ОБЗОР
НЕДОСТАТКОВ И НАРУШЕНИЙ, ВЫЯВЛЕННЫХ ФЕДЕРАЛЬНЫМ
КАЗНАЧЕЙСТВОМ В ХОДЕ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ КОНТРОЛЯ
В ФИНАНСОВО-БЮДЖЕТНОЙ СФЕРЕ В СУБЪЕКТАХ РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ ВО 2 ПОЛУГОДИИ 2019 ГОДА

В ходе осуществления контроля в финансово-бюджетной сфере в субъектах Российской Федерации во 2 полугодии 2019 года Федеральным казначейством, управлениями Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации выявлены следующие недостатки и нарушения положений бюджетного законодательства Российской Федерации, иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из федерального бюджета и условий государственных (муниципальных) контрактов.

1. Недостатки и нарушения при предоставлении
и использовании межбюджетных трансфертов, предоставленных
из федерального бюджета бюджету субъекта
Российской Федерации

1.1. В нарушение требований, установленных нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (правовыми актами высших исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации), устанавливающих порядок предоставления субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов (далее - Правила предоставления субсидии, субвенции, иных межбюджетных трансфертов соответственно), соглашениями о предоставлении субсидий, субвенций, иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации (далее - соглашения), главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации нарушены:

обязательства по достижению значений показателей результативности при использовании средств, источником финансового обеспечения которых являлись субсидии из федерального бюджета;

обязательства по исполнению графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства по мероприятию государственной программы Российской Федерации;

условия предоставления (использования) субсидий из федерального бюджета, выразившиеся в неосуществлении контроля за расходованием получателями средств, источником финансового обеспечения которых являются субсидии из федерального бюджета.

1.2. В нарушение требований, установленных статьей 132.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 3 Правил предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на мероприятия по подготовке к проведению чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, связанные со строительством, реконструкцией или капитальным ремонтом тренировочных площадок, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 января 2014 г. N 7 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1646), пунктами 18, 23 Типовых требований к тренировочным площадкам, включая их оснащение спортивно-технологическим оборудованием, утвержденных приказом Министерства спорта Российской Федерации от 11 апреля 2014 г. N 230 (в редакции приказа Министерства спорта Российской Федерации от 19 октября 2017 г. N 910), соглашениями, получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации использованы средства, источником финансового обеспечения которых является иной межбюджетный трансферт, предоставленный из федерального бюджета, на цели, не соответствующие целям его предоставления, выразившееся в оплате оборудования (например, снегоуборщик), не предусмотренного указанными типовыми требованиями к тренировочным площадкам, включая их оснащение спортивно-технологическим оборудованием.

1.3. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 3 Правил расходования и учета средств, предоставляемых в виде субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление отдельных полномочий Российской Федерации в области водных отношений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 октября 2006 г. N 629 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 25 мая 2016 г. N 464), нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации оплачены по государственным контрактам за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета, услуги по определению местоположения береговой линии (границы водного объекта) по ряду объектов, не предусмотренных нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.

1.4. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, статьей 17 Федерального закона от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 181-ФЗ), пунктом 1 Правил предоставления субвенций из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан и осуществления расходов бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджета г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются указанные субвенции, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 декабря 2007 г. N 861 (далее - Правила N 861), получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации произведено направление и использование средств, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, на цели, не соответствующие целям их предоставления, выразившееся в перечислении компенсации расходов:

на оплату жилого помещения и коммунальных услуг гражданам после их смерти;

за содержание жилого помещения инвалидам и семьям, имеющим детей - инвалидов, включающих в себя плату за услуги, работы по управлению многоквартирным домом, за содержание и текущий ремонт общего имущества в многоквартирном доме, исходя из занимаемой общей площади жилых помещений, не относящихся к государственному и муниципальному фондам.

1.5. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 132 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктами 2, 13 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из их числа по договорам найма специализированных жилых помещений, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 апреля 2014 г. N 296 (Приложение N 9), соглашением, пунктом 4 Правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 января 2006 г. N 42 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 18 июля 2016 г. N 689), получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации допущено использование средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия, предоставленная из федерального бюджета, на цели, не соответствующие целям ее предоставления, выразившееся в направлении средств субсидии на строительство в муниципальных образованиях субъекта Российской Федерации неблагоустроенных жилых помещений для детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей.

