Приложение 8. (рекомендуемое)

Приложение 8

(рекомендуемое)

                               АКТ
      осмотра и слива железнодорожных цистерн для перевозки
                         жидкого аммиака

    Организация __________________________ "__" __________ 20__ г.
    1. Цистерны с жидким аммиаком в количестве ______ шт. получены
"__" _______ 20__ г. от поставщика _______________________________
                                          (указать название
                                    организации-грузоотправителя)
по накладной N ______________ от "__" ___________ 20__ г.
    2. Полученные цистерны имеют следующие номера:

┌───┬─────┬────────┬─────────────┬─────────────┬─────────────────┐
│ N │Номер│Регистр.│Разрешение   │  Давление   │Транспортное по- │
│п/п│     │ номер  │на слив <*>  │после слива, │ложение после    │
│   │     │        │(разрешается/│МПа (кгс/см2)│слива <**> (гото-│
│   │     │        │не разрешает-│             │ва к отправке/не │
│   │     │        │ся)          │             │готова к отправ- │
│   │     │        │             │             │ке)              │
├───┼─────┼────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────────┤
│ 1 │  2  │   3    │     4       │      5      │        6        │
├───┼─────┼────────┼─────────────┼─────────────┼─────────────────┤
│   │     │        │             │             │                 │
└───┴─────┴────────┴─────────────┴─────────────┴─────────────────┘

    --------------------------------
    <*> Графа  4  заполняется по результатам осмотра цистерн,  при
котором устанавливается,  что в  них  нет  посторонних  продуктов,
цистерны  и  арматура  исправны,  окраска,  отличительные полосы и
надписи соответствуют требованиям МПС.
    При обнаружении дефектов и неисправностей,  не  препятствующих
сливу, они перечисляются (с указанием номера цистерны):
__________________________________________________________________
__________________________________________________________________
    <**> Графа  6  заполняется  по  результатам   осмотра   слитых
цистерн, при котором определяется наличие после слива на цистернах
всей необходимой арматуры,  заглушек  на  вентилях,  установки  на
место  и  опломбирования  пломбирами с установленными контрольными
знаками защитных колпаков.

    3. Осмотренные  цистерны  слиты  полностью   и   в   указанном
состоянии сданы для возвращения грузоотправителю аммиака
__________________________________________________________________
         (указать название организации-грузоотправителя)

    "__" ________ 20__ г.

    Фамилии и подписи уполномоченных лиц
    цеха-потребителя или склада

ИНФОРМАЦИОННО-СПРАВОЧНЫЕ МАТЕРИАЛЫ

ПЕРЕЧЕНЬ
НОРМАТИВНО-ТЕХНИЧЕСКИХ ДОКУМЕНТОВ, ИСПОЛЬЗОВАННЫХ
ПРИ РАЗРАБОТКЕ ПРАВИЛ БЕЗОПАСНОСТИ ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ВАГОНОВ-ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО
АММИАКА (ПБ 03-557-03)

1. Правила безопасности для наземных складов жидкого аммиака (ПБ 09-579-03). Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 62, зарегистрированным Минюстом России 18.06.2003, регистрационный N 4712.

2. Положение о порядке проведения экспертизы промышленной безопасности в химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей промышленности (РД 09-539-03). Утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 18.03.2003 N 8, зарегистрированным Минюстом России 12.05.2003, регистрационный N 4524.

3. Правила разработки, изготовления и применения мембранных предохранительных устройств (ПБ 03-583-03). Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 59, зарегистрированным Минюстом России 18.06.2003, регистрационный N 4707.

4. Общие правила взрывобезопасности для взрывопожароопасных химических, нефтехимических и нефтеперерабатывающих производств (ПБ 09-540-03). Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05.05.2003 N 29, зарегистрированным Минюстом России 15.05.2003, регистрационный N 4537.

5. Правила устройства и безопасной эксплуатации компрессорных установок с поршневыми компрессорами, работающими на взрывоопасных и вредных газах (ПБ 03-582-03). Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 05.06.2003 N 61, зарегистрированным Минюстом России 18.06.2003, регистрационный N 4711.

