IV. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

IV. Рассмотрение дел об административных правонарушениях

4.1. Начальник структурного подразделения территориального органа Федерального казначейства, в чьем подчинении находится должностное лицо составившее протокол, обеспечивает направление сформированных материалов дела, рассмотрение которых относится к компетенции территориального органа Федерального казначейства, в подшитом виде с описью содержащихся в нем документов со служебной запиской руководителю территориального органа Федерального казначейства не позднее трех суток со дня составления протокола.

--------------------------------

<9> Сноска исключена с 1 января 2020 года. - Приказ Казначейства России от 18.12.2019 N 404.

Абзац утратил силу. - Приказ Казначейства России от 29.09.2022 N 275.

Руководитель территориального органа Федерального казначейства назначает должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела, и передает в Юридический отдел территориального органа Федерального казначейства (Отдел производств по делам об административных правонарушениях Межрегионального контрольно-ревизионного УФК) (далее - Отдел) протокол и сформированные материалы дела не позднее рабочего дня, следующего за днем их поступления, с резолюцией для организации работы по подготовке дела к рассмотрению должностным лицом территориального органа Федерального казначейства, уполномоченным рассматривать дела. <11>

--------------------------------

<10> Сноска исключена с 1 января 2020 года. - Приказ Казначейства России от 18.12.2019 N 404.

<11> В соответствии с приказами Федерального казначейства от 22 января 2013 г. N 5 "Об утверждении Типового положения о юридическом отделе территориального органа Федерального казначейства, Схем рассмотрения Юридическим управлением Федерального казначейства кандидатур на должность начальника (заместителя начальника) юридического отдела территориального органа Федерального казначейства, юридического отдела Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (его филиалов), а также формы Анкеты начальника (заместителя начальника) юридического отдела территориального органа Федерального казначейства, юридического отдела Федерального казенного учреждения "Центр по обеспечению деятельности Казначейства России" (его филиалов)", от 6 ноября 2020 г. N 307 "О Межрегиональном контрольно-ревизионном управлении Федерального казначейства".

Принятые к производству протоколы учитываются Отделом в Журнале регистрации дел об административных правонарушениях, принятых к производству, в соответствии с утвержденной номенклатурой дел.

4.2. Утратил силу. - Приказ Казначейства России от 10.12.2021 N 331.

4.3. Подготовка к рассмотрению дел
об административных правонарушениях

4.3.1. Подготовка к рассмотрению дел осуществляется должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела.

4.3.2. При подготовке к рассмотрению дел, с учетом главы 29 КоАП, разрешаются следующие вопросы:

а) относится ли рассмотрение переданного дела к компетенции должностного лица, уполномоченного рассматривать дела, с учетом соблюдения подведомственности, указанной в частях 1, 1.1, 2 статьи 29.5 КоАП;

В случае если рассмотрение дела не относится к компетенции должностного лица, уполномоченного рассматривать дела, в соответствии с пунктом 5 части 1 статьи 29.4 КоАП выносится определение о передаче протокола об административном правонарушении и других материалов дела на рассмотрение по подведомственности по форме согласно приложению N 12 к Порядку.

При этом должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела, необходимо уведомить орган, от которого поступило на рассмотрение дело в территориальный орган Федерального казначейства, путем направления письма с соответствующей информацией.

б) наличие (отсутствие) отводов со стороны участников производства по делу и обстоятельств, предусмотренных частью 1 статьи 29.2 КоАП, исключающих возможность рассмотрения дела должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела;

Заявление об отводе рассматривается должностным лицом территориального органа Федерального казначейства, которому заявлен отвод и по результатам рассмотрения выносится определение об удовлетворении заявления либо об отказе в его удовлетворении по форме согласно приложению N 13 к Порядку в порядке, установленном статьей 29.3 КоАП.

