ГЛАВА 5. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКУПКИ

ГЛАВА 5. ПОДГОТОВКА К ПРОВЕДЕНИЮ ЗАКУПКИ

Статья 5.1. Правила подготовки к проведению закупки

1. При подготовке к проведению закупки осуществляются следующие действия:

1.1. Заказчик устанавливает:

а) требования к продукции с учетом положений ст. 5.2, 5.2.1 в виде ТЗ, составляемого по типовым формам, утвержденным распорядительными документами Корпорации, в том числе требование (на основании решения РО) о наличии на рабочей конструкторской документации предлагаемой продукции литеры не ниже "О1" (по ГОСТ 2.103-2013) в случаях и порядке, установленных распорядительными документами генерального директора Корпорации;

б) требования к участникам закупки, в том числе в части устранения коренных причин несоответствий в случаях и порядке, установленных распорядительными документами генерального директора Корпорации, в случаях, установленных Стандартом - требования к субподрядчикам (соисполнителям), изготовителям, в том числе в части прохождения аудита достоверности данных, проводимого в установленном распорядительным документом генерального директора Корпорации порядке, критерии отбора и оценки заявок участников закупки, значение таких критериев и величины их значимости (если порядком проведения закупки предусмотрена оценочная стадия рассмотрения заявок на участие в закупке) (в соответствии с приложением N 10);

в) требования к обеспечению заявки на участие в закупке (в соответствии со ст. 5.2.3 при необходимости).

1.2. Заказчик определяет условия договора.

1.3. Заказчик осуществляет расчет НМЦ в соответствии с приложением N 8 (при проведении любых способов закупки, кроме мелкой закупки), цены договора в порядке, установленном разделом 6 приложения N 12 (при проведении мелкой закупки).

2. Для проведения конкурентных закупок оформляется заявка на закупку по форме и в порядке, предусмотренными распорядительными документами Корпорации, в соответствии со сроками, указанными в утвержденной ГПЗ.

К заявке на закупку прилагаются обоснование НМЦ, локальные сметы (либо выкопировки из локальных смет, либо иные сметы или расчеты (при закупке работ), ТЗ, приложения к ТЗ (при необходимости), проект договора с приложением графика поставки продукции, графика оплаты, иные приложения к проекту договора (при необходимости), заключение ПДТК и РИО, а также иные документы, предусмотренные Стандартом, распорядительными документами Корпорации и заказчиков.

2.1. В заявке на закупку путем проведения открытой конкурентной закупки указываются только сведения и документы, разрешенные в установленном порядке для информационного обмена, что подтверждается заключением ПДТК и РИО.

2.2. В случаях, установленных распорядительными документами Корпорации, заказчик также оформляет поручение на закупку.

3. Подготовка, согласование и утверждение закупочной документации производится в соответствии с выбранным способом закупки и предметом закупки по форме согласно приложению N 15, с учетом требований ст. 5.3.

4. Для каждой отдельной конкурентной закупки либо для группы закупок создаются закупочные комиссии в порядке согласно приложению N 4.

5. Дополнительные требования к подготовке проведения неконкурентных закупок установлены в разделе 6 приложения N 12, с учетом требований ст. 5.2.

Статья 5.2. Принципы формирования требований и критериев оценки закупки

1. Требования и критерии оценки должны быть конкретными, однозначно трактуемыми, измеряемыми, соответствующими необходимым действительным потребностям заказчика.

2. Не допускается установление:

а) требований и критериев оценки, которые могут быть подтверждены только декларативно, за исключением случаев, прямо предусмотренных Стандартом, и требований, которые не будут проверяться на отборочной стадии рассмотрения заявок, критериев, которые не будут оцениваться на стадии оценки;

б) требований и критериев оценки, влекущих за собой нарушение законодательства РФ, а для закупок, по результатам которых договоры исполняются на территории иностранного государства и поставляемая по договору продукция используется на территории иностранного государства, также законодательства такого государства.

3. Требованием является такое минимально необходимое заказчику обязательное требование, невыполнение которого означает отклонение заявки соответствующего участника закупки.

