Глава 2. Федеральный закон от 12.12.2023 N 565-ФЗ (ред. от 08.08.2024) "О занятости населения в РФ"
Глава 2 ФЗ от 12.12.2023 N 565-ФЗ. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. УЧАСТИЕ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОДЕЙСТВИИ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Глава 2. ПОЛНОМОЧИЯ ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ
СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, ОРГАНОВ ПУБЛИЧНОЙ ВЛАСТИ
ФЕДЕРАЛЬНЫХ ТЕРРИТОРИЙ В СФЕРЕ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ. УЧАСТИЕ
ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В СОДЕЙСТВИИ
ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ
Статья 8. Полномочия органов государственной власти Российской Федерации в сфере занятости населения
К полномочиям органов государственной власти Российской Федерации в сфере занятости населения относятся:
1) разработка и реализация государственной политики в сфере занятости населения;
2) разработка и реализация государственных программ Российской Федерации в сфере занятости населения;
3) обобщение практики применения законодательства о занятости населения и подготовка предложений по его совершенствованию;
4) утверждение порядка осуществления социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан, а также выдачи предложений о назначении гражданам пенсии на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно;
5) проверка деятельности органов службы занятости по осуществлению полномочий в сфере занятости населения;
6) утверждение форм документов, связанных с предоставлением гражданам и работодателям мер государственной поддержки в сфере занятости населения, осуществлением полномочий в сфере занятости населения;
7) информирование граждан и работодателей о положении на рынке труда в Российской Федерации, правах и гарантиях граждан в сфере занятости населения и защиты их от безработицы;
8) иные полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Статья 9. Полномочие Российской Федерации в сфере занятости населения, переданное для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации
1. К полномочию Российской Федерации в сфере занятости населения, переданному для осуществления органам государственной власти субъектов Российской Федерации (далее - переданное полномочие), относится осуществление социальных выплат безработным гражданам и иным категориям граждан в виде:
1) пособия по безработице;
2) пенсии, назначаемой безработному гражданину по предложению государственного учреждения службы занятости на период до наступления возраста, дающего право на страховую пенсию по старости, в том числе назначаемую досрочно;
3) ежемесячной доплаты детям-сиротам, детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
2. Финансовое обеспечение переданного полномочия осуществляется за счет субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета (далее - субвенции) в соответствии с порядком, утвержденным Правительством Российской Федерации.
3. Методика определения общего объема субвенций и его распределения между субъектами Российской Федерации утверждается Правительством Российской Федерации. В общий объем субвенций, предоставляемых бюджетам субъектов Российской Федерации, включаются затраты на организацию осуществления переданного полномочия. Плата за банковские услуги по операциям со средствами субвенций не взимается.
4. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения, утверждает:
1) порядок контроля за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия;
2) по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере бюджетной деятельности, форму отчета о расходовании средств субвенции и порядок его представления.
5. Федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, осуществляет контроль за эффективностью и качеством осуществления органами государственной власти субъектов Российской Федерации переданного полномочия.
6. Руководитель федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, имеет право:
1) выносить высшему исполнительному органу субъекта Российской Федерации предписания (представления) об устранении выявленных нарушений при осуществлении переданного полномочия, подлежащие рассмотрению в течение тридцати дней;
2) вносить высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации представления об освобождении от занимаемой должности руководителя исполнительного органа субъекта Российской Федерации, ответственного за осуществление переданного полномочия, в случаях его неисполнения или ненадлежащего исполнения. Указанные представления подлежат рассмотрению высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации в течение десяти дней;
3) давать высшему должностному лицу субъекта Российской Федерации обязательные для исполнения указания по вопросам осуществления переданного полномочия.
7. Высшее должностное лицо субъекта Российской Федерации:
1) организует деятельность по осуществлению переданного полномочия в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;
2) утверждает структуру исполнительного органа субъекта Российской Федерации, осуществляющего переданное полномочие;
3) обеспечивает своевременное представление в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по федеральному государственному контролю (надзору) в сфере труда, занятости, альтернативной гражданской службы, отчетности об осуществлении переданного полномочия, в том числе отчета о расходовании средств субвенции.
