Статья 26.2 КоАП РФ. Доказательства
1. Доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
2. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.
3. Не допускается использование доказательств по делу об административном правонарушении, в том числе результатов проверки, проведенной в ходе осуществления государственного контроля (надзора) и муниципального контроля, если указанные доказательства получены с нарушением закона.
4. В качестве доказательств допускаются объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, полученные путем использования систем видео-конференц-связи.
Комментарий к статье 26.2 КоАП РФ
Комментируемая статья 26.2 КоАП РФ определяет понятие, виды доказательств при рассмотрении дела об административном правонарушении, условия их получения. Доказательства являются необходимыми средствами решения задач производства по делам об административных правонарушениях. Сведения об обстоятельствах, входящих в предмет доказывания, образуют содержание доказательств.
Часть 1 комментируемой статьи дает определение доказательств по делу об административном правонарушении, под которыми понимаются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Исходя из данного определения, можно выделить следующие признаки доказательств по делу об административном правонарушении:
- любые фактические данные, связанные с совершением административного правонарушения (действия, события, иные факты, которые имели место и причинно связаны с совершением административного правонарушения);
- обстоятельства, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливают наличие либо отсутствие события административного правонарушения, виновность (невиновность) привлекаемого к административной ответственности лица;
- иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела;
- доказательства могут представлять как лицо, в отношении которого ведется производство по делу, так и потерпевший, а также прокурор, либо они могут быть истребованы самими судьями, органами, должностными лицами, в т.ч. в порядке поручений и запросов (ст. 26.9 КоАП РФ).
Исчерпывающий перечень вопросов, подлежащих разрешению до рассмотрения дела, определен ст. 29.1 КоАП РФ. Так, судьей, органом, должностным лицом при подготовке к рассмотрению дела должны быть выяснены вопросы:
- относится ли к их компетенции рассмотрение данного дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие возможность рассмотрения данного дела судьей, членом коллегиального органа, должностным лицом;
- правильно ли составлены протокол об административном правонарушении и другие протоколы, предусмотренные настоящим Кодексом, а также правильно ли оформлены иные материалы дела;
- имеются ли обстоятельства, исключающие производство по делу;
- достаточно ли имеющихся по делу материалов для его рассмотрения по существу;
- имеются ли ходатайства и отводы.
Из содержания ч. 1 ст. 26.2 КоАП РФ видно, что перечисленный перечень обстоятельств, имеющих значение для правильного разрешения дела, не является исчерпывающим. К числу "иных обстоятельств" могут быть отнесены ущерб имуществу; вред, причиненный состоянию здоровья людей; обстоятельства, которые характеризуют объективную сторону состава административного правонарушения: время, место, способ совершения административного правонарушения; обстоятельства, характеризующие субъект административного правонарушения.
После рассмотрения дела орган (должностное лицо) выносит соответствующее постановление.
В части 2 комментируемой статьи приведен перечень источников получения данных, используемых в качестве доказательств по делу, которые должен использовать правоприменитель. К ним, в частности относятся:
- протокол об административном правонарушении (ст. ст. 28.2 - 28.5 КоАП РФ).
По вопросу о роли протокола в качестве доказательств следует учитывать правовую позицию Конституционного Суда РФ (Определение Конституционного Суда РФ от 27 января 2011 г. N 89-О-О "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы закрытого акционерного общества "МИКМА" на нарушение конституционных прав и свобод положением части 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях"). Конституционный Суд РФ признал, что положение ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ о том, что протокол об административном правонарушении является одним из доказательств по делу об административном правонарушении, не может рассматриваться как нарушающее конституционные права лица, привлекаемого к административной ответственности.
Протокол об административном правонарушении представляет собой процессуальный документ, фиксирующий фактические данные, имеющие значение для правильного разрешения дела об административном правонарушении, и содержащий в том числе позицию лица, в отношении которого дело возбуждено, и его подпись, что является средством обеспечения достоверности указанного документа;
- иные предусмотренные КоАП РФ протоколы (например, протокол о взятии проб и образцов - ст. 26.5 КоАП РФ; протокол осмотра места происшествия - ст. 28.1.1; а также протоколы, составляемые при применении мер обеспечения производства в соответствии со ст. ст. 27.2 - 27.17);
- объяснения лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении (ст. 26.3 КоАП РФ);
- показания потерпевшего (ст. 26.3 КоАП РФ);
- показания свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ);
- заключения эксперта (ст. ст. 26.4, 25.9 КоАП РФ);
- иные документы (ст. 26.7 КоАП РФ):
акты предыдущих проверок;
материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях;
иные документы о результатах осуществленных в отношении юридического лица государственного контроля (надзора), муниципального контроля;
электронные документы;
документы, полученные с использованием сотовой связи.