При наличии обстоятельств, указанных в части 1 статьи 29.2 КоАП, должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела, обязано заявить самоотвод. Заявление о самоотводе подается руководителю территориального органа Федерального казначейства, который, в случае его удовлетворения, выносит определение об удовлетворении заявления о самоотводе должностного лица территориального органа Федерального казначейства, рассматривающего дело по форме согласно приложению N 14 к Порядку, и передает дело на рассмотрение другому должностному лицу, уполномоченному рассматривать дела, либо рассматривает это дело самостоятельно.

в) наличие (отсутствие) обстоятельств, исключающих производство по делу, обозначенных в статье 24.5 КоАП. При наличии таких обстоятельств надлежит вынести постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении без назначения его к рассмотрению по форме согласно приложению N 10 к Порядку;

г) наличие (отсутствие) неустранимых недостатков протокола и иных материалов дела, в том числе полноты последних;

К неустранимым недостаткам протокола и иных материалов дела могут быть отнесены:

- отсутствие данных, перечисленных в части 2 статьи 28.2 КоАП;

- составление протокола и иных имеющихся в материалах дела процессуальных документов неуполномоченным лицом, а равно осуществление в рамках производства по делу процессуальных действий с участием неуполномоченных лиц;

- составление протокола в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности (законного представителя юридического лица), при отсутствии в материалах дела доказательств его надлежащего уведомления на момент осуществления данного процессуального действия;

- случаи, когда данная в протоколе квалификация действий лица, в отношении которого он составлен, требует изменения, осуществление которой при рассмотрении дела ухудшит положение лица, привлекаемого к административной ответственности, а равно случаи, когда восполнение недостающих материалов дела повлечет за собой такое изменение квалификации действий лица, в отношении которого возбуждено производство по делу;

- квалификация нарушения, зафиксированного в протоколе, осуществлена на основании материалов, полученных с нарушением закона;

- составление одного протокола по нескольким фактам административных правонарушений, за исключением случаев, предусмотренных частями 5 и 6 статьи 4.4 КоАП.

При наличии вышеуказанных обстоятельств выносится определение о возвращении протокола об административном правонарушении и иных материалов дела должностному лицу, составившему протокол, в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.4 КоАП по форме согласно приложению N 15 к Порядку.

д) достаточность имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу.

В случае если имеющихся для рассмотрения дела материалов недостаточно, а их неполнота не является неустранимым недостатком, должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела, выносится определение об истребовании необходимых дополнительных материалов по делу.

Вышеуказанное определение выносится по форме согласно приложению N 16 к Порядку.

4.3.3. Для обеспечения полного, всестороннего и объективного рассмотрения дела выносится одно из следующих определений:

- о назначении времени и места рассмотрения дела по форме согласно приложению N 17 к Порядку;

- об отложении рассмотрения дела в порядке и на основаниях, предусмотренных статьей 29.4 КоАП, по форме согласно приложению N 18 к Порядку;

- о продлении срока его рассмотрения, в порядке и на основаниях, установленных частью 2 статьи 29.6 КоАП, по форме согласно приложению N 19 к Порядку;

- о вызове лиц, указанных в статьях 25.1, 25.3 - 25.10 КоАП, по форме согласно приложению N 20 к Порядку;

- об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела об административном правонарушении, по форме согласно приложению N 21 к Порядку;

- о назначении экспертизы по делу об административном правонарушении по форме согласно приложению N 22 к Порядку;

- о приводе лиц, указанных в части 1 статьи 27.15 КоАП, в порядке и на основаниях, установленных статьей 27.15 и частью 3 статьи 29.4 КоАП, по форме согласно приложению N 23 к Порядку;

- об отказе в удовлетворении заявленных участниками производства по делу ходатайств или их удовлетворении в порядке, установленном статьей 24.4 КоАП;

- об отводе специалиста, эксперта в случае наличия обстоятельств, препятствующих их участию в производстве по делу.

В случае возбуждения дела прокурором, копии определений о назначении времени и места рассмотрения дела, а также об отложении рассмотрения дела в соответствии со статьей 25.11 КоАП должны быть направлены прокурору.

