МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ ПО РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ И ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ВВЕДЕННЫМ ОБЪЕКТАМ, ИМЕЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ

Утверждены
Постановлением Госкомстата России
от 16 июля 1999 г. N 60

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ
ПО РАСЧЕТУ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ
И ОКУПАЕМОСТИ ИНВЕСТИЦИЙ ПО ВВЕДЕННЫМ ОБЪЕКТАМ,
ИМЕЮЩИМ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ПОДДЕРЖКУ

I. Общие положения

Настоящие методические указания предназначены для расчета фактической эффективности и окупаемости инвестиций по введенным стройкам и объектам, сооружаемым с государственной поддержкой, в целях выявления резервов повышения эффективности использования государственных средств и инвестиционных затрат, направляемых в основной капитал, по инвестиционным проектам - победителям конкурса на право получения государственной поддержки.

Выделение инвестиционным проектам поддержки на конкурсной основе за счет средств федерального бюджета регламентируется положениями:

- Указа Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928 "О частных инвестициях в Российской Федерации";

- Указа Президента Российской Федерации от 20 января 1996 г. N 70 "О внесении изменений и дополнений в Указ Президента Российской Федерации от 17 сентября 1994 г. N 1928";

- Постановления Правительства Российской Федерации от 1 мая 1996 г. N 534 "О дополнительном стимулировании частных инвестиций в Российской Федерации";

- Постановления Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1470 "Об утверждении Порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств Бюджета развития Российской Федерации и Положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов Бюджета развития Российской Федерации".

Согласно указанным документам государственная поддержка предоставляется коммерческим высокоэффективным инвестиционным проектам с долей собственных средств инвестора не менее 20% от стоимости проекта. Критерием эффективности для инвестиционных проектов принят срок окупаемости затрат, не превышающий, как правило, двух лет. Отбор проектов осуществляется на конкурсной основе. Доля государственной поддержки установлена в размере не более 20% от стоимости проекта. Допускается привлечение инвестором заемных средств.

Государственная поддержка проектам - победителям конкурсов оказывается посредством:

- предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе на срок не более 24 месяцев;

- предоставления государственных инвестиционных ресурсов на условиях закрепления в государственной собственности части акций создаваемых акционерных обществ и реализации акций на рынке по истечении двух лет с начала получения прибыли от реализации проекта;

- предоставления государственных гарантий по возмещению за счет средств федерального бюджета части вложенных инвестором финансовых ресурсов в случае срыва выполнения инвестиционного проекта не по вине инвестора.

Настоящие методические указания используются для расчета фактической эффективности и окупаемости по конкретным инвестиционным проектам, государственная поддержка которым оказывалась только в форме предоставления средств федерального бюджета на возвратной основе (льготный инвестиционный кредит), поскольку поддержка в форме предоставления государственных гарантий в исследуемый период не осуществлялась, а государственные инвестиционные ресурсы на условиях закрепления акций в государственной собственности на заданный срок предоставлялись практически в виде исключения.

Информационной базой для расчета показателей эффективности и окупаемости инвестиций в основной капитал по инвестиционным проектам, имеющим государственную поддержку, служит форма N 1-ЭФК "Сведения о результатах реализации инвестиционных коммерческих высокоэффективных проектов - победителей конкурсов".

II. Система показателей оценки фактической
эффективности и окупаемости инвестиционных проектов

В основе оценки фактической эффективности государственной поддержки инвестиционных проектов - победителей конкурсов при обследовании лежит система показателей, по которой, в соответствии с Методическими рекомендациями для разработки бизнес - планов инвестиционных проектов, представляемых на конкурс, определялась целесообразность оказания проектам поддержки за счет средств федерального бюджета.

В систему показателей фактической эффективности и окупаемости инвестиций по введенным объектам, имеющим государственную поддержку, включены показатели четырех групп, с разных сторон характеризующих эффективность инвестиционной деятельности: фактическая эффективность и окупаемость инвестиций в основной капитал, бюджетная эффективность, социальная эффективность и сравнительная эффективность. Им соответствуют следующие показатели, рассчитываемые по инвестиционным проектам, получившим государственную поддержку:

1. Фактический срок окупаемости инвестиций в основной капитал.

2. Фактический бюджетный эффект от реализации инвестиционных проектов.

3. Фактический чистый доход.

4. Количество созданных рабочих мест.

5. Продолжительность строительства (реализации инвестиционного проекта).

6. Сопоставление фактических показателей эффективности и окупаемости инвестиционных проектов с показателями их бизнес - планов, послужившими основанием для принятия решений об оказании государственной поддержки.