6. Правила устройства и безопасной эксплуатации технологических трубопроводов (ПБ 03-585-03). Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 10.06.2003 N 80, зарегистрированным Минюстом России 19.06.2003, регистрационный N 4738.

7. Методические указания о порядке разработки плана локализации и ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) на химико-технологических объектах (РД 09-536-03). Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 18.04.2003 N 14, зарегистрированным Минюстом России 25.04.2003, регистрационный N 4453.

8. Правила устройства и безопасной эксплуатации сосудов, работающих под давлением (ПБ 03-576-03). Утверждены постановлением Госгортехнадзора России от 11.06.2003 N 91, зарегистрированным Минюстом России 19.06.2003, регистрационный N 4776.

9. Федеральный закон от 10.01.2003 N 17-ФЗ "О железнодорожном транспорте в Российской Федерации".

10. Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации от 10.01.2003 N 18-ФЗ.

11. Правила безопасности при перевозке опасных грузов железнодорожным транспортом (РД 15-73-94); с изменением [ПБИ 15-461(73)-02]. Утверждены постановлениями Госгортехнадзора России от 16.08.94 N 50, от 20.06.2002 N 29.

12. Правила безопасности и порядок ликвидации аварийных ситуаций с опасными грузами при перевозке их по железным дорогам, согласованные Госгортехнадзором России 08.10.96 N 03-35/387.

13. Положение о порядке подготовки и аттестации работников организаций, осуществляющих деятельность в области промышленной безопасности опасных производственных объектов, подконтрольных Госгортехнадзору России (РД 03-444-02). Утверждено постановлением Госгортехнадзора России от 30.04.2002 N 21, зарегистрированным Минюстом России 31.05.2002, регистрационный N 3489.

14. Типовая инструкция по организации безопасного проведения газоопасных работ. Утверждена Госгортехнадзором СССР 20.02.85.

НЕКОТОРЫЕ СВОЙСТВА АММИАКА

Аммиак не имеет цвета и обладает характерным резким, раздражающим запахом нашатырного спирта. При температуре 273,1 K (0 °C) и атмосферном давлении (нормальные условия) аммиак находится в газообразном состоянии. В жидкое состояние при атмосферном давлении аммиак может быть превращен охлаждением до 239,8 K (-33,3 °C), а при более высоких температурах - соответствующим увеличением давления. В связи с этим аммиак относится к сжиженным газам и промышленностью выпускается в жидком виде.

Химическая формула .................................................... NH3
Температура, K (°C):
    кипения при давлении
    0,101 МПа (1,033 кгс/см2) .......................... 239,8 K (-33,3 °C)
    плавления .......................................... 195,4 K (-77,7 °C)
    критическая ........................................ 405,5 K (132,4 °C)
Критическое давление (абсолютное),
МПа (кгс/см2) ............................................... 11,32 (111,5)
Плотность газа при температуре 273,1 K (0 °C) и
давлении 0,1 МПа (кгс/см2)...................................... 0,77 (7,7)

Изменение давления паров аммиака и плотности жидкости в состоянии насыщения в зависимости от температуры приведено в таблице.

