Глава 5. Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О занятости населения в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.03.2025)
Глава 5 ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Глава 5. ПОРЯДОК ПРЕДОСТАВЛЕНИЯ ОРГАНАМИ СЛУЖБЫ ЗАНЯТОСТИ
МЕР ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПОДДЕРЖКИ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
1. Предоставление мер государственной поддержки в сфере занятости населения осуществляется на основании обращения гражданина или работодателя в органы службы занятости в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом.
2. Если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, гражданин или работодатель обращается в орган службы занятости путем подачи заявления и иных сведений в электронной форме с использованием единой цифровой платформы или единого портала государственных и муниципальных услуг в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации.
3. Гражданин вправе обратиться в орган службы занятости путем личного посещения органа службы занятости по собственной инициативе или по предложению органа службы занятости.
4. Органами службы занятости оказывается индивидуальная помощь инвалидам I и II групп, в том числе по месту жительства или месту пребывания, в подаче заявления и иных сведений в целях получения мер государственной поддержки в сфере занятости населения, а также по иным вопросам в сфере занятости населения.
5. В целях повышения доступности предоставления мер государственной поддержки в сфере занятости населения в субъекте Российской Федерации может быть организовано бесплатное выездное обслуживание граждан. Перечень территорий (муниципальных образований и (или) населенных пунктов), в пределах которых организовывается выездное обслуживание, устанавливается нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
6. В органах службы занятости гражданам обеспечивается бесплатный доступ к единой цифровой платформе, единому порталу государственных и муниципальных услуг, а также оказывается необходимое консультационное содействие, в том числе при подаче заявления и иных сведений в электронной форме.
7. Случаи, при которых личное посещение гражданином органа службы занятости (далее - явка) является обязательным, устанавливаются настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
8. Предоставление гражданам и работодателям мер государственной поддержки в сфере занятости населения осуществляется безвозмездно.
9. Органы службы занятости одновременно с предоставлением мер государственной поддержки в сфере занятости населения вправе организовать предоставление гражданам и работодателям государственных, муниципальных услуг в других сферах и иных услуг, в том числе по принципу "одного окна", посредством взаимодействия с многофункциональными центрами предоставления государственных и муниципальных услуг, организациями, образующими инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, негосударственными организациями.
10. Органы службы занятости вправе предоставлять гражданам и работодателям дополнительные услуги в соответствии с примерным перечнем дополнительных услуг, утвержденным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения. Порядок предоставления органами службы занятости дополнительных услуг устанавливается исполнительным органом субъекта Российской Федерации, осуществляющим полномочия в сфере занятости населения.
11. Государственные, муниципальные, дополнительные и иные услуги, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, предоставляются гражданам и работодателям безвозмездно, если иное не предусмотрено федеральными законами, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами.
Статья 21. Формирование органами службы занятости личного дела гражданина и учетного дела работодателя в электронной форме
1. При предоставлении гражданам и работодателям мер государственной поддержки в сфере занятости населения органами службы занятости формируются личные дела граждан и учетные дела работодателей в электронной форме.
2. Порядок формирования, ведения, хранения личного дела гражданина и учетного дела работодателя в электронной форме, перечень информации, содержащейся в личном деле гражданина и учетном деле работодателя, устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере архивного дела и делопроизводства.
1. Регистрация гражданина в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы осуществляется на основании заявления. Вместе с заявлением гражданин подает оформленные в виде анкеты сведения о себе, в том числе сведения об образовании, о квалификации, об опыте работы и другие сведения, необходимые для поиска работы. Указанные заявление и анкета подаются в порядке, установленном частью 2 статьи 20 настоящего Федерального закона.
2. Формы заявления и анкеты утверждаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
3. В заявлении гражданин указывает, претендует ли он на признание его безработным.
4. Порядок регистрации граждан в целях поиска подходящей работы устанавливается Правительством Российской Федерации. Указанный порядок содержит перечень документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет граждан, ищущих работу.
