8. "НП-023-2000. Федеральные нормы и правила в области использования атомной энергии. Требования к отчету по обоснованию безопасности ядерных энергетических установок судов" (утв. Постановлением Госатомнадзора РФ от 28.12.2000 N 15)
8. ЭЛЕКТРОСНАБЖЕНИЕ
В ООБ необходимо представлять информацию, подтверждающую функциональную развитость и надежность обеспечивающих систем электроснабжения, достаточность мощности, многоканальность, независимость, устойчивость к внешним и внутренним воздействиям, возможность проведения технического обслуживания, испытаний и ремонта, выполнение требований стандартов и норм безопасности на основе анализа функционирования систем электроснабжения с учетом ошибок персонала, а также при нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации проектных и запроектных авариях. Должны даваться качественный и количественный анализы надежности электроснабжения.
Следует излагать основные принципы проектирования и организации эксплуатации электросистем, приводить их перечень и схемы.
По каждой системе должны указываться отклонения от требований норм и правил, причины допущенных отклонений и компенсирующие мероприятия.
Полнота описаний, приводимых технических данных и расчетов должна быть достаточной для проведения независимой экспертизы электротехнической части проекта судна с ЯЭУ.
Следует показывать, что при отказе одного элемента основного генератора, его двигателя и связанных с ним механизмов, а также при отказе одного элемента в распределительных устройствах системы исключается срабатывание АЗ реактора и потеря маневренности судна.
Приводить сведения о системе в соответствии с пп. 1.4.1 - 1.4.5.
8.1.1. Схема основной электрической системы.
Следует:
- представлять схему основной электрической системы с разделением ее на отдельные части и обосновать, что нарушения нормальной эксплуатации, проектные аварии в одной части системы приводят к автоматическому обесточению ее и она не влияет на нормальную работу другой ее части;
- показывать, что механизмы и системы работающей ЯЭУ питаются от двух частей основной электросистемы, что перевод их питания с основного на резервное производится автоматически и не приводит к отклонению параметров систем, к срабатыванию предупредительной сигнализации, каким образом резервный генератор принимает нагрузку в случае необходимости с любой из частей основной электросистемы, как осуществляется параллельная работа резервного генератора с основными генераторами в процессе перевода нагрузки без снижения напряжения и частоты питания потребителей ниже установленных пределов;
- представлять схемы питания потребителей ЯЭУ, а также других резервированных, ответственных потребителей;
- показывать размещение на судне основных и резервных генераторов, главных распределительных щитов, физическое разделение помещений распределительных устройств, источников электропитания и кабельных трасс при многоканальной системе электроснабжения, их защиту от внешних воздействий.
8.1.2. Характеристика системы.
Следует:
- приводить величины мощности элементов основной электрической системы и показывать, что суммарная мощность работающих основных генераторов каждой части системы достаточна для полного обеспечения электрической энергией всех потребителей, необходимых для поддержания судна в нормальном эксплуатационном состоянии. Давать описание всех предусмотренных режимов работы ЭЭС - от стояночного у пирса с неработающей ЯЭУ и питании от береговых источников до вывода ЯЭУ из действия и перехода на питание от береговых источников электропитания, а также оптимально возможные режимы эксплуатации ЭЭС при выходе из строя любого из источников электропитания, включая питание с берега (от другого судна), подачи электроэнергии на берег (на другое судно);
- показывать выполнение требований норм и правил, согласно которым при исчезновении напряжения на шинах любого главного распределительного щита время пуска и приема нагрузки резервным генератором обеспечивает безопасную работу ЯЭУ, а суммарная мощность резервного и оставшегося в работе основного генератора достаточна для обеспечения электропитанием потребителей, необходимых для поддержания судна в нормальном эксплуатационном состоянии. Следует перечислять отключаемые в этом случае электропотребители и показывать, что их отключение несущественно для безопасности работающей ЯЭУ и судна;
- показывать, что мощности резервного генератора достаточно для вывода из действия, расхолаживания, устранения нарушения нормальной эксплуатации или проектной аварии РУ и ее последующего ввода в действие.