В одних случаях такие "иные документы" указываются в статьях КоАП РФ или других законодательных актах. Например, в ст. 27.12 КоАП РФ предусмотрено, что документом, подтверждающим факт опьянения лица, является акт освидетельствования на состояние алкогольного опьянения или акт медицинского освидетельствования.
В других случаях "иные документы" устанавливаются подзаконными, ведомственными нормативными актами. Например, источниками доказательств по делам о правонарушениях, связанных с несоблюдением правил использования атомной энергии и учета ядерных материалов или радиоактивных веществ (ст. 9.6 КоАП РФ), могут быть документы, предусмотренные постановлениями Правительства РФ и ведомственными приказами;
- показания специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ);
- вещественные доказательства (ст. 26.6 КоАП РФ).
К вещественным доказательствам относятся, например, акт свидетельствования на состояние алкогольного опьянения (ст. 26.2 КоАП РФ) и акт медицинского освидетельствования на состояние опьянения (ст. 26.11 КоАП РФ).
Таким образом, должностное лицо кроме протокола об административном правонарушении (постановления о возбуждения производства об административном правонарушении) вправе представить в суд любые документы (материалы), на основании которых могут быть установлены обстоятельства, предусмотренные ст. 26.2 КоАП РФ.
Следует иметь в виду, что, согласно Обзору законодательства и судебной практики Верховного Суда РФ, такие документы должны исследоваться и оцениваться в совокупности с другими собранными по делу доказательствами и не могут быть оспорены в порядке гражданского судопроизводства (Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за четвертый квартал 2006 года (утв. Постановлением Президиума Верховного Суда РФ от 07.03.2007)).
Многообразие фактических данных в производстве по делам об административных правонарушениях делает весьма актуальной проблему их классификации, в связи с чем указанные в ч. 2 ст. 26.2 КоАП РФ доказательства в производстве по делам об административных правонарушениях могут быть сгруппированы в следующие группы:
1. По источнику происхождения доказательства:
а) личные доказательства - фактические данные, которые содержатся в показаниях потерпевшего, объяснениях лица, привлекаемого к административной ответственности, показаниях свидетелей, заключении эксперта. Следует отметить, что личные доказательства имеют особую форму передачи информации, которая может выражаться в устной и письменной речи. Личные доказательства всегда имеют субъективный характер, поскольку предварительно информация, содержащаяся в личных доказательствах, воспринята сознанием человека и переработана им;
б) предметные доказательства - объекты материального мира как носители информации, которые имеют значение для дела в производстве по делам об административном правонарушении. Предметные доказательства объективны и не зависят от индивидуальных особенностей.
2. По отношению к доказываемому обстоятельству:
а) прямые - доказательства, которые однозначно подтверждают или опровергают существование любого из обстоятельств, подлежащих доказыванию (например, зафиксированное надлежащим техническим средством грубое превышение скорости водителем). Прямое доказательство не допускает никаких альтернатив, при этом все вопросы сводятся к оценке его достоверности;
б) косвенные - доказательства, устанавливающие промежуточные факты, с помощью которых может быть выяснено обстоятельство, имеющее непосредственное отношение к предмету доказывания (например, нарушенная координация движения при употреблении алкогольных напитков).
3. В зависимости от источника формирования:
а) первоначальные - полученные у первоисточника (например, показания свидетеля, который был очевидцем дорожно-транспортного происшествия);
б) производные - полученные на основе первоначальных сведений через какие-либо промежуточные звенья (например, копии документов).
4. По отношению к обвинению:
- обвинительные (отрицательные) - фактические данные, которые легли в основу решения о виновности правонарушителя, которым предусматривается административная ответственность;
- оправдательные (положительные) - фактические данные, которые, напротив, исключают административную ответственность лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении;
- констатирующие (нейтральные) - фактические данные, которые содержатся в запросах, справках, характеристиках и т.д. (например, сведения о месте и времени совершения административного правонарушения, выписки, подтверждающие адрес правонарушителя).
В КоАП РФ не содержится указаний на то, какие доказательства следует признавать обвинительными, какие - оправдательными, а какие - констатирующими. Данное решение принимается должностным лицом, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, непосредственно при осуществлении оценки всей совокупности собранных доказательств.
В части 3 комментируемой статьи устанавливается запрет на использование доказательств, полученных с нарушением закона.