5. Орган службы занятости запрашивает необходимые для постановки на регистрационный учет гражданина документы и (или) сведения, которые находятся в распоряжении органов, предоставляющих государственные услуги, органов, предоставляющих муниципальные услуги, государственных внебюджетных фондов, иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций, в рамках межведомственного информационного взаимодействия с использованием единой системы межведомственного электронного взаимодействия, за исключением документов, включенных в определенный частью 6 статьи 7 Федерального закона от 27 июля 2010 года N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" перечень документов. Гражданин вправе представить указанные документы и (или) сведения в орган службы занятости по собственной инициативе.
1. Безработными признаются трудоспособные граждане, которые ищут работу, зарегистрированы органами службы занятости в целях поиска подходящей работы и готовы к ней приступить (за исключением граждан, указанных в части 1 статьи 24 настоящего Федерального закона).
2. Решение о признании гражданина, ищущего работу, безработным принимается органом службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин имеет регистрацию по месту жительства или месту пребывания, не позднее одиннадцати дней со дня подачи гражданином заявления, указанного в части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона. Такое решение принимается органом службы занятости при условии согласования гражданином индивидуального плана содействия занятости, предусмотренного статьей 26 настоящего Федерального закона, и наличии в органе службы занятости документов и (или) сведений, необходимых для постановки на регистрационный учет гражданина в соответствии с порядком регистрации безработных граждан, установленным Правительством Российской Федерации (далее - порядок регистрации безработных граждан).
3. В целях подбора вариантов подходящей работы, определяемой в соответствии со статьей 27 настоящего Федерального закона, а также формирования и согласования с гражданином, ищущим работу и претендующим на признание его безработным, индивидуального плана содействия занятости орган службы занятости устанавливает дату явки гражданина в этот орган не позднее четырех дней со дня подачи гражданином заявления, указанного в части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона.
4. Орган службы занятости запрашивает документы и (или) сведения, необходимые для регистрации безработного гражданина, в порядке, предусмотренном частью 5 статьи 22 настоящего Федерального закона. Гражданин вправе представить указанные документы и (или) сведения в орган службы занятости по собственной инициативе.
5. При невозможности предоставления органом службы занятости гражданину подходящей работы в течение десяти дней со дня его регистрации в целях поиска подходящей работы этот гражданин признается безработным с первого дня подачи им заявления, указанного в части 1 статьи 22 настоящего Федерального закона.
1. Безработным не может быть признан гражданин:
1) не достигший возраста 16 лет;
2) обучающийся по очной форме обучения в организации, осуществляющей образовательную деятельность, за исключением обучения по направлению органов службы занятости;
3) являющийся неработающим трудоспособным лицом, осуществляющим уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся в соответствии с медицинским заключением в постоянном постороннем уходе либо достигшим возраста 80 лет;
4) являющийся приемным родителем или создавший приемную семью для граждан пожилого возраста и инвалидов;
5) которому в соответствии с законодательством Российской Федерации назначена страховая пенсия по старости (в том числе досрочно), либо пенсия по предложению государственного учреждения службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, либо пенсия по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
6) обратившийся в орган службы занятости субъекта Российской Федерации, в котором гражданин не имеет регистрации по месту жительства или месту пребывания;
7) не прошедший профилирование в соответствии с частью 2 статьи 26 настоящего Федерального закона с использованием единой цифровой платформы в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан;
8) не явившийся без уважительных причин в день, установленный органом службы занятости для формирования и согласования индивидуального плана содействия занятости (за исключением инвалида I или II группы, которому оказывается индивидуальная помощь в соответствии с частью 4 статьи 20 настоящего Федерального закона, и гражданина, в отношении которого организовано бесплатное выездное обслуживание в соответствии с частью 5 статьи 20 настоящего Федерального закона). Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин неявки, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения;
9) отказавшийся от согласования индивидуального плана содействия занятости или не направивший информацию о согласовании или об отказе от согласования индивидуального плана содействия занятости в электронной форме с использованием единой цифровой платформы в срок, установленный органом службы занятости для формирования и согласования индивидуального плана содействия занятости;
10) отказавшийся в течение десяти дней со дня его регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от двух вариантов подходящей работы, а гражданин, впервые ищущий работу и при этом не имеющий квалификации, - в случае двух отказов от предложений прохождения профессионального обучения и (или) оплачиваемой работы, включая работу временного характера и оплачиваемые общественные работы. Гражданину не могут быть предложены одна и та же работа, профессиональное обучение и дополнительное профессиональное образование по одной и той же профессии, специальности дважды;
