Глава V. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 28.12.2024) "О правовом положении иностранных граждан в РФ" (с изм. и доп., вступ. в силу с 05.02.2025)

Глава V ФЗ от 25.07.2002 N 115-ФЗ. МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР) В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Глава V. МИГРАЦИОННЫЙ УЧЕТ ИНОСТРАННЫХ ГРАЖДАН И
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КОНТРОЛЬ (НАДЗОР)
В СФЕРЕ МИГРАЦИИ

Статья 29.1. Миграционный учет иностранных граждан

Миграционный учет иностранных граждан в Российской Федерации осуществляется в соответствии с федеральным законом о миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации.

Статья 29.2. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции

1. Федеральный государственный контроль (надзор) в сфере миграции включает в себя федеральный контроль (надзор) за нахождением, пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации и федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников.

2. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции плановые проверки не проводятся.

Статья 30. Федеральный государственный контроль (надзор) за пребыванием и проживанием иностранных граждан в Российской Федерации

1. Федеральный государственный контроль (надзор) за нахождением, пребыванием, проживанием в Российской Федерации и транзитным передвижением в пределах Российской Федерации иностранных граждан осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

2. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, осуществляет контроль за временным пребыванием в Российской Федерации иностранных граждан:

1) глав дипломатических представительств и глав консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, сотрудников дипломатических представительств и работников консульских учреждений иностранных государств в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств или учреждений;

2) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и имеющих дипломатические или служебные паспорта должностных лиц министерств иностранных дел иностранных государств и членов семей указанных лиц;

3) въехавших в Российскую Федерацию с рабочим визитом и пользующихся в соответствии с международным договором Российской Федерации дипломатическими привилегиями и иммунитетами должностных лиц международных организаций, должностных лиц представительств указанных организаций в Российской Федерации, должностных лиц международных организаций, которые имеют штаб-квартиры в Российской Федерации, а также членов семей и гостей указанных лиц, если члены семей или гости проживают в резиденциях названных лиц либо на территориях таких представительств.

3. Иностранный гражданин при въезде в Российскую Федерацию заполняет миграционную карту, которая вместе с документом, удостоверяющим личность иностранного гражданина, предъявляется должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. При выезде из Российской Федерации иностранный гражданин обязан сдать миграционную карту должностному лицу пограничного органа федеральной службы безопасности в пункте пропуска через Государственную границу Российской Федерации. Должностное лицо пограничного органа федеральной службы безопасности проставляет в миграционной карте отметку о въезде иностранного гражданина в Российскую Федерацию и отметку о его выезде из Российской Федерации.

Статья 31. Последствия несоблюдения иностранным гражданином срока пребывания или проживания в Российской Федерации, режима высылки

1. В случае, если срок проживания или временного пребывания иностранного гражданина в Российской Федерации сокращен, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение трех дней.

2. В случае, если разрешение на временное проживание, разрешение на временное проживание в целях получения образования или вид на жительство, выданные иностранному гражданину, аннулированы, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации в течение пятнадцати дней со дня выдачи ему уведомления об аннулировании указанных разрешений или вида на жительство либо со дня направления ему такого уведомления в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, либо в установленном порядке почтовым отправлением.

3. Иностранный гражданин, не исполнивший обязанность, предусмотренную пунктом 1 или 2 настоящей статьи, подлежит депортации.

4. Депортация иностранных граждан в случаях, предусмотренных настоящей статьей, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальными органами во взаимодействии с иными федеральными органами исполнительной власти и их территориальными органами в пределах их компетенции.

Порядок депортации иностранных граждан определяется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с заинтересованными федеральными органами исполнительной власти.

5. Депортация осуществляется за счет средств депортируемого иностранного гражданина, а в случае отсутствия таких средств либо в случае, если иностранный работник принят на работу с нарушением установленного настоящим Федеральным законом порядка привлечения и использования иностранных работников, - за счет средств пригласившего его органа, дипломатического представительства или консульского учреждения иностранного государства, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин, международной организации либо ее представительства, физического или юридического лица, указанных в статье 16 настоящего Федерального закона.