1.6. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, частью 4 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", пунктом 2 Правил формирования и предоставления из федерального бюджета единой субвенции бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 марта 2013 г. N 275, получателями средств бюджетов субъектов Российской Федерации использованы средства, источником финансового обеспечения которых являются субвенции из федерального бюджета, на цели, не соответствующие целям их предоставления, а именно:

возмещены командировочные расходы сотруднику, не состоящему в штате структурных подразделений главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации, и командированному по вопросам, не связанным с переданными полномочиями в сфере образования;

оплачены работы по пошиву спортивной одежды для участия в спартакиадах государственных служащих;

оплачены работы по ремонту здания, в котором не расположены и не осуществляют свои полномочия структурные подразделения главного распорядителя средств бюджета субъекта Российской Федерации.

1.7. В нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, пунктом 11 Правил предоставления субсидии из федерального бюджета в рамках государственной программы Российской Федерации "Развитие здравоохранения" бюджетам субъектов Российской Федерации в целях софинансирования капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации, которые осуществляются из бюджетов субъектов Российской Федерации, или в целях предоставления соответствующих субсидий из бюджетов субъектов Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование капитальных вложений в объекты муниципальной собственности, которые осуществляются из местных бюджетов (приложение N 4), утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г. N 1640 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 г.), соглашением (в части обязанности по соблюдению иных обязательств, установленных бюджетным законодательством Российской Федерации), государственным контрактом на приобретение в государственную собственность комплекса зданий и сооружений (вместе с технологически связанным с ним оборудованием), получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации по акту приема-передачи оплачено поставщику непоставленное медицинское оборудование.

1.8. В нарушение требований, установленных пунктами 16, 19 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30 сентября 2014 г. N 999 (далее - Правила N 999), главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации, получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации не обеспечен возврат средств субсидии в федеральный бюджет за нарушение обязательств, предусмотренных соглашениями, а именно:

за недостижение значений показателей результативности использования субсидии;

за несоблюдение графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства и (или) приобретению объектов недвижимого имущества.

1.9. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацем третьим пункта 5 Правил N 861, главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации представлен в Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации отчет об объеме расходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета г. Байконура, источником финансового обеспечения которых являются субвенции, на бумажном носителе с нарушением установленных сроков на 2 дня (не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным кварталом).

1.10. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 133, пунктом 5 статьи 242 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацем третьим пункта 3 Правил N 861 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 23 декабря 2016 г. N 1456), главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации неиспользованные на конец финансового года остатки субвенций из федерального бюджета на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан, возвращены в доход федерального бюджета с нарушением установленного срока на 1 день (в течение первых 15 рабочих дней текущего финансового года).

2. Недостатки и нарушения при предоставлении юридическим
лицам из бюджетов субъектов Российской Федерации субсидий,
бюджетных инвестиций, в целях финансового обеспечения
или софинансирования которых предоставлены межбюджетные
трансферты из федерального бюджета бюджетам субъектов
Российской Федерации, внесении взносов в уставные
капиталы юридических лиц

В нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидии, главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации, нарушены условия предоставления субсидии на финансовое обеспечение затрат на создание и (или) развитие инфраструктуры поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства - частных промышленных парков, а именно: средства, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, предоставлены юридическому лицу при несоответствии предоставленных правоустанавливающих документов установленным требованиям, а именно: копия договора долгосрочной аренды земельного участка, на котором расположен частный промышленный парк со сроком аренды менее 5 лет на дату предоставления заявки на участие в конкурсном отборе.

3. Недостатки и нарушения при формировании
отчетности о реализации государственных программ
Российской Федерации, в том числе об исполнении
государственных заданий бюджетными и автономными
учреждениями субъекта Российской Федерации, источником
финансового обеспечения которых являются средства
федерального бюджета

3.1. В нарушение требований, установленных Правилами предоставления субсидии, соглашениями, главными распорядителями средств бюджетов субъектов Российской Федерации представлены главным распорядителям средств федерального бюджета:

отчет о расходах бюджета субъекта Российской Федерации, в целях софинансирования которых предоставлены субсидии из федерального бюджета с нарушением сроков от 2 до 30 календарных дней;

отчет об исполнении графика выполнения мероприятий по проектированию и (или) строительству (реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению) объектов капитального строительства с нарушением срока от 15 до 33 календарных дней;

отчет о достижении значений показателей результативности с нарушением срока на 23 календарных дня;

отчет о достижении значений показателей результативности использования субсидии с недостоверными данными.