4. Критерии оценки должны соответствовать в совокупности следующим условиям:

а) превышают минимально необходимые обязательные требования заказчика;

б) их невыполнение не может служить основанием для отклонения заявки;

в) учитываются при определении степени предпочтительности заявок при их ранжировании на оценочной стадии рассмотрения заявок в отношении заявок, прошедших отборочную стадию рассмотрения.

Статья 5.2.1. Требования к продукции и описанию объекта закупки

1. Требования в отношении закупаемой продукции включают:

а) требования к безопасности, качеству, техническим, функциональным характеристикам (потребительским свойствам) продукции, эксплуатационным характеристикам (при необходимости), порядок приемки продукции и иные показатели, связанные с определением соответствия продукции потребностям заказчика;

б) требования стандартов, технических условий или иных нормативных документов, которым должна соответствовать продукция, а также требования к подтверждающим документам (сертификатам, заключениям, инструкциям, гарантийным талонам и т.п.), которые должны быть предоставлены в составе заявки, перед заключением договора либо при поставке продукции;

в) требования к условиям производства продукции (использованию определенных технологий, соблюдению стандартов), основанные на соблюдении соответствующих требований законодательства и (или) распорядительных документов Корпорации (при их наличии);

г) при закупке товаров - требования к их количеству, комплектации, размерам, упаковке, отгрузке товара, месту, сроку (графику) поставки;

д) при закупке работ, услуг - требования к их объему (или порядку его определения), составу, результатам, срокам, технологиям и последовательности их выполнения;

е) при закупке средств индивидуальной защиты персонала в документации по решению заказчика устанавливаются требования о представлении контрольных образцов предлагаемой продукции в целях проверки соответствия требованиям к закупаемой продукции. При этом для каждого наименования средства индивидуальной защиты устанавливается требование о предоставлении одного контрольного образца, требование о предоставлении контрольных образцов в большем количестве устанавливается при условии обоснования такой необходимости в документации о закупке. Порядок предоставления контрольных образцов, их проверки, механизм создания и работы комиссии для проверки образцов, порядок их возврата устанавливается в закупочной документации, в том числе при необходимости в проекте договора.

2. При установлении требований к продукции используются показатели, требования, условные обозначения и терминология, касающиеся технических и качественных характеристик продукции, установленных техническими регламентами, стандартами и требованиями, предусмотренными законодательством РФ о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством РФ о стандартизации.

Если при описании продукции используются специальные показатели, требования, условные обозначения и терминология, в документации о закупке указывается обоснование необходимости их использования, содержание данных показателей, требований, обозначений и терминологии либо ссылка на общедоступный источник информации, где раскрывается такое содержание.

3. Описание объекта закупки при необходимости включает в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса РФ, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, стандартов, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии.

4. Исключен решением Наблюдательного совета (протокол от 31.07.2019 N 120).

5. Для заказчиков первой группы - в описание предмета конкурентной закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования влекут за собой необоснованное ограничение количества участников закупки, за исключением случаев, если не имеется другого способа, обеспечивающего более точное и четкое описание указанных характеристик предмета закупки.

Для заказчиков первой и второй группы - при проведении конкурентной закупки при указании в требованиях к продукции товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименования места происхождения товара или наименования изготовителя указываются слова "или аналог" ("или эквивалент") с указанием параметров определения соответствия аналогов (эквивалента), кроме следующих случаев:

а) несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком. Данное решение принимается заказчиком, и обоснование такого решения указывается в закупочной документации с описанием используемых товаров и мотивированных причин несовместимости;

б) закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;

в) закупок товаров, необходимых для исполнения государственного или муниципального контракта;

г) закупок с указанием конкретных товарных знаков, знаков обслуживания, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, места происхождения товара, изготовителя товара, если это предусмотрено условиями международных договоров Российской Федерации или условиями договоров заказчиков, в целях исполнения ими обязательств по заключенным договорам с юридическими лицами, в том числе иностранными юридическими лицами, а для заказчиков второй группы - также при наличии официального требования внешнего заказчика, при этом руководитель организации атомной отрасли должен обеспечить экономическую эффективность такой закупки, включая достижение нормы прибыли (для данного или схожего по ресурсоемкости и размеру вида деятельности) на уровне, не ниже установленного в годовом бюджете и среднесрочном плане такой организации;

