ГОСУДАРСТВЕННАЯ ДУМА ФЕДЕРАЛЬНОГО СОБРАНИЯ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ШЕСТОГО СОЗЫВА

КОМИТЕТ ПО ФЕДЕРАТИВНОМУ УСТРОЙСТВУ И ВОПРОСАМ
МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ

ПИСЬМО
от 7 апреля 2016 года

Обращаю внимание, что Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" из многих норм федерального законодательства были исключены слова "на постоянной основе" и тем самым ряд ограничений, запретов и обязанностей начал действовать в отношении более широкого круга лиц.

Часть 1 статьи 2 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 131-ФЗ) содержит основные термины и понятия, используемые в указанном Федеральном законе. В частности, определяет понятие "лицо, замещающее муниципальную должность" - депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, член избирательной комиссии муниципального образования, действующей на постоянной основе и являющейся юридическим лицом, с правом решающего голоса <...>.

Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" в статью 40 Федерального закона N 131-ФЗ была введена новая редакция части 7, согласно которой депутат, член выборного органа местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления, иное лицо, замещающее муниципальную должность, должны соблюдать ограничения, запреты, исполнять обязанности, которые установлены Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ) и другими федеральными законами. Полномочия депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, иного лица, замещающего муниципальную должность, прекращаются досрочно в случае несоблюдения ограничений, запретов, неисполнения обязанностей, установленных Федеральным законом от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции", Федеральным законом от 3 декабря 2012 года N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам", Федеральным законом от 7 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами".

Часть 4 статьи 12.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" регламентирует, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, обязаны представлять сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей в порядке, установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации. Обращаю внимание, что Федеральным законом от 3 ноября 2015 года N 303-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" из данной части были исключены слова "осуществляющие свои полномочия на постоянной основе".

Поскольку все депутаты являются лицами, замещающими муниципальную должность, указанная обязанность распространяется на них всех, независимо от того, на постоянной или непостоянной основе они исполняют свои полномочия. Депутаты обязаны соблюдать все ограничения, запреты и обязанности, установленные для лиц, занимающих муниципальную должность. Депутаты, исполняющие свои полномочия на непостоянной основе и имеющие основное место работы, исполняют свои обязанности, возникшие в связи со статусом депутат, вне зависимости от обязанностей, предусмотренных работодателем.

Пункт 4 статьи 5 Федерального закона Федеральный закон N 273-ФЗ предусматривает, что федеральные органы государственной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления осуществляют противодействие коррупции в пределах своих полномочий.

В целом в рамках антикоррупционной политики, проводимой в муниципальных образованиях, могут приниматься как нормативные акты, направленные на совершенствование деятельности органов местного самоуправления, порядка прохождения муниципальной службы, повышение прозрачности и открытости местной власти, так и специальные антикоррупционные правовые акты, в том числе определяющие порядок проведения антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных актов, порядок разработки муниципальных программ противодействия коррупции.

Таким образом, законодательством предусмотрена возможность регулирования порядка предоставления сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера муниципальными нормативными правовыми актами. В свою очередь, муниципальные правовые акты носят подзаконный характер и должны соответствовать нормативным правовым актам, стоящим выше в иерархии источников муниципального права и регулировать только те вопросы, которые ими не урегулированы.

При этом видится целесообразным при разработке порядка предоставления сведений для лиц, замещающих муниципальные должности, руководствоваться положениями соответствующих указов Президента Российской Федерации, например, Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460 "Об утверждении формы справки о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации" и другими.

У лиц, замещающих муниципальные должности, в том числе на постоянной основе, в связи с исполнением полномочий не возникает трудовых отношений (в том смысле, который подразумевается Трудовым кодексом Российской Федерации; они не являются сотрудниками представительных органов муниципальных образований). Однако обязанность по принятию решения о досрочном прекращении полномочий принимает представительный орган муниципального образования (часть 11 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации"). В связи с этим полагаю, что сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруги (супруга) и несовершеннолетних детей соответствующие лица должны направлять в представительный орган муниципального образования. Обращаю внимание, что предоставление документов, подтверждающих сумму дохода, законодательством не требуется.

Следует также учитывать, что депутаты представительного органа муниципального района, который состоит из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, избираемых представительными органами поселений из своего состава в соответствии с равной независимо от численности населения поселения нормой представительства, являются депутатами в двух муниципальный образованиях. Соответственно, сведения о своих доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также сведения о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера своих супруг (супругов) и несовершеннолетних детей они должны предоставлять в установленном порядке и в поселение, и в муниципальный район.

Решение о проверке достоверности и полноты сведений о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера принимается представительным органом муниципального образования. При этом могут быть использованы два способа осуществления такой проверки - самостоятельно или путем направления запроса в федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление оперативно-розыскной деятельности, об имеющихся у них данных о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера лиц, занимаемых определенные должности. Тот же порядок может распространяться и на процедуру контроля за соблюдением запрета открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами.

Проверки в отношении определенного круга лиц (например, депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, депутатов, замещающих должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов, их супругов и несовершеннолетних детей) могут проводиться по решению Президента Российской Федерации, Руководителя Администрации Президента Российской Федерации либо специально уполномоченного ими должностного лица Администрации Президента Российской Федерации. Такие проверки осуществляются независимо от проверок, осуществляемых подразделениями, должностными лицами либо комиссиями иных органов и организаций.

В соответствии с подпунктом "г" пункта 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ "О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам" устанавливается контроль за расходами лиц, замещающих (занимающих) муниципальные должности. Таким образом, представленные сведения об источниках получения средств, за счет которых совершены сделки (совершена сделка) по приобретению земельного участка, другого объекта недвижимости, транспортного средства, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), если общая сумма таких сделок превышает общий доход лица, замещающего (занимающего) муниципальную должность, и его супруги (супруга) за три последних года, предшествующих отчетному периоду, размещаются в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" на официальных сайтах органов местного самоуправления.

Пункт 1.1 статьи 7.1 Федерального закона от 25 декабря 2008 года N 273-ФЗ "О противодействии коррупции" распространяет запрет отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, на депутатов представительных органов муниципальных районов и городских округов, осуществляющих свои полномочия на постоянной основе, и депутатов, замещающих должности в представительных органах муниципальных районов и городских округов. Таким образом, соблюдение требований данной статьи зависит от вида муниципального образования, в котором лицо исполняет полномочия.

Также прилагаю Методические рекомендации Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки в 2016 году (за отчетный период 2015 год).

Председатель Комитета,
Президент Общероссийского Конгресса
муниципальных образований
В.Б.КИДЯЕВ