8.1.3. Пожарная безопасность оборудования основной ЭЭС.
Следует приводить анализ влияния пожарной опасности оборудования основной электросистемы на безопасность судна.
8.1.4. Органы управления основной ЭЭС.
Следует показывать, что любое повреждение не выводит из строя управление и контроль более чем одной части основной электросистемы.
8.1.5. Возможность проведения испытаний и технического обслуживания.
В подразделе следует приводить информацию:
- о постоянном автоматическом диагностическом самоконтроле ЭЭС и элементов;
- о периодичности испытаний, методах и программах испытаний, контролируемых параметрах, значениях уставок срабатывания сигнализации;
- о возможности проведения испытаний на работающем или отключенном оборудовании;
- о видах и сроках технического обслуживания оборудования коммутационной аппаратуры, кабелей защит и автоматики;
- о способах восстановления работоспособности;
- о сроках замены оборудования и кабелей, выработавших свой ресурс;
- о доступности для технического обслуживания и испытаний по условиям радиационной опасности.
8.1.6. Анализ безопасности.
В ООБ следует приводить описания расчетных программ, исходные данные, использованные при расчетах алгоритмов автоматического и дистанционного управления ЭЭС, результаты расчетов, а также сведения об аттестации и верификации программ.
Приводить интерпретацию результатов экспериментальных испытаний и сравнение их с расчетным анализом.
Необходимо приводить описание функционирования ЭЭС при нормальных условиях эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации, проектных авариях, переход на работу от аварийной электросети и связанными с ней другими электросетями с учетом возможных их отказов.
Приводить перечень и анализ проектных отказов элементов, включая ошибки персонала, оценки влияния последствий отказов, в том числе по общей причине, на работоспособность ЭЭС и безопасность ЯЭУ.
В подразделе следует приводить сведения о технических данных системы и ее элементов, а также:
- приводить схему аварийной электрической системы с независимыми от РУ генераторами. Показывать, что аварийная электрическая система выполняет функции безопасности с учетом принципа единичного отказа во всех проектных условиях;
- показывать, что мощности аварийной электрической системы достаточно для вывода из действия и расхолаживания РУ, поддержания ее в безопасном состоянии в течение 30 суток;
- представлять электротехнические характеристики каждого потребителя, получающего электропитание от аварийной электрической системы, с указанием времени, в течение которого он должен работать при отсутствии электроснабжения от основной электросистемы;
- представлять перечень потребителей собственных нужд, для которых необходимо электроснабжение от аварийной электросистемы при исчезновении его от источников нормальной эксплуатации, с указанием по каждому из них допустимых характеристик электроснабжения:
а) длительности перерыва в электроснабжении;
б) допустимого максимального (минимального) изменения напряжения и частоты тока с указанием допустимой длительности;
в) изменений формы кривой тока и на какое время;
г) времени, через которое возможна повторная подача напряжения на потребитель и другие ограничения (если таковые есть) от систем СКУ и УСБ;
Следует представлять паспортные данные каждого потребителя с указанием времени, в течение которого он может работать при отсутствии основного и (или) резервного электроснабжения от источников нормальной эксплуатации:
- указывать требования к пожарной безопасности, пожаро- и взрывозащищенности оборудования, аппаратуры и огнестойкости конструкций системы аварийного электроснабжения и электрооборудования СБ;
- указывать условия работы электрооборудования, коммутирующей аппаратуры, кабелей СБ и аварийной электросистемы при нормальных и аварийных режимах работы ЯЭУ по температуре, влажности, давлению, радиоактивному излучению и прочим внешним воздействиям с указанием времени воздействия;
- показывать, что каждый аварийный генератор автоматически пускается при исчезновении напряжения на соответствующей шине группового распределительного щита и по сигналу сброса АЗ реактора;
- подтверждать независимость аварийных систем распределения электрической энергии (не менее чем от двух аварийных генераторов), автоматический пуск генераторов по сигналу снижения напряжения или частоты и (или) по сигналу сброса АЗ реактора, при этом не требуется прямой синхронизации источников электрической энергии;
- показывать, что аварийная электрическая схема может быть приведена в действие из ЦПУ, с местных щитов управления аварийными генераторами;
- доказывать, что аварийная электросистема принимает нагрузку в течение времени, определенного условиями безопасности реактора, при этом не требуется прямой синхронизации источников электрической энергии в аварийных условиях;
- представлять информацию об обеспечении пожарной безопасности, включая описание систем автоматического обнаружения и тушения пожаров с результатами соответствующих расчетов;
- обосновывать длительность непрерывной работы источников, имеющих ограничения по запасам топлива.