4. Недостатки и нарушения при использовании
специализированными некоммерческими организациями, которые
осуществляют деятельность, направленную на обеспечение
проведения капитального ремонта общего имущества
в многоквартирных домах (далее - региональный оператор),
средств, полученных в качестве государственной поддержки,
муниципальной поддержки капитального ремонта, а также
средств, полученных от собственников помещений
в многоквартирных домах, формирующих фонды капитального
ремонта на счете (счетах) региональных операторов

4.1. В нарушение требований, установленных частью 1, пунктами 3, 12 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, региональным оператором:

не обеспечена организация и своевременное проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, включенных в региональную программу капитального ремонта и Краткосрочный план реализации субъектом Российской Федерации программы капитального ремонта на соответствующий год;

не осуществлена обязанность по привлечению подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту и заключения с ними соответствующих договоров на выполнение работ (разработку проектно-сметной документации) по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах, включенных в Краткосрочный план реализации субъектом Российской Федерации программы капитального ремонта на соответствующий год;

осуществлена оплата выполненных работ по договорам о выполнении работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме с превышением сроков от 3 до 8 рабочих дней, установленных нормативно-правовым актом (в течение пяти рабочих дней со дня подписания актов приемки).

5. Иные вопросы

5.1. В нарушение требований, установленных частью 23 статьи 30 Федерального закона от 8 мая 2010 г. N 83-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием правового положения государственных (муниципальных) учреждений", частью 3.20 статьи 2 Федерального закона от 3 ноября 2006 г. N 174-ФЗ "Об автономных учреждениях", по состоянию на 1 января 2020 г. рядом субъектов Российской Федерации не возвращены остатки временно привлеченных в бюджеты субъектов Российской Федерации (муниципальных образований) средств бюджетных и автономных учреждений.

5.2. В нарушение требований, установленных пунктом 4 статьи 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацем вторым пункта 5 Правил N 861, главным распорядителем средств бюджета субъекта Российской Федерации не обеспечено внесение изменений в соответствующее Положение о порядке назначения, выплаты и финансирования ежемесячной денежной компенсации на оплату жилого помещения и коммунальных услуг отдельным категориям граждан, проживающим на территории субъекта Российской Федерации, в части изменения срока предоставления заявки на финансовое обеспечение расходов бюджета субъекта Российской Федерации и бюджета г. Байконура, источником финансового обеспечения которых является субвенция из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и бюджету г. Байконура на оплату жилищно-коммунальных услуг отдельным категориям граждан с "ежеквартально, до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом" на "ежеквартально, не позднее 15 числа месяца, предшествующего планируемому кварталу".

5.3. В нарушение требований, установленных пунктом 5 статьи 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственными контрактами на выполнение подрядных работ для государственных нужд (далее - государственные контракты), получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации, являющимся казенным учреждением, произведена оплата подрядным организациям за счет средств, источником финансового обеспечения которых является субсидия из федерального бюджета, работ, не предусмотренных государственным контрактом.

5.4. В нарушение требований, установленных пунктом 3 статьи 133 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абзацами тринадцатым, пятнадцатым статьи 17 Федерального закона N 181-ФЗ, пунктом 1 Правил N 861, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, получателем средств бюджета субъекта Российской Федерации не выплачена единовременная денежная компенсация гражданке (категория "Инвалид 2 группы") за фактически оплаченные жилищно-коммунальные услуги (электроэнергия).

5.5. В нарушение требований, установленных пунктом 234 Положения о привлечении специализированной некоммерческой организацией, осуществляющей деятельность, направленную на обеспечение проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, подрядных организаций для оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 1 июля 2016 г. N 615 (в редакции постановления Правительства Российской Федерации от 9 сентября 2017 г. N 1092), региональным оператором не размещались сведения о ведении претензионной и судебной работы на официальном сайте в реестре договоров о проведении капитального ремонта.

5.6. В нарушение требований, установленных частью 2 статьи 172 Жилищного кодекса Российской Федерации, нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, региональным оператором представлялись в орган государственного жилищного надзора сведения о многоквартирных домах, собственники помещений в которых формируют фонды капитального ремонта на счете, счетах регионального оператора, а также о поступлении взносов на капитальный ремонт от собственников помещений в таких многоквартирных домах на два, три дня позже установленного срока (не позднее 20 числа первого месяца квартала, следующего за истекшим отчетным кварталом).

5.7. В нарушение требований, установленных пунктом 12 части 2 статьи 182 Жилищного кодекса Российской Федерации, пунктом 1 статьи 781 Гражданского кодекса Российской Федерации, договором на оказание услуг по осуществлению строительного контроля за выполнением работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах (ремонт крыш), региональным оператором за счет взносов на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме, собственники помещений в котором формируют фонд капитального ремонта на счете регионального оператора, произведена оплата услуги по осуществлению строительного контроля, превышающая стоимость данной услуги по договору, что привело к образованию необоснованной дебиторской задолженности.