6. В случае, если установление приглашающей стороны невозможно, мероприятия по депортации являются расходными обязательствами Российской Федерации. Порядок расходования средств на указанные цели определяется Правительством Российской Федерации.

7. Федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган направляет информацию о депортации иностранного гражданина в федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел.

8. Федеральный орган исполнительной власти, ведающий вопросами иностранных дел, уведомляет о депортации иностранного гражданина дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, гражданином которого является депортируемый иностранный гражданин.

9. Иностранные граждане, подлежащие депортации, содержатся в специальных учреждениях до исполнения решения о депортации.

Абзацы второй - третий утратили силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.

9.1. Утратил силу. - Федеральный закон от 21.07.2014 N 232-ФЗ.

9.2. Доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение, а в случае необходимости в суд, при наличии медицинских показаний в медицинскую организацию, в дипломатическое представительство или консульское учреждение иностранного государства в Российской Федерации, а также доставку иностранного гражданина, подлежащего депортации, до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации осуществляет территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

Абзац утратил силу. - Федеральный закон от 27.06.2018 N 168-ФЗ.

9.3. Помещение иностранного гражданина, подлежащего депортации, в специальное учреждение на срок, не превышающий сорока восьми часов, осуществляется федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом на основании решения руководителя указанного федерального органа или его заместителя либо руководителя соответствующего территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его заместителя.

Срок, указанный в абзаце первом настоящего пункта, может быть продлен судьей по заявлению уполномоченного должностного лица федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориального органа в порядке, предусмотренном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, на срок, необходимый для организации выезда контролируемого лица из Российской Федерации.

9.4. За исключением случая, предусмотренного пунктом 9.3 настоящей статьи, помещение в специальное учреждение иностранных граждан, подлежащих депортации, может осуществляться только на основании решения суда.

10. Иностранные граждане, подлежащие депортации, могут быть переданы Российской Федерацией иностранному государству в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии в порядке, предусмотренном главой V.1 настоящего Федерального закона.

11. В случае, если уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в отношении иностранного гражданина, находящегося в местах лишения свободы, вынесено решение о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или решение о неразрешении въезда в Российскую Федерацию, такое решение в течение трех рабочих дней со дня его вынесения направляется в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, который принимает решение о депортации данного иностранного гражданина либо в случае наличия международного договора Российской Федерации о реадмиссии, который затрагивает данного иностранного гражданина, решение о его реадмиссии.

12. Исполнение решения о депортации иностранного гражданина, указанного в пункте 11 настоящей статьи, либо решения о его реадмиссии осуществляется после отбытия данным иностранным гражданином наказания, назначенного по приговору суда.

12.1. В случае выдачи лицу без гражданства временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации решение о его депортации подлежит отмене федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом, принявшим такое решение, в течение пяти рабочих дней со дня поступления информации о выдаче данному лицу временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации.

13. Порядок взаимодействия федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел и федерального органа исполнительной власти, осуществляющего правоприменительные функции и функции по контролю и надзору в сфере исполнения уголовных наказаний в отношении осужденных, при реализации международных договоров Российской Федерации о реадмиссии определяется Правительством Российской Федерации.

Статья 31.1. Меры федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции, применяемые в рамках режима высылки

1. В рамках режима высылки к контролируемому лицу применяются следующие меры федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции:

1) включение в реестр контролируемых лиц;

2) ограничение отдельных прав и свобод контролируемого лица в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи;

3) установление места нахождения контролируемого лица;

4) доставление контролируемого лица;

5) задержание контролируемого лица;

6) помещение контролируемого лица в специальное учреждение;

7) проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица (идентификация), и иных документов, представляемых в отношении такого лица;

8) установление личности контролируемого лица;

9) проведение обязательной государственной дактилоскопической регистрации и фотографирования контролируемого лица;

10) согласование маршрута следования контролируемого лица до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

11) наблюдение за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний, за выполнением возложенных на контролируемое лицо обязанностей, совершаемыми контролируемым лицом действиями.