┌────────────────────────┬─────────────────────────┬──────────────────────┐
│      Температура       │     Давление паров      │  Плотность жидкости  │
├─────────────┬──────────┼────────────┬────────────┼──────────────────────┤
│      K      │    °C    │    МПа     │  кгс/см2   │        кг/м3         │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│      1      │    2     │     3      │     4      │          5           │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    239,8    │  -33,3   │   0,101    │    1,03    │         682          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    241,1    │   -32    │   0,108    │    1,10    │         680          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    243,1    │   -30    │   0,120    │    1,22    │         678          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    245,1    │   -28    │   0,132    │    1,34    │         675          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    247,1    │   -26    │   0,145    │    1,48    │         673          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    249,1    │   -24    │   0,159    │    1,62    │         670          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    251,1    │   -22    │   0,174    │    1,77    │         668          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    253,1    │   -20    │   0,190    │    1,94    │         665          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    255,1    │   -18    │   0,208    │    2,12    │         663          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    257,1    │   -16    │   0,226    │    2,31    │         660          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    259,1    │   -14    │   0,247    │    2,51    │         658          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    261,1    │   -12    │   0,268    │    2,73    │         655          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    263,1    │   -10    │   0,291    │    2,97    │         652          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    265,1    │    -8    │   0,315    │    3,21    │         650          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    267,1    │    -6    │   0,341    │    3,48    │         647          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    269,1    │    -4    │   0,369    │    3,76    │         644          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    271,1    │    -2    │   0,398    │    4,06    │         642          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    273,1    │    0     │   0,429    │    4,38    │         639          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    275,1    │    2     │   0,462    │    4,72    │         636          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    277,1    │    4     │   0,497    │    5,07    │         634          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    279,1    │    6     │   0,534    │    5,45    │         631          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    281,1    │    8     │   0,574    │    5,85    │         628          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    283,1    │    10    │   0,615    │    6,27    │         625          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    285,1    │    12    │   0,658    │    6,71    │         622          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    287,1    │    14    │   0,704    │    7,18    │         620          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    289,1    │    16    │   0,752    │    7,67    │         617          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    291,1    │    18    │   0,803    │    8,19    │         614          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    293,1    │    20    │   0,857    │    8,74    │         611          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    295,1    │    22    │   0,913    │    9,31    │         608          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    297,1    │    24    │   0,972    │    9,91    │         605          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    299,1    │    26    │   1,033    │   10,54    │         602          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    301,1    │    28    │   1,098    │   11,19    │         599          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    303,1    │    30    │   1,166    │   11,88    │         596          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    305,1    │    32    │   1,236    │   12,61    │         593          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    307,1    │    34    │   1,310    │   13,36    │         590          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    309,1    │    36    │   1,388    │   14,15    │         587          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    311,1    │    38    │   1,468    │   14,97    │         583          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    313,1    │    40    │   1,553    │   15,83    │         580          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    315,1    │    42    │   1,641    │   16,73    │         577          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    317,1    │    44    │   1,732    │   17,66    │         574          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    319,1    │    46    │   1,828    │   18,65    │         570          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    321,1    │    48    │   1,927    │   19,65    │         567          │
├─────────────┼──────────┼────────────┼────────────┼──────────────────────┤
│    323,1    │    50    │   2,030    │   20,78    │         563          │
└─────────────┴──────────┴────────────┴────────────┴──────────────────────┘

Контакт аммиака с ртутью, хлором, йодом, бромом, кальцием, окисью серебра и некоторыми другими химическими веществами может привести к образованию взрывчатых соединений.

Аммиак взаимодействует с медью, алюминием, цинком и их сплавами, особенно в присутствии воды, растворяет обычную резину.

Опасность аммиака определяется главным образом его токсичностью. Он относится к токсичным веществам 4-го класса опасности по ГОСТ 12.1.005-88 "Общие санитарно-гигиенические требования к воздуху рабочей зоны".

Жидкий аммиак вызывает ожоги, а пары - эритемы кожи.

Предельно допустимая концентрация (ПДК) аммиака, мг/м3

В воздухе:
        рабочей зоны производственного помещения ...................... 20
        атмосферном населенного пункта ............................... 0,2
В водоеме санитарно-бытового назначения ................... 0,2 (по азоту)

Газообразный аммиак является горючим газом. Температура самовоспламенения аммиака в стальной бомбе, обладающей каталитическим действием, равна 650 °C, в кварцевой бомбе - 850 °C. Область воспламенения смеси аммиака с воздухом находится в границах 15 - 28% объемных. Максимальное давление взрыва аммиачно-воздушной смеси (стехиометрической) составляет 0,58 МПа. Минимальная энергия зажигания составляет 680 мДж/кг, что в сотни раз выше, чем у других горючих газов. Поэтому аммиак можно поджечь только достаточно мощным источником зажигания.