Названный запрет имеет конституционную природу, поскольку, согласно ч. 2 ст. 50 Конституции РФ, при осуществлении правосудия не допускается использование доказательств, полученных с нарушением федерального закона. В частности, запрещается использование доказательств, полученных с помощью насилия, другого унижающего человеческое достоинство обращения (ч. 3 ст. 1.6 КоАП РФ).
Пленум Верховного Суда РФ в своем Постановлении от 24.03.2005 N 5 (ред. от 19.12.2013) "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" указал, что при рассмотрении дела об административном правонарушении собранные по делу доказательства должны оцениваться в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ, устанавливающей порядок оценки доказательств, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении (ч. 3 ст. 26.2 КоАП РФ).
Важнейшими признаками доказательств по делу об административном правонарушении являются их относимость и допустимость. Данные признаки отделяют доказательства от иных сведений о фактах.
Относимость доказательств означает, что доказательства имеют значение для рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении. Определение относимости тех или иных доказательств происходит в процессе доказывания.
Допустимость доказательств означает пригодность для использования при установлении обстоятельств, имеющих значение для дела, соответствие требованиям закона относительно источников, порядка обнаружения, закрепления и исследования доказательств.
Так, например, нарушением, влекущим невозможность использования доказательств, может быть признано получение объяснений потерпевшего, свидетеля, лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, которым не были предварительно разъяснены их права и обязанности, предусмотренные ст. 51 Конституции РФ, а также ч. 1 ст. 25.1, ч. 2 ст. 25.2, ч. 3 ст. 25.6 КоАП РФ, а свидетели, специалисты, эксперты не были предупреждены об административной ответственности соответственно за дачу заведомо ложных показаний, пояснений, заключений по ст. 17.9 КоАП РФ, а также существенное нарушение порядка назначения и проведения экспертизы.
В Докладе Уполномоченного по правам человека в РФ от 24.03.2016 "Доклад Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации за 2015 год" перечислены типичные случаи признания протокола - основного доказательства по делам об административном правонарушении недопустимым доказательством:
1) его составление в случаях, предусмотренных законом, осуществляется без непосредственного присутствия понятых;
2) гражданам не разъясняют права и обязанности, в особенности право пользоваться защитником с момента возбуждения дела об административном правонарушении;
3) создаются препятствия в доступе защитников к лицам, в отношении которых ведется производство по делам об административном нарушении;
4) составленные протоколы об административных правонарушениях не всегда отвечают требованиям закона и содержат предусмотренные сведения, что с легкостью исправляется судом, возвращающим их "на доработку".
Как указал Верховный Суд РФ, процессуальные документы, составленные при возбуждении дела об административном правонарушении, с нарушением требований КоАП РФ признаются недопустимыми доказательствами (Постановление Верховного Суда РФ от 30.06.2016 N 82-АД16-3). Так, в судебной практике недопустимыми доказательствами признавались: протокол об административном правонарушении, составленный в отсутствие надлежащим образом извещенного лица, привлекаемого к административной ответственности (решение Верховного суда Удмуртской Республики от 21.12.2015 по делу N 7-637/2015); копия паспорта на имя, удостоверяющая личность лица, в отношении которого ведется производство по делу, не заверенная надлежащим образом, источник происхождения которой не известен (Постановление Московского городского суда от 25.02.2016 N 4а-6056/2015); протокол задержания транспортного средства при условии произведения задержания транспортного средства должностным лицом с нарушением требований ч. 8 ст. 27.13 КоАП РФ (решение Свердловского областного суда от 20.01.2016 по делу N 72-49/2016).
Следует иметь в виду, что в качестве доказательств по делу об административном правонарушении могут быть использованы доказательства, полученные до возбуждения дела об административном правонарушении (Постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2016 N 10АП-15869/2015 по делу N А41-81777/15).
Отметим, что согласно нововведениям Федерального закона от 12.11.2018 N 410-ФЗ "О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях", внесенным в ст. 26.2 КоАП РФ, в качестве доказательств допускаются объяснения участников производства по делу об административном правонарушении, полученные путем использования систем видео-конференц-связи.
ЧИСТЯКОВА Л.В. АМЕЛИН Р.В. ДОБРОБАБА М.Б. КАПИТАНЕЦ Ю.В. КАПИТАНЕЦ М.Э. МИЛЬШИНА И.В. МОШКИНА Н.А. ПЛЕЩЕВА М.В. ЧЕЛПАЧЕНКО О.А.
Под общ. Л.В. Чистяковой "ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К КОДЕКСУ РФ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ. ЧАСТЬ ВТОРАЯ. ГЛАВА 21-32. ТОМ 2"
Издательство "РосБух", 2019 год