2. В отношении контролируемого лица применяются следующие ограничительные меры в виде:

1) запрета на государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в соответствии с Федеральным законом от 8 августа 2001 года N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей";

2) запрета на приобретение недвижимого имущества, транспортных средств, самоходных машин и других видов техники;

3) запрета на постановку недвижимого имущества на государственный кадастровый учет и (или) государственную регистрацию прав, осуществляемые в соответствии с Федеральным законом от 13 июля 2015 года N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости";

4) запрета на государственную регистрацию транспортных средств, самоходных машин и других видов техники в соответствии с Федеральным законом от 3 августа 2018 года N 283-ФЗ "О государственной регистрации транспортных средств в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", Федеральным законом от 2 июля 2021 года N 297-ФЗ "О самоходных машинах и других видах техники";

5) ограничения на пользование правом на управление транспортными средствами, предоставленным в соответствии с Федеральным законом от 10 декабря 1995 года N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения";

6) отказа в допуске к сдаче экзаменов на право управления транспортными средствами, в выдаче (замене, обмене) российского национального или международного водительского удостоверения;

7) отказа в открытии банковского счета и осуществлении иных банковских операций, за исключением переводов денежных средств в целях уплаты обязательных платежей, установленных законодательством Российской Федерации, а также переводов денежных средств на счет контролируемого лица и выдачи наличных денежных средств контролируемому лицу в сумме не более 30 тысяч рублей в месяц. Положения настоящего подпункта в части открытия счета в банках и других кредитных организациях Российской Федерации не распространяются на иностранных граждан, отбывающих уголовное наказание в виде исправительных, принудительных работ или лишения свободы;

8) запрета на заключение брака;

9) запрета на изменение места жительства или места пребывания в Российской Федерации без разрешения территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, осуществляющего контроль;

10) запрета на выезд за пределы территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в которых контролируемое лицо пребывает (проживает), за исключением выезда из Российской Федерации;

11) иные ограничения, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Ограничения, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются с даты внесения сведений о контролируемом лице в реестр контролируемых лиц, предусмотренный статьей 31.2 настоящего Федерального закона, и продолжают действовать до исключения сведений о контролируемом лице из реестра контролируемых лиц.

4. Установление места нахождения контролируемого лица осуществляется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в случаях отсутствия сведений о месте нахождения контролируемого лица и (или) неисполнения контролируемым лицом обязанностей, установленных подпунктами 1 и 3 пункта 5 статьи 9.1 настоящего Федерального закона.

5. Порядок применения мер для установления места нахождения контролируемого лица устанавливается федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел.

6. Доставление контролируемого лица, то есть его принудительное препровождение, в служебное помещение территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел или подразделения полиции, в специальное учреждение либо в иное служебное помещение осуществляется в целях установления личности, решения вопроса о задержании, депортации или помещении в специальное учреждение в случаях, установленных настоящим Федеральным законом.

7. Задержание применяется в порядке, предусмотренном статьей 14 Федерального закона от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции", в отношении контролируемого лица, уклоняющегося от исполнения обязанностей, установленных пунктом 5 статьи 9.1 настоящего Федерального закона, или от исполнения обязанности по выезду за пределы Российской Федерации.

8. Помещение контролируемого лица в специальное учреждение может быть осуществлено, если это необходимо для обеспечения выезда контролируемого лица за пределы Российской Федерации в случае вынесения в отношении такого лица решения о депортации, реадмиссии либо назначения административного наказания в виде принудительного выдворения за пределы Российской Федерации.

9. Контролируемые лица содержатся в специальных учреждениях в соответствии с условиями и в порядке, которые предусмотрены главой VI.1 настоящего Федерального закона.

10. Проверка документов, удостоверяющих личность контролируемого лица (идентификация контролируемого лица), и иных документов, представляемых в отношении контролируемого лица, проводится в целях проверки достоверности сведений, содержащихся в таких документах, правильности заполнения и (или) оформления таких документов, соблюдения режима высылки и установленных в связи с ним ограничительных мер и заключается в установлении:

1) соответствия личности контролируемого лица учетным данным, содержащимся в государственных информационных системах федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, и (или) предъявляемым контролируемым лицом документам, удостоверяющим личность контролируемого лица;

2) достоверности сведений, содержащихся в иных документах, представляемых в отношении контролируемого лица в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

11. Установление личности контролируемого лица осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 10.1 настоящего Федерального закона.