11) не представивший без уважительных причин в орган службы занятости информацию о результатах проведенных переговоров с работодателями по двум вариантам подходящей работы в электронной форме с использованием единой цифровой платформы в сроки, установленные порядком регистрации безработных граждан;
12) не представивший без уважительных причин в орган службы занятости в сроки и случаях, которые предусмотрены порядком регистрации безработных граждан, направление с отметкой работодателя о дне явки гражданина на переговоры и причине отказа ему в приеме на работу;
13) отказавшийся в течение десяти дней со дня регистрации в органе службы занятости в целях поиска подходящей работы от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы по результатам переговоров с работодателями;
14) осужденный по решению суда к исправительным работам либо принудительным работам, а также к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
15) представивший документы, содержащие заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, другие недостоверные сведения, для признания его безработным;
16) являющийся плательщиком налога на профессиональный доход;
17) являющийся занятым в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона.
2. Гражданин, ищущий работу, которому в установленном порядке отказано в признании его безработным или который отказался от содействия органа службы занятости в поиске подходящей работы, а также безработный гражданин, снятый с регистрационного учета в связи с отказом от содействия органа службы занятости в поиске подходящей работы, имеет право на повторное обращение в орган службы занятости для решения вопроса о признании его безработным через один месяц со дня соответствующего отказа.
1. Безработный гражданин снимается с регистрационного учета в одном из следующих случаев:
1) признание гражданина занятым в соответствии со статьей 3 настоящего Федерального закона, за исключением случая, указанного в части 4 статьи 49 настоящего Федерального закона;
2) истечение 12 месяцев (для граждан, которым установлены особенности назначения пособия по безработице в соответствии с частью 1 статьи 48 настоящего Федерального закона, - 18 месяцев; для граждан, которым установлены особенности назначения пособия по безработице в соответствии с частью 3 статьи 48 настоящего Федерального закона, - 36 месяцев) с даты признания гражданина безработным;
3) снятие гражданина с регистрационного учета по месту жительства или месту пребывания в субъекте Российской Федерации, в органе службы занятости которого гражданин был зарегистрирован в качестве безработного;
4) получение (попытка получения) гражданином пособия по безработице обманным путем, в том числе путем представления документов, содержащих заведомо ложные сведения об отсутствии работы и заработка, других недостоверных сведений для признания безработным;
5) осуждение гражданина к исправительным работам, либо к принудительным работам, либо к наказанию в виде лишения свободы, если данное наказание не назначено условно;
6) назначение гражданину страховой пенсии по старости (в том числе досрочно), либо пенсии по предложению государственного учреждения службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно, либо пенсии по старости или за выслугу лет по государственному пенсионному обеспечению;
7) отказ гражданина от содействия органа службы занятости в поиске подходящей работы;
8) отказ гражданина от двух вариантов подходящей работы либо два отказа гражданина, впервые ищущего работу и при этом не имеющего квалификации, от предложений прохождения профессионального обучения и (или) оплачиваемой работы, включая работу временного характера и оплачиваемые общественные работы;
9) непредставление гражданином без уважительных причин в орган службы занятости информации о результатах проведенных переговоров с работодателями по двум вариантам подходящей работы в электронной форме с использованием единой цифровой платформы в сроки, установленные порядком регистрации безработных граждан;
10) непредставление гражданином без уважительных причин в орган службы занятости в случаях, предусмотренных порядком регистрации безработных граждан, направления с отметкой работодателя о дне явки гражданина на переговоры и причине отказа ему в приеме на работу;
11) отказ гражданина от предложений трудоустройства по двум вариантам подходящей работы в течение периода безработицы по результатам переговоров с работодателями;
12) отказ гражданина от согласования изменений индивидуального плана содействия занятости или ненаправление информации о согласовании или об отказе от согласования изменений индивидуального плана содействия занятости в срок, установленный порядком регистрации безработных граждан;
13) отказ гражданина от прохождения повторного профилирования в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 26 настоящего Федерального закона;
14) зачисление гражданина на обучение по очной форме в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, за исключением прохождения обучения по направлению органа службы занятости;
15) приобретение гражданином статуса неработающего трудоспособного лица, осуществляющего уход за инвалидом I группы, ребенком-инвалидом или за престарелым, нуждающимся по заключению медицинского учреждения в постоянном уходе либо достигшим возраста 80 лет;
16) приобретение гражданином статуса приемного родителя или создание им приемной семьи для граждан пожилого возраста и инвалидов;
17) постановка гражданина на учет в налоговом органе в качестве плательщика налога на профессиональный доход;
18) смерть гражданина.