Другие показатели эффективности инвестиционных проектов, предусмотренные Методическими рекомендациями для разработки по ним бизнес - планов, при проведении обследования не рассматриваются вследствие объективных причин. В частности, такие показатели, как дисконтированный срок окупаемости, чистый дисконтированный доход, не оцениваются в связи со значительными колебаниями ставки рефинансирования Центрального банка РФ в период реализации проектов и обусловленными ими изменениями коэффициента дисконтирования; внутренняя норма рентабельности не оценивается, поскольку она должна определяться в расчете на весь жизненный цикл проекта, длительность которого обусловлена сроком службы основных фондов.

Наряду с указанными показателями, для полноты отражения и анализа экономической эффективности инвестиций в основной капитал по законченным объектам - победителям конкурса, рассчитываются дополнительные показатели эффективности инвестиционного проекта:

- ввод основных фондов на 1 рубль инвестиций в основной капитал;

- коэффициент использования (освоения) производственных мощностей;

- капиталоемкость продукции;

- норма прибыли.

Отдельную группу составляют показатели, напрямую не относящиеся к показателям эффективности и окупаемости инвестиций в основной капитал, но характеризующие условия (критерии) выделения государственной поддержки инвестиционным проектам на условиях конкурса. К ним относятся:

- доля собственных средств в общем объеме финансирования инвестиционного проекта;

- доля государственной поддержки в общем объеме финансирования инвестиционного проекта;

- доля заемных средств в общем объеме финансирования инвестиционного проекта.

Рассчитанные фактические показатели сопоставляются с проектными. Полный перечень показателей эффективности и окупаемости инвестиционного проекта, получившего государственную поддержку и оцениваемых в ходе обследования, представлен в таблице 1.

Таблица 1

Показатели эффективности и окупаемости
инвестиционного проекта

┌──────────────────────┬───────────┬─────────────────┬───────────┐
│      Показатели      │ Ед. изм.  │По бизнес - плану│Фактически │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│1.  Срок окупаемости  │  лет      │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│2.  Бюджетный эффект  │  руб.     │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│3.  Чистый доход      │  руб.     │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│4.  Количество        │           │                 │           │
│    созданных         │           │                 │           │
│    рабочих мест      │  чел.     │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│5.  Продолжительность │           │                 │           │
│    строительства     │  лет      │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│6.  Ввод основных     │           │                 │           │
│    фондов на 1       │           │                 │           │
│    рубль             │           │                 │           │
│    инвестиций в      │           │                 │           │
│    основной          │           │                 │           │
│    капитал           │  руб.     │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│7.  Коэффициент       │           │                 │           │
│    использования     │           │                 │           │
│    (освоения)        │           │                 │           │
│    производственных  │           │                 │           │
│    мощностей         │   %       │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│8.  Капиталоемкость   │           │                 │           │
│    продукции         │   %       │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│9.  Норма прибыли     │   %       │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│10. Доля собственных  │           │                 │           │
│    средств в общем   │           │                 │           │
│    объеме            │           │                 │           │
│    финансирования    │   %       │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│11. Доля              │           │                 │           │
│    государственной   │           │                 │           │
│    поддержки в       │           │                 │           │
│    общем объеме      │           │                 │           │
│    финансирования    │   %       │                 │           │
├──────────────────────┼───────────┼─────────────────┼───────────┤
│12. Доля заемных      │           │                 │           │
│    средств в общем   │           │                 │           │
│    объеме            │           │                 │           │
│    финансирования    │   %       │                 │           │
└──────────────────────┴───────────┴─────────────────┴───────────┘

III. Методика расчета показателей фактической
эффективности и окупаемости инвестиционных проектов

Фактический срок окупаемости инвестиций в основной капитал

Срок окупаемости инвестиционного проекта Ток представляет собой продолжительность периода от начала финансирования проекта до момента, когда фактический объем инвестиций Иок (раздел 2 строка 11 графа 4 формы N 1-ЭФК) сравняется с суммой чистой прибыли Пч (раздел 3 строка 28 графа 5) и амортизационных отчислений Аотч (раздел 3 строка 26 графа 5), подсчитанных нарастающим итогом.

                           Ток
                     Иок = SUM(Пчt + Аотчt),
                           t=1

где t - год реализации проекта.

В целях сопоставимости с показателями проекта по бизнес - плану при расчете фактического значения срока окупаемости показатели чистой прибыли, амортизации и инвестиций в основной капитал пересчитываются в цены бизнес - плана. Порядок пересчета приведен в инструкции по заполнению формы N 1-ЭФК.