В подразделе следует приводить сведения о технических данных системы и ее элементов, а также:
- приводить описание схемы подключения переходных источников энергии и перечень приборов измерения параметров РУ, радиационного контроля и другие важные для безопасности приборов измерения и индикации, которые получают от этих источников питание в течение 30 мин.;
- показывать размещение переходных источников электрической энергии на судне и подтверждать их работоспособность в условиях нормальной эксплуатации, нарушениях нормальной эксплуатации и авариях. Если в качестве переходных источников используются аккумуляторные батареи, следует приводить схему зарядного устройства и показывать, что его характеристики удовлетворяют требованиям НД.
Если переходные источники электрической энергии на судне не предусмотрены, следует показывать, что потребители СВБ имеют непрерывное электроснабжение от других электрических систем с учетом принципа единичного отказа при нарушениях нормальной эксплуатации и проектных авариях.
В подразделе следует:
- показывать, что тип электрокабелей, способы их прокладки, а также герметичные проходки кабелей через защитные оболочку и ограждение, другие переборки контролируемой зоны соответствуют требованиям норм и правил;
- подтверждать испытаниями, что проходки кабелей через защитную оболочку и ограждение не снижают их герметичности. Обеспечивается возможность локального контроля герметичности проходок в процессе испытаний и эксплуатации;
- приводить параметры окружающей среды при проектных авариях и показывать, что кабели сохраняют работоспособность в этих условиях;
- представлять схемы прокладки кабелей в контролируемой зоне, из которых следует, что кабели к резервированным потребителям и системам безопасности проложены отдельно от основных силовых трасс.
В подразделе следует приводить сведения о технических характеристиках систем освещения их элементов, показывать реализацию принципов безопасности, а также приводить:
- схемы и описания основного и аварийного освещения помещений контролируемой зоны, а также аварийного освещения ЦПУ, ПАР и др., схемы питания светильников, размещения распределительных щитов, переключателей и выключателей;
- показывать выполнение требований норм и правил.
8.6.1. Питание от внешнего источника электроэнергии.
Необходимо приводить схему питания основной судовой электросистемы от внешнего источника и показывать размещение соответствующих разъемов, щитов и коммутирующей аппаратуры.
8.6.2. Подача электроэнергии внешнему потребителю (береговой электросети, электросистеме другого судна).
В случаях, когда предусматривается подача электроэнергии во внешнюю электросистему (аварийное судно, плавучий энергоблок, береговой потребитель), необходимо показывать достаточность регулируемых мощностей в основной судовой электросистеме, возможности ограничения потребляемой мощности во внешней электросети, минимально допустимые значения сопротивления изоляции этих сетей. Кроме этого, показывать, в каких случаях в энергосистеме может возникать необходимость ограничения мощности судовой ЯЭУ (с какой скоростью и на какое время).
Показывать возможность автоматического или ручного отключения судовой электросистемы от внешней с переходом в режим питания только собственных нужд.
Следует приводить анализ влияния возможных видов отказов внешнего потребителя на безопасность ЯЭУ.