д) в случаях стандартизации (унификации) закупаемой в отрасли продукции, а также товаров, обеспечивающих безопасность персонала, определенных распорядительными документами Корпорации; при этом такие документы размещаются вместе с закупочной документацией либо, в случае если такие документы размещены на официальном сайте, в документации о закупке указываются их реквизиты и ссылки, по которым они могут быть найдены на официальном сайте (для заказчиков второй группы);

е) по решению заказчика, в случае если в проектной документации или в исходных технических требованиях указана конкретная марка оборудования, изделия, материалов, комплектующих и полуфабрикатов, разработана рабочая документация и стоимость изменения такой документации превышает экономию за счет применения аналога (эквивалента); при этом обоснование такого решения указывается в закупочной документации с приведением расчета, подтверждающего экономическую целесообразность такой закупки (для заказчиков второй группы).

Статья 5.2.2. Требования к условиям договора. Обязательства, связанные с исполнением договора

1. Требования к условиям договора устанавливаются в форме проекта договора (рекомендуется использование типовых форм, утвержденных распорядительными документами Корпорации), который включается в закупочную документацию.

2. При проведении закупки в закупочной документации указывается, либо на то, что форма и все условия договора являются обязательными, либо на то, что допустимо представление встречных предложений участника по условиям договора, а также те положения (условия) договора, по которым допускаются встречные предложения. При этом не считаются встречными предложения по формулировкам условий договора, направленным на исправление грамматических и технических ошибок, если таковые выявлены участником в проекте договора, включенного в документацию о закупке.

3. Положения проекта договора должны содержать условия предоставления, возврата и удержания обеспечений, связанных с исполнением договора, в том числе:

а) виды обеспечиваемых обязательств;

б) формы обеспечения;

в) размер (сумму) обеспечения;

г) сроки предоставления обеспечений;

д) срок действия обеспечения относительно срока действия обязательства и (при необходимости) порядок продления срока его действия;

е) требования к юридическому лицу (в том числе к гаранту и/или поручителю), предоставляющему финансовое обеспечение в форме независимой гарантии (в том числе банковской гарантии) и/или поручительства;

ж) условия истребования обеспечения;

з) условия и срок возврата обеспечения;

и) условие обязательной замены обеспечения при утрате данным обеспечением обеспечительной функции;

к) последствия непредставления обеспечения.

4. Виды обеспечения обязательств, которые связаны с исполнением договора:

а) обеспечение обязательств по возврату аванса;

б) обеспечение исполнения обязательств по договору, кроме гарантийных обязательств (обеспечение договора);

в) обеспечение исполнения гарантийных обязательств.

5. Формы обеспечения возврата аванса, обеспечения договора и (или) обеспечения исполнения гарантийных обязательств:

а) безотзывная банковская гарантия, выданная банком, соответствующим требованиям, предъявляемым к банкам-гарантам, предоставляющим финансовое обеспечение договорных обязательств заказчика, приведенным в приложении N 11;

б) денежные средства (перечисляются заказчику или организатору закупки (согласно указанию в закупочной документации);

в) поручительство или независимая гарантия (за исключением банковской гарантии), выданные юридическим лицом, соответствующим требованиям, предъявляемым к юридическим лицам, предоставляющим финансовое обеспечение договорных обязательств заказчика, приведенным в приложении N 11, оформленные в соответствии с требованиями приложения N 11.

6. Требование об обеспечении возврата аванса предъявляется в случае, если договором предусмотрена выплата аванса, за исключением случаев, установленных ч. 7, 8 настоящей статьи.

