3. "Комментарии к Методическим рекомендациям по юридико-техническому оформлению законопроектов" (разработаны Аппаратом ГД ФС РФ, 2013)
3. Деление законопроекта на структурные единицы
Деление законопроекта на структурные единицы упрощает пользование им, улучшает его внутреннее построение и систематизацию, облегчает осуществление ссылок, помогает быстро ориентироваться в нормативном материале.
Употребляются следующие структурные единицы законодательных актов по нисходящей:
раздел;
глава;
статья.
Вводить структурную единицу "раздел", если в законопроекте нет глав, не следует.
Возможно деление крупных систематизированных законопроектов (например, проектов кодексов) на части, разделов на подразделы, глав на параграфы.
КОММЕНТАРИЙ
Встречаются законопроекты с делением текста на разделы, которые, в свою очередь, разделены на главы, а главы - на статьи. Но такое деление имеется не по всему тексту законопроекта. Например, раздел III на главы не разделен:
РАЗДЕЛ I
Глава 1
Статьи 1 - 4
Глава 2
Статьи 5 - 9
РАЗДЕЛ II
Глава 3
Статьи 10 - 12
Глава 4
Статьи 13 - 19
Глава 5
Статьи 20 - 21
РАЗДЕЛ III
Статьи 22 - 25
В такой ситуации необходимо либо дополнить раздел III главой с соответствующим наименованием, либо снять деление текста на разделы, оставив только деление его на главы. Таким образом, вместо раздела III статьи 22 - 25 будет предварять глава 6.
В случаях, когда текст законопроекта небольшой (всего несколько статей), дабы не создавать ситуацию, когда глава 1 называется "Общие положения", наименование главы 2 повторяет наименование самого законопроекта, а глава 3 называется "Заключительные положения", имеет смысл вообще не делить текст законопроекта на главы, оставив только деление его на статьи.