Благодаря низкой теплотворной способности аммиака возможность самоподдерживающего диффузионного горения не обеспечивается даже для истекающей стехиометрической аммиачно-воздушной газовой смеси. Горение возможно лишь в непосредственной близости от постоянного источника огня и прекращается сразу после удаления этого источника. Газообразный аммиак без подачи 20% дополнительного горючего (метана, пропан-бутана) на факеле сожжен быть не может.

Нормальная скорость распространения пламени аммиачно-воздушной смеси при атмосферном давлении и температуре окружающей среды не превышает 0,1 м/с. Скорость нарастания давления при стационарном горении стехиометрической смеси аммиак-воздух в замкнутом объеме также мала - 6 МПа/с. Поэтому при сгорании неограниченного облака аммиака, то есть на наружных площадках, разрушительная взрывная волна не образуется. Этим можно пользоваться для локализации (ликвидации) опасного облака аммиака.

Жидкий аммиак относится к трудногорючим веществам. Теплового излучения горящих паров аммиака над поверхностью разлившегося жидкого аммиака недостаточно для поддержания его постоянного горения. Даже при наличии постоянного источника огня в период его бурного кипения сразу после разлива горение происходит лишь в виде периодических вспышек испаряющегося аммиака над зеркалом разлива. Через несколько минут после разлива в результате бурного кипения жидкого аммиака происходит его захолаживание ниже температуры кипения и кипение прекращается. С окончанием кипения аммиака прекращаются даже периодические вспышки.

Аэрозоль из аммиака и сконденсировавшихся паров атмосферной влаги, образующийся при аварийном истечении парожидкостной смеси из находящегося под давлением оборудования, не загорается от источника огня.

КРАТКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА
ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ЦИСТЕРН ДЛЯ ПЕРЕВОЗКИ ЖИДКОГО АММИАКА

Железнодорожные цистерны для перевозки жидкого аммиака изготавливаются только с верхними сливоналивными устройствами.

Грузоподъемность цистерн 30,7 т (типы 15-1408, 15-1440, 15-1031), 31,7 т (тип 15-1201), 42 т (тип 15-1201-02), 43,0 т (тип 15-1597) и 49,4 т (тип 15-1619).

Цистерна - сварная, цилиндрическая, с эллиптическими днищами, изготавливается из стали марки 09Г2С. В верхней части имеется люк-лаз с крышкой, на которой расположены предохранительный клапан и вентили для налива и слива (рис. 3 приложения 3), трехпозиционный измеритель уровня для контроля наполнения и опорожнения цистерны. Перед предохранительным клапаном может устанавливаться предохранительная мембрана.

Арматура на люке-лазе и манометродержатель закрываются съемными или откидными защитными колпаками, которые пломбируются перед отправкой цистерны адресату.

На колпаке имеются отверстия для выхода газа при срабатывании предохранительной мембраны и предохранительного клапана.

Для обслуживания арматуры вокруг люка-лаза имеется прямоугольная площадка с ограждением. По обе стороны цистерны имеются стремянки с поручнями.

Наружная поверхность котла цистерны окрашивается в светло-серый (серебристый) цвет.

Рама цистерны окрашивается в зеленый цвет.

Вдоль котла цистерны с обеих сторон наносится отличительная горизонтальная полоса желтого цвета шириной 300 мм.

Днища окрашиваются в зеленый пвет с окаймляющей полосой по кругу белого цвета шириной 300 мм.