12. Обязательная государственная дактилоскопическая регистрация и фотографирование контролируемого лица проводятся в порядке и случаях, которые установлены законодательством Российской Федерации.

13. В целях обеспечения контроля за самостоятельным выездом контролируемого лица за пределы Российской Федерации маршрут следования контролируемого лица до пункта пропуска через Государственную границу Российской Федерации либо изменение маршрута следования контролируемого лица согласовывается с территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту фактического нахождения (пребывания) контролируемого лица.

14. В случае согласования маршрута следования контролируемого лица могут использоваться информационные системы и технические средства, обеспечивающие дистанционный контроль за перемещением контролируемого лица и соблюдением согласованного маршрута следования.

15. Наблюдение за соблюдением контролируемым лицом установленных ограничений и вынесенных предписаний, за выполнением возложенных на него обязанностей, за совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории Российской Федерации, осуществляется должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств и информационных ресурсов государственных органов в отношении контролируемого лица.

16. При необходимости по результатам наблюдения должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел составляется акт по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел, в двух экземплярах, один из которых вручается контролируемому лицу по его просьбе.

Статья 31.2. Реестр контролируемых лиц

1. Учет иностранных граждан, находящихся в Российской Федерации и не имеющих законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, осуществляется путем внесения сведений о них, в том числе персональных данных, в реестр контролируемых лиц.

2. Сведения об иностранном гражданине, указанном в пункте 1 настоящей статьи, вносятся в реестр контролируемых лиц:

1) со дня, следующего за днем истечения срока временного пребывания, разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство;

2) с даты выявления федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом факта въезда в Российскую Федерацию иностранного гражданина путем незаконного пересечения Государственной границы Российской Федерации;

3) с даты принятия Российской Федерацией иностранного гражданина, переданного иностранным государством в соответствии с международным договором Российской Федерации о реадмиссии, при отсутствии законных оснований для нахождения указанного иностранного гражданина на территории Российской Федерации;

4) со дня аннулирования визы, разрешения на временное проживание, разрешения на временное проживание в целях получения образования или вида на жительство;

5) со дня принятия решения об отказе в рассмотрении ходатайства о признании беженцем по существу, об отказе в признании беженцем, об отказе в предоставлении (о продлении срока предоставления) временного убежища либо о лишении или об утрате временного убежища или статуса беженца;

6) со дня вынесения федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом постановления о назначении иностранному гражданину административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации либо поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган копии такого постановления, вынесенного судом либо уполномоченным должностным лицом федерального органа исполнительной власти, ведающего вопросами безопасности;

7) со дня вынесения федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом решения о сокращении срока временного пребывания, депортации, реадмиссии, нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации, неразрешении въезда в Российскую Федерацию или об ограничении выезда за пределы Российской Федерации либо со дня поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган копии решения о нежелательности пребывания (проживания) в Российской Федерации или неразрешении въезда в Российскую Федерацию, вынесенного уполномоченным федеральным органом исполнительной власти или его территориальным органом, либо информации о решении, указанном в настоящем подпункте, вынесенном федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, или его территориальным органом;

8) по истечении семидесяти двух часов пребывания иностранного гражданина, находящегося в качестве пассажира на борту круизного судна или парома, имеющих разрешения на пассажирские перевозки;

9) со дня вынесения решения о прекращении гражданства Российской Федерации при отсутствии законных оснований для нахождения на территории Российской Федерации;

10) со дня поступления в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальный орган копии вступившего в силу обвинительного приговора суда Российской Федерации о признании иностранного гражданина виновным в совершении преступления.

3. Копии решений, указанных в подпунктах 6, 7 и 10 пункта 2 настоящей статьи, направляются в трехдневный срок со дня их вынесения федеральными органами исполнительной власти, их территориальными органами, а также судами, вынесшими обвинительные приговоры или постановления о назначении административного наказания в виде административного выдворения за пределы Российской Федерации, в соответствующие территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел.

4. Федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности, и его территориальными органами информация о вынесенных решениях, указанных в подпунктах 6, 7 и 10 пункта 2 настоящей статьи, направляется в федеральный орган исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальные органы в порядке и сроки, которые определены федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, ведающим вопросами безопасности.

5. В состав сведений реестра контролируемых лиц включаются следующие сведения:

1) фамилия, имя, отчество (при наличии);

2) дата рождения;

3) пол;

4) гражданство (подданство) иностранного государства либо сведения об отсутствии гражданства (подданства);

5) сведения о документе, удостоверяющем личность, включая вид, серию, номер, дату выдачи, наименование и код органа, выдавшего документ (при его наличии);

6) страховой номер индивидуального лицевого счета (при наличии);

7) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии);

8) место жительства и (или) место пребывания (при наличии), в том числе не подтвержденные регистрацией по месту жительства и (или) учетом по месту пребывания;

9) код и наименование территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел, в котором иностранный гражданин состоит на миграционном учете (при наличии);

10) дата включения в реестр контролируемых лиц сведений об иностранном гражданине, дата исключения из реестра контролируемых лиц таких сведений;

11) сведения о трудовой деятельности, включая сведения о работодателе или заказчике работ (услуг) (при наличии);

12) сведения о прохождении обучения, включая сведения об образовательной (научной) организации (при наличии);

13) сведения об основаниях включения в реестр контролируемых лиц, указанных в пункте 2 настоящей статьи;

14) иные сведения, определенные Правительством Российской Федерации.

6. Информация о наличии (об отсутствии) сведений об иностранном гражданине в реестре контролируемых лиц размещается на официальном сайте оператора реестра контролируемых лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" и предоставляется без взимания платы в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Иностранный гражданин считается уведомленным о внесении сведений о нем в реестр контролируемых лиц или об исключении сведений о нем из такого реестра со дня их размещения на официальном сайте оператора реестра контролируемых лиц в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет". Порядок размещения сведений, содержащихся в реестре контролируемых лиц, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", а также состав размещаемых сведений устанавливается Правительством Российской Федерации.

7. Сведения об иностранном гражданине исключаются из реестра контролируемых лиц в случае:

1) выезда иностранного гражданина из Российской Федерации;

2) приобретения иностранным гражданином законных оснований для пребывания (проживания) в Российской Федерации, в том числе путем получения в порядке, предусмотренном статьей 5.2 настоящего Федерального закона, временного удостоверения личности лица без гражданства в Российской Федерации;

3) отмены решения, послужившего основанием для применения к иностранному гражданину режима высылки;

4) признания судом незаконным решения, послужившего основанием для применения к иностранному гражданину режима высылки;

5) смерти иностранного гражданина или объявления его судом умершим.

Статья 31.3. Права и обязанности должностных лиц органа внутренних дел при осуществлении контроля за нахождением в Российской Федерации контролируемого лица

1. При проведении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки должностные лица органа внутренних дел имеют право:

1) направлять запросы в государственные органы Российской Федерации, иностранных государств, органы публичной власти Российской Федерации о предоставлении информации и документов, необходимых для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе составляющих коммерческую, банковскую, налоговую и иную охраняемую законом тайну в соответствии с законодательством Российской Федерации;

2) требовать от контролируемого лица и получать от него документы и сведения, в том числе на электронных носителях, которые необходимы для осуществления контроля за контролируемым лицом;

3) требовать от юридических лиц, организаций независимо от их организационно-правовой формы и формы собственности, физических лиц, вступивших в правоотношения с контролируемым лицом или оказывающих ему услуги, в рамках которых должны соблюдаться требования, установленные настоящей статьей и должностным лицом территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в отношении контролируемого лица в рамках применения режима высылки, представления копий документов и иной информации по таким фактам;