2. Гражданин, который снят с регистрационного учета в качестве безработного в случае, предусмотренном пунктом 2 части 1 настоящей статьи, и который после снятия с регистрационного учета не является занятым, имеет право на обращение в орган службы занятости о признании его безработным, но не ранее чем через три месяца после снятия его с регистрационного учета в качестве безработного.
3. Снятие гражданина с регистрационного учета в качестве безработного не является основанием для снятия его с регистрационного учета в целях поиска подходящей работы, за исключением случаев, предусмотренных порядком регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.
4. При снятии гражданина с регистрационного учета в качестве безработного в случае, предусмотренном пунктом 3 части 1 настоящей статьи, гражданин вправе обратиться в орган службы занятости по месту жительства или месту пребывания в другом субъекте Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня снятия с регистрационного учета в качестве безработного для восстановления на регистрационном учете в качестве безработного в органе службы занятости в другом субъекте Российской Федерации. Порядок восстановления на регистрационном учете в качестве безработного определяется порядком регистрации безработных граждан.
1. Индивидуальный план содействия занятости формируется органом службы занятости в соответствии с профильной группой гражданина, определенной в соответствии с частью 2 настоящей статьи.
2. Профильная группа гражданина определяется по результатам проведения органами службы занятости в отношении этого гражданина профилирования. Органы службы занятости направляют гражданину с использованием единой цифровой платформы предложение о прохождении гражданином профилирования в сроки, установленные порядком регистрации граждан в целях поиска подходящей работы.
3. Профилирование гражданина, ищущего работу и претендующего на признание его безработным, является обязательным.
4. Повторное профилирование гражданина, ищущего работу, безработного гражданина проводится один раз в полтора месяца либо в случае наличия оснований, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения, с учетом положений настоящей статьи устанавливает:
1) порядок формирования индивидуального плана содействия занятости и согласования его с гражданином, в том числе в случае внесения в этот план изменений в соответствии с частью 12 настоящей статьи;
2) порядок и критерии выполнения гражданином индивидуального плана содействия занятости;
3) требования к структуре и содержанию индивидуального плана содействия занятости.
6. Индивидуальный план содействия занятости содержит следующую информацию:
1) о подходящей работе для гражданина;
2) о профильной группе гражданина;
3) о перечне мер государственной поддержки в сфере занятости населения, предоставляемых органом службы занятости, с учетом профильной группы гражданина;
4) о сроках предоставления гражданину мер государственной поддержки в сфере занятости населения, включенных в индивидуальный план содействия занятости;
5) о сроках выплаты пособия по безработице;
6) о датах явки гражданина в орган службы занятости;
7) о правах, об обязанностях гражданина, ответственности за их неисполнение в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;
8) об обязанностях работника органа службы занятости, исполняющего функции куратора гражданина, и о контактной информации такого работника.
7. Перечень мер государственной поддержки в сфере занятости населения, подлежащих включению в индивидуальный план содействия занятости, определяется на основании примерного перечня мер государственной поддержки в сфере занятости населения для профильной группы гражданина, установленного федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
8. В индивидуальный план содействия занятости не могут включаться услуги, предусмотренные частями 9 - 11 статьи 20 настоящего Федерального закона, предоставляемые гражданам на возмездной основе.