Фактический бюджетный эффект от реализации инвестиционного проекта представляет собой величину отчислений в бюджет за вычетом полученных из бюджета средств.

Фактический бюджетный эффект Эб рассчитывается как разность между суммой отчислений в бюджет Об (без подоходного налога на заработную плату) (раздел 4, строка 33 графа 4) за период реализации проекта и полученных средств из бюджета Сб (раздел 4 строка 31 графа 4) за этот же период.

                          Эб = Об - Сб

Фактический чистый доход (прибыль) Пч (раздел 3 строка 28 графа 5) исчисляется как разность финансового результата, платежей в бюджет из прибыли, погашения кредитов и выплаты процентов по ним.

Количество созданных рабочих мест - численность занятых в результате реализации инвестиционного проекта характеризует фактический социальный эффект.

Количество созданных рабочих мест (численность занятых) по проекту указывается в разделе 3 строка 29 графа 4.

Продолжительность строительства (реализации проекта) Рс представляет собой период времени от начала реализации проекта Рn (раздел 1 строка 04) до окончания реализации проекта Рk (раздел 1 строка 07).

                          Pc = Pk - Pn

Сопоставление фактических показателей эффективности и окупаемости инвестиционных проектов с показателями их бизнес - планов, послужившими основанием для принятия решений об оказании государственной поддержки

Для сопоставления фактического и проектного сроков окупаемости проекта производится сравнение рассчитанного фактического срока окупаемости со сроком окупаемости инвестиций в основной капитал по бизнес - плану (раздел 1 строка 09).

Для сопоставления фактического бюджетного эффекта с проектируемым (по бизнес - плану) сравниваются графы 4 и 3 (стр. 33 - стр. 31) раздела 4.

Аналогично осуществляется сопоставление чистого дохода (по графам 3 и 5 строке 28) и создание рабочих мест (графы 3 и 4 строке 29).

Ввод основных фондов на 1 рубль инвестиций в основной капитал относится к обобщающим показателям, характеризующим эффективность использования инвестиций в основной капитал.

Ввод основных фондов на 1 рубль инвестиций в основной капитал Кв рассчитывается путем отношения (деления) ввода в действие основных фондов Воф (раздел 2 строка 18 графа 4) к объему инвестиций в основной капитал Иок (раздел 2 строка 11 графа 4).

                         Кв = Воф / Иок

Коэффициент использования (освоения) производственных мощностей характеризует эффективность использования производственного аппарата.

Коэффициент использования производственных мощностей Км рассчитывается путем деления фактического годового объема продукции в натуральном выражении Оп (раздел 3 строка 21 графа 4) к введенной производственной мощности Мп (раздел 2 строка 19 графа 4).

                          Км = Оп / Мп

Капиталоемкость продукции характеризует уровень инвестиционных затрат на создание единицы продукции.

Капиталоемкость продукции Кп рассчитывается как отношение объема инвестиций в основной капитал Иок (раздел 2 строка 11 графа 4) к стоимости годового объема продукции Оп (раздел 3 строка 22 графа 5).

                          Кп = Иок / Оп

Норма прибыли является важнейшим обобщающим показателем эффективности инвестиционного проекта, характеризующим уровень его привлекательности для инвестора.

Норма прибыли Нп рассчитывается как отношение величины полученного финансового результата Пб (раздел 3 строка 27 графа 5) к объему инвестиций в основной капитал Иок (раздел 2 строка 11 графа 4).

                          Нп = Пб / Иок

Доля собственных средств в общем объеме финансирования инвестиционного проекта выступает одним из главных критериев выделения средств из государственного бюджета на поддержание высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов. Согласно правилам проведения конкурсов доля собственных средств должна составлять не менее 20% от общего объема финансовых затрат по проекту.

Доля собственных средств в общем объеме финансирования инвестиционного проекта Дс определяется как отношение величины собственных средств, использованных с момента реализации проекта Сс (раздел 2 строка 12 графа 4), к объему инвестиций в основной капитал Иок (раздел 2 строка 10 графа 4).

                          Дс = Сс / Иок

Доля государственной поддержки в общем объеме финансирования инвестиционного проекта отражает еще одно условие выделения средств из государственного бюджета на поддержание высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов. Согласно правилам проведения конкурсов доля государственной поддержки составляет от 20% до 50% от общего объема финансовых затрат по проекту.