4.4. Порядок рассмотрения дел
об административных правонарушениях

4.4.1. Дела, предусмотренные статьей 23.7 КоАП, рассматриваются должностными лицами, уполномоченными рассматривать дела, в пределах их полномочий, в порядке, установленном статьей 29.7 КоАП.

4.4.2. Дело рассматривается по месту совершения административного правонарушения. По ходатайству лица, в отношении которого ведется производство по делу, дело может быть рассмотрено по месту жительства данного лица.

Дело, по которому было проведено административное расследование, рассматривается по месту нахождения органа, проводившего административное расследование.

4.4.3. Дело должно быть рассмотрено должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела, в пятнадцатидневный срок <12> со дня получения им протокола и материалов дела.

--------------------------------

<12> Срок рассмотрения дела исчисляется в календарных днях.

В случае поступления ходатайств от участников производства по делу либо необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела срок рассмотрения дела может быть продлен должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела, но не более чем на один месяц. <13> О продлении указанного срока выносится мотивированное определение по делу об административном правонарушении по форме согласно приложению N 18 к Порядку.

--------------------------------

<13> Общий срок продления рассмотрения дела не может превышать один месяц.

4.4.4. Дело рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу (законного представителя юридического лица).

В отсутствие лица, в отношении которого ведется производство по делу (законного представителя юридического лица), дело может быть рассмотрено лишь в случае, если имеются данные о надлежащем извещении данного лица о месте и времени рассмотрения дела и от него не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо по такому ходатайству принято решение об оставлении его без удовлетворения (статья 25.1 КоАП).

4.4.5. При рассмотрении дела выяснению подлежат (статья 26.1 КоАП):

- наличие события административного правонарушения;

- лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП предусмотрена административная ответственность;

- виновность лица в совершении административного правонарушения;

- обстоятельства, смягчающие или отягчающие административную ответственность;

- характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением;

- обстоятельства, исключающие производство по делу;

- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

4.4.6. Доказательствами по делу являются любые фактические данные, на основании которых должностное лицо территориального органа Федерального казначейства, в производстве которого находится дело, устанавливает наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.

Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными КоАП, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу (законного представителя юридического лица), показаниями защитника, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Не допускается использование доказательств по делу, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления контроля и надзора в финансово-бюджетной сфере, если указанные доказательства получены с нарушением закона (статья 26.2 КоАП).

4.4.7. При рассмотрении дела могут быть вынесены определения:

- об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении при поступлении заявления о самоотводе или отводе должностного лица, уполномоченного рассматривать дела, а также в случае отвода специалиста, эксперта, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу по форме согласно приложению N 24 к Порядку;

- об отложении рассмотрения дела об административном правонарушении в случае необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы по форме согласно приложению N 25 к Порядку;

- о приводе лица, в отношении которого ведется производство по делу (законного представителя юридического лица) в связи с его неявкой без уважительной причины и в случае, если его отсутствие препятствует всестороннему, полному, объективному и своевременному выяснению обстоятельств дела и разрешению его в соответствии с законом, по форме согласно приложению N 23 к Порядку.

4.4.8. По результатам рассмотрения дела могут быть вынесены определения:

- о передаче дела судье, в контрольный орган в сфере закупок, должностному лицу, уполномоченным назначать административные наказания иного вида или размера либо применять иные меры воздействия в соответствии с законодательством Российской Федерации по форме согласно приложению N 26 к Порядку;

- о передаче дела на рассмотрение по подведомственности, если выяснено, что рассмотрение дела не относится к компетенции рассмотревшего его должностного лица, уполномоченного рассматривать дела, по форме согласно приложению N 27 к Порядку.

4.4.9. Определение по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, указанные в части 1 статьи 29.12 КоАП.

