10. ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ

10. ЭКСПЕРТИЗА ЦЕННОСТИ ДОКУМЕНТОВ

10.1. Экспертиза ценности документов - изучение документов на основании критериев их ценности в целях определения сроков хранения документов и отбора их для включения в состав Архивного фонда Российской Федерации.

10.2. Для организации и проведения методической и практической работы по экспертизе ценности документов и подготовки к передаче на постоянное хранение, а также для организации отбора документов к уничтожению в органах и организациях прокуратуры создаются приказами руководителя органа или организации постоянно действующие экспертные комиссии (ЭК). В вышестоящих органах помимо экспертных комиссий структурных подразделений могут создаваться центральные экспертные комиссии (ЦЭК).

Деятельность ЦЭК (ЭК) в прокуратурах субъектов Российской Федерации и районных прокуратурах определяется соответствующими положениями, согласованными с уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела или органами местного самоуправления и утвержденными руководителями.

10.3. Экспертные комиссии назначаются приказами руководителя прокуратуры под председательством одного из руководящих работников. В состав ЦЭК (не менее пяти человек) и ЭК (не менее трех человек) включаются наиболее квалифицированные и опытные прокурорские и делопроизводственные работники, другие специалисты подразделений.

10.4. Экспертные комиссии в своей работе руководствуются законодательством Российской Федерации, федеральными законами "О прокуратуре Российской Федерации" и "Об архивном деле в Российской Федерации", другими нормативными правовыми актами, а также приказами, указаниями и распоряжениями руководителей прокуратур и организаций; методическими рекомендациями Федерального архивного агентства (в части, не противоречащей Федеральному закону "О прокуратуре Российской Федерации"), положениями о данных комиссиях, Перечнем документов органов и организаций прокуратуры Российской Федерации с указанием сроков хранения и настоящей Инструкцией.

10.5. Центральная экспертная комиссия:

рассматривает проекты ведомственного перечня документов, примерных номенклатур дел, нормативно-методических пособий по вопросам экспертизы ценности документов и их подготовки к архивному хранению и дает на них заключения;

рассматривает предложения об изменении или уточнении сроков хранения документов, предусмотренных действующими нормативно-методическими пособиями, и об установлении сроков хранения документов, не предусмотренных нормативно-методическими пособиями. Материалы по этим вопросам представляются на рассмотрение ЦЭК Генеральной прокуратуры, которая принимает по ним решения и направляет предложения на рассмотрение ЦЭПК при Росархиве;

дает рекомендации по методическим и практическим вопросам экспертизы ценности документов;

участвует в проведении мероприятий по повышению деловой квалификации работников;

осуществляет методическое руководство и контроль за работой экспертных комиссий структурных подразделений и подчиненных органов и организаций;

принимает участие в проведении экспертизы ценности документов;

рассматривает сводную номенклатуру дел организации, сводные описи дел на документы постоянного срока хранения, описи документов по личному составу и принимает решения об их согласовании;

рассматривает акты о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения;

рассматривает акты об утрате или неисправимом повреждении документов и принимает решения об их согласовании.

Центральная экспертная комиссия Генеральной прокуратуры принимает решения о согласовании проекта ведомственного перечня документов, а в случае необходимости и других документов по вопросам делопроизводства и архивного дела, представляет их на рассмотрение Федерального архивного агентства.

10.6. Экспертные комиссии:

принимают участие в проведении экспертизы ценности документов;

организуют ежегодный отбор документов для дальнейшего хранения или уничтожения;

осуществляют методическое руководство разработкой номенклатур дел и рассматривают проекты номенклатур дел, дают им экспертную оценку и вносят их на рассмотрение ЦЭК, а при необходимости - на рассмотрение ЭПК уполномоченных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области архивного дела;

рассматривают годовые разделы описей дел постоянного хранения и по личному составу;

рассматривают акты о выделении к уничтожению документов с истекшими сроками хранения;

участвуют в подготовке и рассмотрении проектов перечней документов, типовых и примерных номенклатур дел и других нормативно-методических документов по делопроизводству, дают заключения на них;

рассматривают акты об утрате или неисправимом повреждении документов;

участвуют в проведении мероприятий по повышению деловой квалификации работников.

10.7. ЦЭК и ЭК при необходимости могут приглашать на заседания работников органов и организаций прокуратуры, представителей уполномоченных органов исполнительной власти в области архивного дела, а также других организаций.

10.8. Надзорные или наблюдательные производства, переданные в архив, в которых находятся документы, представляющие интерес для науки, истории, или получившие широкое обсуждение в печати, или содержащие сведения о лицах, имеющих выдающиеся заслуги перед государством и обществом, экспертными комиссиями могут отбираться на постоянное хранение.

10.9. По окончании года на дела и производства, подлежащие сдаче на хранение в архив прокуратуры, составляются описи в двух экземплярах (приложение N 45). Опись представляет собой систематизированный перечень заголовков и других необходимых сведений о делах и надзорных производствах.

Дела и производства, отобранные на постоянное хранение, оформляются и описываются в соответствии с требованиями настоящей Инструкции и Основных правил работы ведомственных архивов. Описи при этом обязательно составляются отдельно на дела и производства.

При составлении описи дел по номенклатуре используется систематизация дел в самой номенклатуре.

При составлении описей дел постоянного хранения уточняются заголовки дел или томов. Заголовки должны быть конкретными и полностью раскрывать содержание документов дела, то есть должны быть указаны виды документов, названия организаций, темы или основные вопросы документов и т.п.

Например, на делах со справками или иными видами документов по результатам проверок указывается, какие именно организация, ведомство и т.п. проверялись, по какому вопросу или направлению проводилась проверка.

Личные дела прокурорских работников и государственных гражданских служащих включаются в опись в алфавитном порядке фамилий.

10.10. Сводные или отдельные описи материалов постоянного хранения (приложение N 46), составленные в архиве Генеральной прокуратуры для передачи в Государственный архив Российской Федерации, подлежат направлению на утверждение ЭПК Государственного архива Российской Федерации не позднее чем через шесть лет после завершения дел в делопроизводстве (не позднее чем через три года - для прокуратур субъектов Российской Федерации и районных прокуратур - в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела).

10.11. Документы по личному составу включаются в отдельные сводные описи (приложение N 47), которые составляются в двух экземплярах и представляются на согласование в уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, федеральный государственный архив. По истечении срока ведомственного хранения проводится экспертиза ценности дел с отметкой ЭПК.

Документы по личному составу постоянного хранения могут включаться в описи дел постоянного хранения общего делопроизводства только по согласованию с уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области архивного дела, федеральным государственным архивом. Отобранные на постоянное хранение дела включаются в самостоятельные описи, которые представляются на утверждение ЭПК.

10.12. Отбор документов за соответствующий период к уничтожению и составление акта о выделении их к уничтожению (приложение N 48) производятся после утверждения составленных в соответствии с установленными правилами сводных описей дел постоянного хранения за этот же период. Затем отобранные к уничтожению и включенные в акты документы подлежат уничтожению.

Акт о выделении документов к уничтожению печатается на общем бланке органа или организации. Номера актам уничтожения присваиваются в пределах каждого года, начиная с номера 1.

10.13. Утвержденные к уничтожению документы уничтожаются в присутствии работника прокуратуры либо передаются в измельченном виде, исключающем прочтение текста, организациям, ведающим заготовкой вторичного сырья. Об этом делается соответствующая запись в конце акта о выделении к уничтожению документов и дел. Использование этих документов для хозяйственных нужд запрещается.

Уничтожение документов организуется работниками тех структурных подразделений, которые проводили их отбор.