На цилиндрическую часть сосуда цистерны с обеих сторон наносятся:

с левой стороны черной краской - номер цистерны, знак приватности (P) или аренды, код железной дороги;

под номером - кодовый номер железной дороги страны, трафарет белой краской по зеленому фону буквами высотой 70 мм "Срочный возврат станция, дорога";

над номером цистерны - сведения о емкости и наполнении;

на видном месте - регистрационный номер, число, месяц, год следующего внутреннего осмотра (ВО) и гидравлического испытания (ГИ);

над всеми надписями слева от лестницы - знак безопасности "Остерегайся контактного провода";

с правой стороны - род груза "Аммиак", знак оборудования цистерны роликовыми подшипниками, знак транзитности и габарита цистерн, для меловых надписей - прямоугольник черного цвета размером 500 x 600 мм;

между днищем и хомутом - знаки опасности в форме квадрата, повернутого на угол 45°, со стороной не менее 250 мм;

под знаком опасности - на оранжевой прямоугольной табличке размером не менее 120 x 300 мм с черной рамкой шириной 10 мм по краям - серийный номер ООН;

под отличительной полосой для сведения о технологии роспуска с горок трафарет "С горки не спускать".

На торцевые днища котла наносятся трафареты белой краской:

дата постройки;

даты следующих плановых видов ремонта;

дата технического осмотра (ТО).

На раму цистерны с обеих сторон наносятся:

номер цистерны;

знаки приватности (P) или аренды;

тара;

принадлежность государству;

габарит;

наличие колодок из композиционных материалов;

тип автоматического тормоза;

знак маневрового захвата;

дата последнего вида ремонта.

Жидкостные вентили цистерн должны быть окрашены в желтый цвет, газовые - в темно-коричневый. Кроме того, на штуцера вентилей наносят надписи или выбивают буквы: для жидкостных вентилей - надпись "Жидкость" или букву "Ж", для газовых вентилей - надпись "Газ" или букву "Г".

На раме цистерн должна быть прикреплена металлическая табличка с паспортными данными:

наименованием изготовителя или товарным знаком;

номером;

годом изготовления;

массой цистерны с ходовой частью в порожнем состоянии, т;

регистрационным номером цистерны (выбивается владельцем цистерны после ее регистрации в территориальном органе Госгортехнадзора России);

датой очередного освидетельствования.

                         Свидетельство N _________
           о техническом состоянии котла цистерны для перевозки
                              опасных грузов
                     (Действительно на одну перевозку)

    Настоящее  свидетельство  подтверждает,  что  вагон (контейнер) N _____
построен __________________________________________________________________
                             (дата и место постройки)
    Капитальный ремонт и техническое освидетельствование котла цистерны ___
___________________________________________________________________________
     (дата, место или условный номер вагоноремонтной организации, дата
   и место производства технического освидетельствования котла цистерны)
    Деповский ремонт котла цистерны _______________________________________
___________________________________________________________________________
       (дата, место или условный номер вагоноремонтной организации)
    Техническое освидетельствование котла цистерны ________________________
___________________________________________________________________________
     (дата и место производства технического освидетельствования котла
___________________________________________________________________________
             цистерны и название организации, проводившей его)
    Техническое   состояние   котла   цистерны,   включая   его  рабочее  и
конструктивное     оборудование,     гарантирует    безопасную    перевозку
железнодорожным транспортом.
___________________________________________________________________________
            (наименование опасного груза и номер по списку ООН)

    Место печати "__" _______________ 20__ г.
                         (дата)
          (_________________) (____________________) (подпись)
                                     (Ф.И.О.)
                                       (руководитель службы, цеха, участка,
                                     ответственный за техническое состояние
                                                     вагона или контейнера)

РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО ОРГАНИЗАЦИИ ЛИКВИДАЦИИ НЕИСПРАВНОСТЕЙ И АВАРИЙНЫХ
СИТУАЦИЙ С ЦИСТЕРНАМИ, ОТЦЕПЛЕННЫМИ В ПУТИ СЛЕДОВАНИЯ,
В СЛУЧАЕ УТЕЧКИ АММИАКА

1. Неисправностью или аварийной ситуацией с цистерной, отцепленной в пути следования, считается такая ситуация, в результате которой цистерна не может быть отправлена по назначению из-за утечек аммиака.

2. В пределах каждого региона определяются перечни организаций, имеющих сливоналивные пункты аммиака, и аварийно-спасательных служб, способных принимать участие в локализации и ликвидации аварийных ситуаций с цистернами с жидким аммиаком. Перечень таких организаций утверждается местной администрацией.