Доля государственной поддержки в общем объеме финансирования инвестиционного проекта Дг определяется как отношение величины полученной государственной поддержки Гп (раздел 4 строка 32 графа 4) к объему инвестиций в основной капитал Иок (раздел 2 строка 10 графа 4).

                          Дг = Гп / Иок

Доля заемных средств в общем объеме финансирования инвестиционного проекта также является условием выделения средств из государственного бюджета на поддержание высокоэффективных коммерческих инвестиционных проектов. Согласно правилам проведения конкурсов доля заемных средств составляет от 50% до 80% от общего объема финансовых затрат по проекту.

Доля заемных средств в общем объеме финансирования инвестиционного проекта Дз определяется как отношение величины привлеченных на реализацию проекта средств Сп (раздел 2 строка 13 графа 4) к объему инвестиций в основной капитал Иок (раздел 2 строка 10 графа 4).

                          Дз = Сп / Иок

Для анализа фактических значений показателей эффективности и окупаемости инвестиций в основной капитал в целях сопоставимости с показателями бизнес - плана при их расчете инвестиции в основной капитал, введенные в действие основные фонды, стоимость годового объема продукции, выручка от реализации продукции, затраты на производство, финансовый результат пересчитываются в цены бизнес - плана. Порядок пересчета приведен в инструкции по заполнению формы N 1-ЭФК.

IV. Анализ результатов расчета показателей фактической
эффективности и окупаемости инвестиционных проектов

Анализ показателей раздела 1 "Общие данные по инвестиционному проекту" формы N 1-ЭФК позволяет определить:

- фактический срок строительства и его отклонение от предусмотренного бизнес - планом;

- даты одобрения инвестиционного проекта конкурсной комиссией и начала бюджетного финансирования;

- соответствие фактического объема инвестиций бизнес - плану и проектно - сметной документации;

- срок окупаемости инвестиционного проекта, указанный в бизнес - плане, для сравнения с фактическим сроком окупаемости инвестиций в основной капитал (Ток).

Раздел 2 "Инвестиции в основной капитал, ввод в действие основных фондов и производственных мощностей" используется для оценки соответствия реальных процессов инвестирования и создания производственного потенциала показателям, предусмотренным бизнес - планом.

По материалам раздела анализируются:

- фактическое освоение объема инвестиций по годам реализации проекта и отклонение от показателей бизнес - плана;

- выполнение требуемых условий предоставления государственной поддержки, т.е. участие 20% собственных средств в финансировании инвестиционных затрат по каждому году реализации проекта и не более 20% льготного инвестиционного кредита за счет средств федерального бюджета;

- фактическое привлечение кредитов коммерческих банков для финансирования инвестиционных проектов;

- соответствие ввода в действие основных фондов и производственных мощностей объему и срокам, предусмотренным в бизнес - плане;

- изменение доли незавершенного строительства в стоимости инвестиционного проекта.

Основные финансово - экономические показатели, содержащиеся в разделе 3, позволяют выявить фактические результаты реализации инвестиционного проекта, степень достижения показателей бизнес - плана, что в определенной мере характеризует обоснованность решений об оказании государственной поддержки, основные причины недостижения объема прибыли, заложенной в бизнес - плане.

В заключительном разделе 4 "Отношения с бюджетом" выявляется бюджетный эффект от реализации проекта, т.е. фактическая абсолютная сумма превышения поступлений в бюджет по сравнению с бюджетными затратами на поддержку проекта. Сравнивается фактический бюджетный эффект с заложенным в проекте.

Поступление в бюджет средств анализируется по основным статьям. Особое внимание уделяется налоговым отчислениям.

Рассматривается выполнение инвесторами обязательств по обслуживанию кредита, предоставленного за счет средств федерального бюджета, соблюдение графика погашения основного долга по объему и срокам выплат, а также своевременность уплаты процентов.

Общий анализ показателей формы N 1-ЭФК позволяет осуществить группировки инвестиционных проектов по:

- отраслевой принадлежности;

- характеру строительства;

- соблюдению бюджетных обязательств (полностью профинансированные, частично, непрофинансированные);

- срокам реализации проектов;

- срокам окупаемости;

- коэффициенту использования (освоения) введенных мощностей.

На основе анализа показателей эффективности и окупаемости инвестиций в основной капитал могут быть сделаны следующие выводы:

- соответствуют ли фактические показатели эффективности проектируемым в бизнес - плане инвестиционного проекта;

- в чем состоят причины отклонения фактических показателей эффективности и окупаемости инвестиций от проектируемых;

- какие направления и меры по повышению эффективности инвестирования в данный инвестиционный проект можно предпринять.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D