8. В случае неисполнения или ненадлежащего исполнения органом государственной власти субъекта Российской Федерации переданного полномочия это полномочие может быть изъято Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения.
Статья 10. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов публичной власти федеральных территорий в сфере занятости населения
1. К полномочиям органов государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения относятся:
1) разработка и реализация государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения;
2) обобщение практики применения законодательства о занятости населения в субъектах Российской Федерации и подготовка предложений по его совершенствованию;
3) финансовое обеспечение мер государственной поддержки в сфере занятости населения, материально-техническое и финансовое обеспечение деятельности исполнительных органов субъектов Российской Федерации, осуществляющих полномочия в сфере занятости населения, и государственных учреждений службы занятости;
4) регистрация граждан в целях поиска подходящей работы, а также регистрация безработных граждан;
5) предоставление основных мер государственной поддержки в сфере занятости населения, предусмотренных частью 3 статьи 28 настоящего Федерального закона;
6) выдача заключений о привлечении и об использовании иностранных работников в соответствии с законодательством о правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации;
7) определение порядка резервирования отдельных видов работ (профессий) для трудоустройства граждан, особо нуждающихся в социальной защите в соответствии с нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, или определение числа рабочих мест для трудоустройства таких граждан;
8) принятие мер по устранению причин выявленных нарушений законодательства о занятости населения и восстановлению нарушенных прав граждан;
9) осуществление иных полномочий в соответствии с настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, договорами о разграничении полномочий и соглашениями, законами субъектов Российской Федерации.
2. На федеральных территориях полномочия, предусмотренные статьями 9 и 11 настоящего Федерального закона и настоящей статьей, осуществляются органами публичной власти федеральных территорий с учетом целей создания таких территорий и установленных особенностей организации публичной власти в их границах. При осуществлении указанных полномочий органами публичной власти федеральных территорий применяются соответствующие положения настоящего Федерального закона, иных нормативных правовых актов. В случае, если положения настоящего Федерального закона содержат указание на закон субъекта Российской Федерации, применяется нормативный правовой акт представительного органа федеральной территории. Предусмотренные настоящим Федеральным законом полномочия исполнительных органов субъекта Российской Федерации осуществляются исполнительно-распорядительными органами федеральных территорий.
1. Органы местного самоуправления вправе участвовать в организации и финансировании основных и дополнительных мер государственной поддержки в сфере занятости населения, предусмотренных настоящим Федеральным законом, иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, в том числе:
1) оказывать содействие органам службы занятости в организации оплачиваемых общественных работ (посредством анализа информации о потребности в деятельности, имеющей общественно полезную направленность, на территориях муниципальных образований, формирования предложений об объемах, видах оплачиваемых общественных работ и условиях их организации, приоритетных условиях привлечения для участия в оплачиваемых общественных работах определенных категорий граждан, в том числе испытывающих трудности в поиске работы, для включения в соглашения, заключаемые органами службы занятости с работодателями, об организации оплачиваемых общественных работ, информирования незанятого населения и работодателей о порядке организации оплачиваемых общественных работ и условиях участия в этих работах и проведения иных мероприятий);
2) участвовать в разработке, реализации, финансировании мероприятий по организации оплачиваемых общественных работ на территориях муниципальных образований в рамках государственных программ субъектов Российской Федерации в сфере занятости населения.
2. Органы местного самоуправления могут оказывать содействие органам службы занятости в получении достоверной информации о занятости граждан, в том числе посредством участия в мониторинге положения на рынке труда в субъектах Российской Федерации, а также в разработке прогноза баланса трудовых ресурсов в субъектах Российской Федерации.
3. Органы местного самоуправления вправе предоставлять дополнительные меры государственной поддержки в сфере занятости населения и осуществлять расходы за счет средств бюджетов муниципальных образований (за исключением финансовых средств, передаваемых местным бюджетам на осуществление целевых расходов).