7. По решению руководителя заказчика требование об обеспечении возврата аванса не применяется, если:

- сумма аванса до 10 млн руб. (включительно);

- при наступлении установленных Законодательством о закупках случаев и условий, при которых заказчик вправе не устанавливать данное требование;

- при проведении прямых закупок у единственного поставщика в соответствии с п.п. з), к), п) ч. 2 ст. 4.2.2 вне зависимости от стоимости (только если договор заключается в рамках исполнения государственного оборонного заказа);

- при проведении неконкурентных закупок с целью заключения договора со следующими бюджетными учреждениями: российские образовательные организации высшего образования, государственные научные учреждения или организации.

При этом распорядительный документ заказчика, или справка, подписанная руководителем заказчика, которая содержит обоснование принятого решения, хранится вместе с оригиналом договора.

8. Требование об обеспечении возврата аванса не применяется при заключении договоров:

а) по итогам проведения прямой закупки у единственного поставщика по основаниям, указанным в пп. а) - г), е) ч. 2 ст. 4.2.2;

б) по итогам проведения прямой закупки у единственного поставщика, являющегося организацией атомной отрасли, в т.ч. по результатам закупок во исполнение доходных договоров;

в) на оказание страховых услуг (ст. 7.5);

г) на оказание финансовых услуг (ст. 7.6).

9. Размер обеспечения возврата аванса устанавливается в размере суммы выплачиваемого аванса.

10. Если НМЦ закупки составляет 100 млн руб. с НДС и более, требование об обеспечении договора устанавливается обязательно, за исключением случаев, установленных ч. 11 настоящей статьи.

11. По решению руководителя заказчика требование об обеспечении договора не применяется:

а) если НМЦ с учетом НДС до 100 млн руб. (включительно);

б) вне зависимости от стоимости, если заключается договор:

- по итогам проведения прямой закупки у единственного поставщика по основаниям, указанным в п.п. з), к), п) ч. 2 ст. 4.2.2 (только если договор заключается в рамках исполнения государственного оборонного заказа);

- по итогам проведения прямой закупки у единственного поставщика по основаниям, указанным в п.п. а) - г), е) ч. 2 ст. 4.2.2;

- по итогам проведения прямой закупки у единственного поставщика, являющегося организацией атомной отрасли, в т.ч. по результатам закупок во исполнение доходных договоров;

- на оказание страховых услуг (ст. 7.5);

- на оказание финансовых услуг (ст. 7.6);

- на оказание юридических услуг;

- по агентским договорам и договорам комиссии, по которым весь объем вознаграждения выплачивается по факту оказания услуг;

- при проведении неконкурентных закупок с целью заключения договора со следующими бюджетными учреждениями: российские образовательные организации высшего образования, государственные научные учреждения или организации;

- при наступлении установленных Законодательством о закупках случаев и условий, при которых заказчик вправе не устанавливать данное требование.

12. Требование об обеспечении договора устанавливается в пределах от 5% до 25% цены договора, заключаемого по результатам закупки. При этом размер обеспечения увеличивается в порядке и случаях, предусмотренных ч. 17-18 настоящей статьи.

13. Если предусмотрено обеспечение возврата аванса, то такое обеспечение предоставляется отдельно от обеспечения договора.

14. К обеспечению обязательств, связанных с исполнением договора, устанавливаются иные требования, если это предусмотрено распорядительными документами генерального директора Корпорации (ч. 1 ст. 3.2).

15. При наличии в документации о закупке требования о предоставлении обеспечения возврата аванса и (или) обеспечения договора, такое обеспечение предоставляется лицом, с которым заключается договор, не ранее 10 дней со дня размещения на официальном сайте протокола (при проведении закрытых закупок - со дня подписания протокола), на основании которого заключается такой договор, при этом:

- обеспечение договора предоставляется до заключения договора либо после заключения договора, в срок не позднее 20 дней с даты его заключения;

- обеспечение возврата аванса должно быть предоставлено не позднее, чем за пять рабочих дней до даты выплаты аванса.

16. При установлении в документации о закупке требования об обеспечении исполнения гарантийных обязательств, предусмотренных договором, такое обеспечение, предоставляется не менее чем за 30 дней до подписания сторонами по договору документа, подтверждающего выполнение контрагентом основных обязательств по договору (акта приема-передачи товара, работ, услуг, акта ввода объекта в эксплуатацию и т.п.).

