в подтверждении путем дачи официального разъяснения.

Согласно пункту 10 мотивировочной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 7 июня 2000 года, возложение в силу статей 5, 71, 72, 73, 76, 77 и 79 Конституции Российской Федерации на соответствующие территориальные органы федеральных органов исполнительной власти полномочий Российской Федерации по вопросам совместного ведения, по смыслу статьи 72 Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 5 (часть 3), 11, 76, 77 (часть 2), 78 (части 1 и 2) и 85 (часть 1), дает федеральному законодателю право предусмотреть возможность согласования с законодательным (представительным) органом субъекта Российской Федерации назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти. Этим, однако, как подчеркнул Конституционный Суд Российской Федерации, не могут затрагиваться прерогативы Российской Федерации в конечном счете самостоятельно решать данный вопрос при условии обязательного использования установленных Конституцией Российской Федерации и федеральным законом необходимых согласительных и юрисдикционных процедур.

Данная правовая позиция в равной мере относится к назначению на должность руководителей территориальных органов любых федеральных органов исполнительной власти, что получило свое подтверждение в определении Конституционного Суда Российской Федерации от 28 октября 2000 года по делу о проверке конституционности части четвертой статьи 6 и части первой статьи 7 Закона Российской Федерации "О федеральных органах налоговой полиции". Подтверждая в этом определении право федерального законодателя предусмотреть участие органов государственной власти субъектов Российской Федерации в назначении на должность руководителей территориальных органов федеральных органов налоговой полиции, Конституционный Суд Российской Федерации вместе с тем указал, что принятие решения по этому вопросу в конечном счете остается за самой Федеральной службой налоговой полиции Российской Федерации, так как иное могло бы препятствовать формированию единой системы исполнительной власти в Российской Федерации.

Названные решения Конституционного Суда Российской Федерации, не только формулирующие общие для всех территориальных структур федеральных органов исполнительной власти положения относительно порядка согласования назначения на должность руководителей этих структур, но и конкретизирующие их применительно к отдельным ведомствам, согласно статье 6 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" обязательны на всей территории Российской Федерации для всех представительных, исполнительных и судебных органов государственной власти. В силу части второй статьи 87 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации" данное в этих решениях конституционное истолкование положений о согласовании назначения на должность руководителей территориальных органов федеральных органов исполнительной власти распространяется на все нормативные акты, содержащие такие же положения, в том числе на Закон Российской Федерации "О милиции", часть четвертую его статьи 7.

Исходя из принятых Конституционным Судом Российской Федерации решений Министерство внутренних дел Российской Федерации, как и любой иной федеральный орган исполнительной власти, вправе при неполучении в результате проведения обязательных согласительных процедур согласия соответствующих органов государственной власти субъекта Российской Федерации на назначение конкретного лица на должность руководителя территориального органа, осуществляющего в этом субъекте Российской Федерации федеральные полномочия, самостоятельно решить вопрос о его назначении.

На основании изложенного и руководствуясь статьей 83, частью второй статьи 87 и частью первой статьи 79 Федерального конституционного закона "О Конституционном Суде Российской Федерации", Конституционный Суд Российской Федерации

определил:

1. Поскольку правовые последствия отказа органа государственной власти субъекта Российской Федерации в даче согласия на назначение на должность руководителя территориального органа федерального органа исполнительной власти исчерпывающим образом определены в решениях Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющих свою силу, необходимость рассмотрения вопроса об их официальном разъяснении в открытом заседании Конституционного Суда Российской Федерации отсутствует.

2. Определение Конституционного Суда Российской Федерации по данному ходатайству окончательно и обжалованию не подлежит.

3. Настоящее Определение подлежит опубликованию в "Собрании законодательства Российской Федерации", "Российской газете" и "Вестнике Конституционного Суда Российской Федерации".

Председатель
Конституционного Суда
Российской Федерации
М.БАГЛАЙ

Судья - секретарь
Конституционного Суда
Российской Федерации
Н.СЕЛЕЗНЕВ