При обнаружении утечки, возникшей в пути следования цистерны с аммиаком, запрос о вызове выездной аварийно-спасательной бригады организации-грузоотправителя, грузополучателя или расположенной вблизи места аварийной ситуации организации (осуществляющей слив-налив аммиака) направляется перевозчиком.

3. Отцеплять аварийные наполненные цистерны с аммиаком, осуществлять сброс давления из них, их ремонт, а при необходимости производить перегрузку части аммиака в другие цистерны разрешается только на станциях и путях, определенных перевозчиком.

Железнодорожные пути для отцепленных наполненных аварийных цистерн с жидким аммиаком должны находиться на расстоянии не ближе 500 м от жилых районов, мест и объектов с массовым скоплением людей и т.п.

4. В случае повреждения цистерн с выбросом газообразного или жидкого аммиака необходима постановка водяных завес вокруг цистерн, локализация места утечки аммиака. Подача воды в жидкий аммиак запрещается, так как это приведет к разогреву аммиака, увеличению его утечки, бурному вскипанию и значительному увеличению токсичного облака. Мероприятия по локализации аварийной ситуации выполняются до прибытия выездной аварийно-спасательной бригады.

5. На основании данных рекомендаций в каждой организации - грузоотправителе аммиака, а также в организации - грузополучателе и владельце (арендаторе) цистерн должна быть разработана соответствующая инструкция, конкретизирующая состав и порядок формирования выездных аварийно-спасательных бригад, подготовки и аттестации их членов, их экипировки, а также методику локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

6. Для выездной аварийно-спасательной бригады должны храниться в установленных местах в постоянной готовности:

изолирующие герметичные защитные костюмы в комплекте с изолирующими воздушными дыхательными аппаратами (с запасными баллонами), магнитные консоли и мосты для наложения резиновых пластырей (устройства ликвидации течей УЛТ-М), промышленные противогазы марки КД (с запасными фильтрующими коробками) - не менее трех комплектов, а также газоанализаторы на аммиак;

наборы гаечных ключей и другого инструмента;

не менее двух комплектов запорно-предохранительной арматуры цистерн, запас заглушек, паронитовых прокладок, крепежных и других изделий, необходимых для устранения неисправностей и ликвидации аварийных ситуаций;

резервные комплекты спецодежды;

аптечка и кислородные подушки;

план локализации и ликвидации аварийных ситуаций.

7. Газоспасательные работы организует руководитель выездной аварийно-спасательной бригады, который несет ответственность за устранение неисправностей цистерны и безопасные действия вверенных ему членов бригады.

8. По прибытии на станцию стоянки отцепленной цистерны ответственный представитель организации - руководитель аварийно-спасательной бригады обязан связаться с начальником станции и получить от него необходимые сведения о характере неисправности цистерны и мерах, принятых до прибытия выездной аварийно-спасательной бригады.

9. В обязанности руководителя аварийно-спасательной выездной бригады входят проверка достаточности принятых первоочередных мер и определение возможности устранения утечки и локализации аварийной ситуации.

10. Утечку в поврежденной обечайке котла цистерны следует устранять наложением резиновых пластырей с использованием управляемых магнитных башмаков (устройств ликвидации аварийных течей УЛТ-М) или затягиваемых металлическими хомутами. В случаях невозможности устранить утечку цистерна может быть оставлена на стоянке до ее опорожнения с принятием мер по предотвращению поражения населения, локализации места аварии и уменьшению ее последствий. При этом при использовании для поглощения аммиака тонкораспыленной воды следует принять меры по сбору образующейся аммиачной воды и предотвращению ее стока в водоемы общего пользования.

11. В случаях утечки аммиака в разъемные соединения люка-лаза, арматуры, манометродержателя, а также при неплотностях в затворе арматуры или ее сквозных повреждениях выездная бригада устраняет утечку имеющимися средствами.