17. При проведении конкурентных закупок и наличии в документации о закупке требования о предоставлении обеспечения договора, в проекте договора в составе документации о закупке и в документации о закупке, дополнительно должны быть предусмотрены антидемпинговые меры в соответствии с приложением N 15.1.

18. При проведении конкурентных закупок с НМЦ 10 млн руб. с НДС и более в проекте договора в составе документации о закупке и в документации о закупке, при недостаточности конкурентной среды и снижении требования по уровню обеспеченности финансовыми ресурсами, по решению заказчика, в случаях, указанных в приложении 3 приложения N 10, дополнительно предусматривается увеличение размера обеспечения исполнения договора в соответствии с приложением N 15.1.

Статья 5.2.3 Обеспечение заявки на участие в закупке

1. При проведении конкурса с НМЦ свыше 20 млн руб. с НДС или других конкурентных способов закупок с НМЦ свыше 10 млн руб. с НДС заказчик (в заявке на закупку), организатор закупки (в документации о закупке) устанавливают требование о представлении участником обеспечения заявки на участие в закупке. При проведении иных закупок с НМЦ свыше 5 млн руб. с НДС требование о представлении участником обеспечения заявки на участие в закупке устанавливается по решению заказчика.

Такое обеспечение устанавливается в размере от 0,5 % до 5% НМЦ (цены лота), если иное для заказчиков второй группы не предусмотрено распорядительными документами генерального директора Корпорации (ч. 1 ст. 3.2).

2. Формы обеспечения, условия предоставления, возврата и удержания обеспечения заявки на участие в закупке изложены в приложении N 12.

Статья 5.2.4. Начальная (максимальная) цена договора

1. При проведении конкурентных закупок, а также прямых закупок у единственного поставщика, упрощенных закупок, закупок путем участия в конкурентной процедуре продавца заказчик определяет НМЦ согласно приложению N 8.

2. При проведении мелких закупок стоимость закупаемой продукции, определяется в порядке, установленном разделом 6 приложения N 12. В данном случае требования положений приложения N 8 к расчету НМЦ могут не применяться.

Статья 5.3. Подготовка, согласование и утверждение закупочной документации

1. Закупочная документация содержит как минимум следующие сведения:

а) сведения, указание которых в закупочной документации является обязательным в соответствии с законодательством РФ;

б) сведения, указание которых в закупочной документации является обязательным в соответствии с приложениями N 12, N 15 (с учетом требований ст. 5.2 - ст. 5.2.4);

в) сведения о том, что закупка проводится в соответствии с редакцией Стандарта, действовавшей на момент публикации извещения о проведении такой закупки, а также реквизиты примененной редакции.

2. Закупочная документация и извещение в ее составе разрабатываются заказчиком или организатором закупки.

Заказчик /организатор закупки обеспечивает соответствие закупочной документации целям и принципам закупочной деятельности (глава 1), правилам формирования требований и критериев (ст. 5.2 - ст. 5.2.4, приложение N 10), обоснованности требований исходя из потребности, которая удовлетворяется за счет закупаемой продукции.

Заказчик/организатор закупки обеспечивает согласование закупочной документации закупочной комиссией (созданной для каждой отдельной конкурентной закупки либо для группы закупок в соответствии с приложением N 4) в части требований к участникам закупки, их субподрядчикам (соисполнителям), критериев отбора и оценки, перечня и (или) форм документов заявки, порядка и сроков проведения закупки, если иное не установлено распорядительными документами генерального директора Корпорации.

3. Порядок согласования извещения и закупочной документации: для закупок, проводимых ЕОЗП, устанавливается распорядительными документами генерального директора Корпорации, для иных закупок - распорядительными документами заказчиков и/или УО.

4. Закупочная документация и извещение в ее составе утверждаются:

а) организатором закупки, если ему такая функция передана по договору (соглашению) при обязательном согласовании с заказчиком;

б) заказчиком/УО при обязательном согласовании с организатором закупки.