4) получать от организаций, в том числе от банков, небанковских кредитных (кредитно-финансовых) организаций и организаций, осуществляющих отдельные виды банковских операций, документы и сведения о наличии и номерах банковских счетов контролируемого лица, а также документы и сведения, касающиеся движения денежных средств по таким счетам, необходимые для осуществления контроля за контролируемым лицом, в том числе содержащие банковскую тайну, в соответствии с законодательством Российской Федерации;

5) получать доступ в жилые помещения и иные помещения, в которых пребывает (проживает) или фактически находится контролируемое лицо, при предъявлении служебного удостоверения;

6) изымать у контролируемого лица документы или их копии с составлением акта изъятия в случаях, установленных законодательством Российской Федерации;

7) использовать технические средства (в том числе аппаратуру, осуществляющую аудио- и видеозапись, фотосъемку) и информацию, содержащуюся в государственных информационных системах и (или) базах данных государственных органов;

8) осуществлять наблюдение непосредственно или опосредованно, в том числе с использованием технических средств, за контролируемым лицом, совершаемыми контролируемым лицом действиями, а также за деятельностью физических и юридических лиц, оказывающих контролируемому лицу содействие в пребывании (проживании) на территории Российской Федерации, с учетом положений пунктов 15 и 16 статьи 31.1 настоящего Федерального закона;

9) использовать данные мобильных устройств и геолокации, платежных систем, работающих в автоматическом режиме специальных технических средств распознавания лиц;

10) выносить предписания о явке контролируемого лица к уполномоченному должностному лицу органа внутренних дел. Копия предписания о явке к уполномоченному должностному лицу вручается контролируемому лицу в день его вынесения под роспись или направляется по почте по месту жительства, месту пребывания или месту фактического проживания контролируемого лица, либо по адресу его электронной почты, либо в электронной форме путем размещения информации в личном кабинете контролируемого лица в едином портале государственных и муниципальных услуг, если контролируемое лицо зарегистрировано в федеральной государственной информационной системе "Единая система идентификации и аутентификации в инфраструктуре, обеспечивающей информационно-технологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг в электронной форме";

11) осуществлять в пределах территории субъекта Российской Федерации, муниципального образования, в котором контролируемое лицо проживает (пребывает), выезды в возможные места пребывания контролируемого лица и осмотр таких мест;

12) осуществлять иные права, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

2. При осуществлении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки должностные лица органа внутренних дел обязаны:

1) соблюдать права и законные интересы контролируемого лица, не допускать причинение вреда контролируемому лицу и иным лицам неправомерными решениями и действиями (бездействием);

2) использовать информацию, полученную при осуществлении контроля, в соответствии с законодательством Российской Федерации исключительно для выполнения возложенных на органы внутренних дел задач и функций;

3) информировать контролируемое лицо о его правах и обязанностях;

4) при применении мер федерального государственного контроля (надзора) в рамках применения режима высылки учитывать требования к их законности, обоснованности, достаточности и эффективности;

5) исполнять иные обязанности, предусмотренные законодательством Российской Федерации.

3. Должностные лица органа внутренних дел, имеющие специальные звания полиции, при проведении федерального государственного контроля (надзора) в сфере миграции в рамках применения режима высылки также исполняют обязанности и пользуются правами, предусмотренными Федеральным законом от 7 февраля 2011 года N 3-ФЗ "О полиции".

Статья 32. Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников

1. Федеральный государственный контроль (надзор) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации осуществляется уполномоченными федеральными органами исполнительной власти (далее - органы государственного контроля (надзора) согласно их компетенции в порядке, установленном Президентом Российской Федерации или Правительством Российской Федерации.

2. К отношениям, связанным с осуществлением федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников на территории Российской Федерации, работодателей, заказчиков работ (услуг), и к отношениям, связанным с исполнением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями обязанностей, возложенных на них как на принимающую (приглашающую) сторону, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года N 294-ФЗ "О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля" с учетом особенностей организации и проведения проверок, установленных пунктами 3 - 10 настоящей статьи.

3. Предметом федерального государственного контроля (надзора) за трудовой деятельностью иностранных работников является соблюдение работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной требований, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере миграции (далее - обязательные требования).