4.4.10. По результатам рассмотрения дела может быть вынесено постановление:

а) о назначении административного наказания по форме согласно приложению N 28 (приложению N 29) к Порядку;

б) о прекращении производства по делу об административном правонарушении по форме согласно приложению N 30 (приложению N 31) к Порядку.

Постановление о прекращении производства по делу об административном правонарушении выносится в случаях, установленных частью 1.1 статьи 29.9 КоАП.

4.4.11. Постановление по делу об административном правонарушении должно содержать сведения, указанные в части 1 статьи 29.10 КоАП.

В случае наложения административного штрафа в постановлении по делу об административном правонарушении, помимо указанных в части 1 статьи 29.10 КоАП сведений, должны быть указаны реквизиты, необходимые для уплаты административного штрафа. Информация, необходимая для уплаты административного штрафа, с указанием суммы наложенного административного штрафа и уникального идентификатора начислений, сформированного в модуле формирования начислений и квитирования оплат подсистемы управления доходами государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами "Электронный бюджет" (далее - МУН ГИИС "Электронный бюджет"), направляется в Государственную информационную систему о государственных и муниципальных платежах посредством МУН ГИИС "Электронный бюджет" в день изготовления постановления о назначении административного наказания в полном объеме.

4.4.12. Постановление по делу об административном правонарушении объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела, о чем делается запись в листе объявления постановления (резолютивной части постановления) по делу об административном правонарушении по форме согласно приложению N 32 к Порядку.

В исключительных случаях по решению должностного лица территориального органа Федерального казначейства, рассматривающего дело, составление мотивированного постановления может быть отложено на срок не более чем три дня со дня окончания разбирательства по делу, при этом резолютивная часть постановления оформляется по формам согласно приложениям N 42 и N 43 к Порядку и объявляется немедленно по окончании рассмотрения дела. День изготовления постановления в полном объеме является днем его вынесения (часть 1 статьи 29.11 КоАП).

Копия постановления по делу об административном правонарушении вручается лицу, в отношении которого ведется производство по делу (законному представителю юридического лица), защитнику <14> либо высылается ему в порядке, установленном пунктом 3.2 Порядка, в течение трех дней со дня вынесения указанного постановления.

--------------------------------

<14> При наличии соответствующих полномочий у защитника.

4.4.13. Должностное лицо территориального органа Федерального казначейства, вынесшее постановление, определение по делу об административном правонарушении, <15> по заявлению лиц, указанных в статьях 25.1, 25.3 - 25.5.1, 25.11 КоАП, судебного пристава-исполнителя, органа, должностного лица, исполняющих постановление, определение по делу об административном правонарушении, или по своей инициативе вправе исправить допущенные в постановлении, определении описки, опечатки и арифметические ошибки без изменения содержания постановления, определения.

--------------------------------

<15> В случае отсутствия вышеуказанного должностного лица территориального органа Федерального казначейства, определение выносится иным должностным лицом, уполномоченным на составление протоколов и (или) рассмотрение дел.

Исправление описки, опечатки или арифметической ошибки производится в виде определения по форме согласно приложению N 33 к Порядку в порядке, установленном статьей 29.12.1 КоАП.

4.4.14. Должностное лицо, уполномоченное рассматривать дела, в соответствии со статьей 29.13 КоАП при установлении причин административного правонарушения и условий, способствовавших его совершению, вносит в соответствующие организации и соответствующим должностным лицам представления о принятии мер по устранению указанных причин и условий по форме согласно приложению N 34 к Порядку.

4.4.15. Начальник Отдела обеспечивает направление копии постановления по делу об административном правонарушении, вынесенного должностным лицом, уполномоченным рассматривать дела, служебной запиской в структурное подразделение территориального органа Федерального казначейства, должностное лицо которого составило протокол.

4.4.16. Утратил силу. - Приказ Казначейства России от 29.09.2022 N 275.

4.4.17. Материалы завершенных дел хранятся в Отделе в порядке, установленном разделом II Порядка.