3. Деление законопроекта на структурные единицы

3. Деление законопроекта на структурные единицы

Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.

Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:

раздел;

глава;

статья.

Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.

Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.

КОММЕНТАРИЙ

Встречаются законопроекты с делением текста на разделы, которые, в свою очередь, разделены на главы, а главы - на статьи. Но такое деление имеется не по всему тексту законопроекта. Например, раздел III на главы не разделен:

РАЗДЕЛ I

Глава 1

Статьи 1 - 4

Глава 2

Статьи 5 - 9

РАЗДЕЛ II

Глава 3

Статьи 10 - 12

Глава 4

Статьи 13 - 19

Глава 5

Статьи 20 - 21

РАЗДЕЛ III

Статьи 22 - 25

В такой ситуации необходимо либо дополнить раздел III главой с соответствующим наименованием, либо снять деление текста на разделы, оставив только деление его на главы. Таким образом, вместо раздела III статьи 22 - 25 будет предварять глава 6.

В случаях, когда текст законопроекта небольшой (всего несколько статей), дабы не создавать ситуацию, когда глава 1 называется "Общие положения", наименование главы 2 повторяет наименование самого законопроекта, а глава 3 называется "Заключительные положения", имеет смысл вообще не делить текст законопроекта на главы, оставив только деление его на статьи.