При этом следует:

сняв с газового вентиля цистерны фланцевую заглушку, путем медленного его открытия снизить давление в цистерне до атмосферного;

дополнительной подтяжкой устранить утечки в разъемных соединениях;

заменить при необходимости поврежденную арматуру на имеющуюся в комплекте выездной бригады или заменить поврежденные прокладки или сальниковую набивку (у исправной арматуры);

проверить правильность затяжки всех фланцевых и резьбовых соединений и сальников (не допускаются перекосы фланцев и смещение прокладок, неполное количество болтов во фланцевых соединениях и др.);

закрыть вентили на цистерне, проверить герметичность затворов замененной арматуры, а также разъемных соединений люка-лаза, манометродержателя и остальной арматуры;

установить заглушки на замененные вентили и газовый вентиль цистерны, проверив герметичность этих соединений.

12. В зимнее время при температуре наружного воздуха ниже -33,3 °C (239,8 K) допускается не проверять герметичность цистерны, так как давление в цистерне не может быть выше атмосферного. Цистерна должна отправляться по назначению после устранения утечек без избыточного давления в котле. При температуре наружного воздуха выше -33,3 °C (239,8 K) проверка герметичности должна проводиться через 2 - 3 ч после устранения утечек.

13. При сбросе давления из цистерны следует соблюдать осторожность, так как вследствие вскипания аммиака в цистерне через газовый вентиль возможен выброс в атмосферу жидкого аммиака. Поэтому, приоткрывая газовый вентиль цистерны, особенно в летнее время, при высоком давлении в цистерне, необходимо постоянно следить за выходным отверстием вентиля. При появлении в нем жидкого аммиака (белое облачко, образующееся вследствие конденсации водяных паров из атмосферы) газовый вентиль следует прикрыть, что приведет к росту давления в цистерне и уменьшению интенсивности кипения аммиака. Если при сбросе аммиака произойдет закрытие скоростного клапана, газовый вентиль следует закрыть с последующим медленным открытием.

14. В случае опрокидывания в результате аварийного происшествия наполненной цистерны с жидким аммиаком поднятие ее на рельсы без максимально возможного опорожнения не допускается. Опорожнение опрокинутой цистерны должно производиться в порожние железнодорожные или автомобильные цистерны для аммиака путем передавливания жидкой фазы давлением имеющегося в цистерне аммиака.

15. Работники, занятые устранением утечки аммиака из цистерны, должны быть обеспечены костюмами, предназначенными для защиты от жидкого аммиака, и изолирующими противогазами.

При работе с подветренной стороны от места утечки газообразного аммиака возможно нахождение работников в прорезиненных костюмах и использование ими фильтрующих противогазов.

16. При попадании аммиака на кожу следует быстро и обильно промыть пораженный участок водой, затем обратиться за медицинской помощью.

17. При отравлении аммиаком пострадавшего необходимо немедленно вывести на чистый воздух, дать ему вдыхать кислород и вызвать скорую медицинскую помощь. При легком отравлении пострадавшему рекомендуется давать теплое молоко с содой.

18. По окончании работ по устранению утечек с участием руководителя выездной аварийно-спасательной бригады и представителей железной дороги составляется акт, в котором указываются: характер неисправности; меры, принятые на месте по устранению неисправности; заключение о возможности следования цистерны по назначению. Один экземпляр акта во всех случаях передается администрации организации-владельца или организации - наливщика цистерн для оценки необходимости принятия ими дополнительных мер по предотвращению подобных аварийных ситуаций.

19. Руководитель выездной аварийно-спасательной бригады обязан проинформировать администрацию командировавшей его организации о проделанной работе по устранению неисправностей цистерны.