4. Утратил силу с 1 июля 2021 года. - Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

5. Основанием для проведения внеплановой проверки является:

1) истечение срока исполнения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной выданного органом государственного контроля (надзора) предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;

2) поступление в орган государственного контроля (надзора) обращений и заявлений граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, юридических лиц, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, профессиональных союзов, из средств массовой информации о фактах нарушений работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований;

3) выявление факта возможного нарушения работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной обязательных требований в результате проводимого органом государственного надзора мониторинга соблюдения таких требований;

4) наличие приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о проведении внеплановой проверки, изданного в соответствии с поручением Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации либо на основании требования прокурора о проведении внеплановой проверки в рамках надзора за исполнением законов по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям.

6. Утратил силу с 1 июля 2021 года. - Федеральный закон от 11.06.2021 N 170-ФЗ.

7. Срок проведения внеплановой выездной проверки не может превышать семь рабочих дней.

8. В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения сложных и (или) длительных специальных экспертиз и расследований на основании мотивированных предложений должностных лиц органа государственного контроля (надзора), проводящих проверку, срок проведения проверки может быть продлен руководителем такого органа, но не более чем на семь рабочих дней.

9. Внеплановая выездная проверка по основанию, указанному в подпункте 2 пункта 5 настоящей статьи, проводится органом государственного контроля (надзора) по согласованию с органом прокуратуры в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

10. Предварительное уведомление работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны о проведении внеплановой выездной проверки по основанию, указанному в подпунктах 2 и 3 пункта 5 настоящей статьи, не допускается.

11. Должностные лица органа государственного контроля (надзора) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, имеют право:

1) запрашивать и получать на основании мотивированного письменного запроса от работодателя, заказчика работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороны информацию и документы, необходимые в ходе проведения проверки;

2) беспрепятственно по предъявлении служебного удостоверения и копии приказа (распоряжения) руководителя (заместителя руководителя) органа государственного контроля (надзора) о назначении проверки посещать и обследовать используемые работодателем, заказчиком работ (услуг), принимающей (приглашающей) стороной территории, здания, помещения, сооружения и иные подобные объекты, обследовать технические средства, а также проводить необходимые исследования, экспертизы, расследования и другие мероприятия по контролю;

3) выдавать предписания об устранении выявленных нарушений обязательных требований;

4) составлять протоколы об административных правонарушениях, связанных с нарушениями обязательных требований, рассматривать дела об указанных административных правонарушениях и принимать меры по предотвращению таких нарушений;

5) направлять в уполномоченные органы материалы, связанные с нарушениями требований миграционного законодательства, для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений.

12. В случае, если иностранный работник нарушил условия трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг), разрешение на работу, выданное данному иностранному работнику, может быть по ходатайству работодателя или заказчика работ (услуг) аннулировано федеральным органом исполнительной власти в сфере внутренних дел или его территориальным органом, выдавшими данное разрешение.

Статья 32.1. Утратила силу. - Федеральный закон от 23.07.2010 N 180-ФЗ.

Статья 32.1-1. Полномочия Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации

1. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации средствами, предусмотренными Федеральным конституционным законом от 26 февраля 1997 года N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации", способствует восстановлению нарушенных прав иностранных граждан, а также совершенствованию законодательства Российской Федерации, определяющего правовое положение иностранных граждан, в том числе беженцев.

2. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации при осуществлении своих полномочий, в том числе при проверке жалоб, поступивших от иностранных граждан, вправе посещать центры временного размещения и места временного содержания лиц, ходатайствующих о признании беженцами либо вынужденными переселенцами или о предоставлении временного убежища на территории Российской Федерации, лиц, признанных беженцами либо вынужденными переселенцами или получивших временное убежище на территории Российской Федерации, а также специальные учреждения.

3. Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации при посещении указанных в пункте 2 настоящей статьи центров временного размещения, мест временного содержания и специальных учреждений вправе беседовать с находящимися в них лицами наедине в условиях, позволяющих представителю администрации центра временного размещения, места временного содержания или специального учреждения видеть беседующих, но не слышать их.

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D