9. Индивидуальный план содействия занятости формируется с учетом требований, установленных федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения, в том числе:
1) к периодичности направления органом службы занятости гражданину вариантов подходящей работы, обязательных для рассмотрения гражданином;
2) к обязанности гражданина по выбору вариантов подходящей работы, направляемых гражданину органом службы занятости, для проведения переговоров с работодателем о трудоустройстве;
3) к количеству обязательных явок гражданина в орган службы занятости в неделю.
10. Орган службы занятости формирует индивидуальный план содействия занятости с использованием единой цифровой платформы и согласовывает его с гражданином, ищущим работу, безработным гражданином.
11. В случае несогласия гражданина, ищущего работу, безработного гражданина с содержанием индивидуального плана содействия занятости гражданин, ищущий работу, безработный гражданин информируют об этом орган службы занятости. В случае неурегулирования с органом службы занятости разногласий по содержанию индивидуального плана содействия занятости гражданин, ищущий работу, безработный гражданин имеют право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации, осуществляющий полномочия в сфере занятости населения, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
12. Внесение изменений в индивидуальный план содействия занятости, согласованный органом службы занятости и гражданином, ищущим работу, безработным гражданином, осуществляется органом службы занятости:
1) на основании результатов повторного профилирования гражданина, ищущего работу, безработного гражданина, проводимого в соответствии с частью 4 настоящей статьи;
2) по согласованию с гражданином, ищущим работу, безработным гражданином в части информации, предусмотренной пунктами 4, 5 и 7 части 6 настоящей статьи.
13. Выполнение индивидуального плана содействия занятости гражданином, ищущим работу и претендующим на признание его безработным, безработным гражданином является обязательным.
14. Выполнение индивидуального плана содействия занятости безработным гражданином является основанием для выплаты ему пособия по безработице.
15. Перечень документов, подтверждающих наличие уважительных причин невыполнения безработным гражданином индивидуального плана содействия занятости, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
16. Орган службы занятости информирует и консультирует гражданина по вопросам формирования и выполнения индивидуального плана содействия занятости.
1. Подходящая работа определяется органом службы занятости индивидуально для гражданина, ищущего работу, безработного гражданина.
2. Правила определения органом службы занятости подходящей работы гражданину, ищущему работу, безработному гражданину устанавливаются Правительством Российской Федерации.
3. Для определения подходящей работы используются следующие критерии:
1) образование (вид, уровень), профессия, специальность, направление подготовки, квалификация;
2) опыт работы, в том числе по профессии, специальности, направлению подготовки, должности;
3) форма занятости;
4) местонахождение рабочего места;
5) размер заработной платы;
6) обстоятельства жизненной ситуации гражданина, ищущего работу, безработного гражданина, которые должны учитываться при подборе подходящей работы, в том числе сведения об имеющихся у них ограничениях жизнедеятельности, в том числе инвалидности.
4. Оплачиваемая работа, включая работу временного характера и оплачиваемые общественные работы, требующая или не требующая (с учетом возрастных и иных особенностей граждан) предварительной подготовки, соответствующая требованиям трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, считается подходящей для гражданина, ищущего работу, безработного гражданина:
1) впервые ищущих работу и при этом не имеющих квалификации;
2) уволенных более одного раза в течение одного года, предшествовавшего началу безработицы, за совершение дисциплинарного проступка или других виновных действий, предусмотренных законодательством Российской Федерации;
3) стремящихся возобновить трудовую деятельность после длительного (более одного года) перерыва;
4) направленных органом службы занятости на обучение в организацию, осуществляющую образовательную деятельность, и отчисленных из нее за совершение виновных действий;
5) отказавшихся пройти профессиональное обучение или получить дополнительное профессиональное образование после окончания установленного периода выплаты пособия по безработице;
6) состоящих на регистрационном учете в органе службы занятости более 12 месяцев;
7) обратившихся в орган службы занятости после окончания сезонных работ.