Форма ВУ-25

                           АКТ N ______________
                           о повреждении вагона

                                                            ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐
Составлен на станции ______________________________________ └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘
                                 (наименование)                  (код)
                                                            ┌─┐┌─┐
Дорога ____________________________________________________ └─┘└─┘
                           (наименование)                    (код)

Дата составления ______ ч _____ мин.
                                    ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐
                       Номер вагона └─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘└─┘
                                                                     ┌─┐┌─┐
                                                                     │ ││ │
                       Собственник _________________________________ └─┘└─┘
                                        (наименование государства)   (код)
                                                               ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐
                       Год постройки (месяц, год) _____________└─┘└─┘└─┘└─┘
                                                     ┌─┐    ┌─┐
Дата и вид последнего планового ремонта ____________ │ │ __ │ │ ___________
                                                     └─┘    └─┘
                                                               ┌─┐┌─┐┌─┐┌─┐
Наименование ВЧД (ВРЗ), выполнившего ремонт __________________ └─┘└─┘└─┘└─┘
                                                                  (код)

Пробег на момент повреждения вагона:
__________________________ ___________________________ ____________________
      (накопленный)           (после капитального)        (межремонтный)
Причина повреждения _______________________________________________________
                     (нарушение ПТЭ, Инструкции по движению и маневровой
                                                                ┌─┐  ┌─┐
_______________________________________________________________ │ │__│ │___
работе, технических условий погрузки и крепления грузов и т.д.) └─┘  └─┘
Поврежден на ______________________________________________________________
                       (N пути, поезда, подъездной путь и т.п.)
___________________________________________________________________________
Организация, повредившая вагон ____________________________________________
                               ____________________________________________
                                    (наименование организации, Ф.И.О.)

┌────────────────────┬──────────────────────┬─────────────────────┬───────┐
│Перечень повреждений│      Количество      │      Стоимость      │ Сумма │
│       вагона       │ поврежденных деталей │ поврежденной детали │       │
├────────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────┤
│                    │                      │                     │       │
├────────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────┤
│                    │                      │                     │       │
├────────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────┤
│                    │                      │                     │       │
├────────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────┤
│                    │                      │                     │       │
├────────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────┤
│                    │                      │                     │       │
├────────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────┤
│                    │                      │                     │       │
├────────────────────┼──────────────────────┼─────────────────────┼───────┤
│                    │                      │                     │       │
└────────────────────┴──────────────────────┴─────────────────────┴───────┘

Стоимость восстановления повреждений ______________________________________
Сумма штрафа ______________________________________________________________
Общая сумма за повреждение вагона _________________________________________
Дополнительные данные:
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________
    Вагон подлежит ________________________________________________________
                      (вид требуемого ремонта или исключения из инвентаря)

___________________________________________________________________________
       Осмотрщик вагонов         Главный ревизор по безопасности отделения
    или мастер вагонного         дороги или ревизор по вагонному хозяйству
 депо (работник, назначенный      отделения дороги (при столкновениях или
 начальником отделения дороги)     сходах и повреждении рефрижераторного
 <*>                                     подвижного состава)  <**>

______________________________  ___________________________________________
         (подпись)                               (подпись)

Начальник вагонного депо             Представитель организации,
                                     повредившей вагон
________________________________     ______________________________________
           (подпись)                     (должность, Ф.И.О., подпись)

    М.П.                                 М.П.

Руководитель обслуживающей
бригады рефрижераторной секции,
АРВ-Э <***> ___________________
                (подпись)

    М.П.

    --------------------------------
    <*> Подчеркнуть соответствие лица, подписывающего акт.
    <**>  Подписывается  при  повреждении вагона при сходах, столкновениях,
повреждении рефрижераторного подвижного состава.
    <***> Подписывается при повреждении рефрижераторного состава.

Вагон направляется для ремонта на ____________________________ завод (депо)
                                       (наименование)
________________ ж.-д. или в организацию __________________________________
___________________________________________________________________________
                              (наименование)
вагонным депо _____________________ со станции ____________________________
                 (наименование)                      (наименование)
_____________________ ж.-д. при сопроводительном листке ф. ВУ-26М
   (наименование)

    "__" _________________ ____ г.
              (дата)

Начальник вагонного депо __________________________________________________
                                            (подпись)
Вагон принят из текущего ремонта __________________________________________
                                             (дата и время)
Порядковый номер записи в книге ВУ-16 _____________________________________
___________________________________________________________________________
            (должность и подпись представителя вагонного депо)