МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"

ПИСЬМО
от 30 ноября 2021 г. N 08-05-1/18624-НБ

ФАУ "Главгосэкспертиза России" (далее - Учреждение), рассмотрев обращение о проведении проверки достоверности определения сметной стоимости по объекту, в рамках своей компетенции сообщает следующее.

Пунктом 3 Положения об организации и проведении государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 05.03.2007 N 145 (далее - Положение N 145), на Учреждение, как организацию по проведению государственной экспертизы, возложена обязанность разъяснять по запросам заинтересованных лиц только порядок ее проведения.

Вместе с тем сообщается, что на практике рекультивация объектов размещения отходов, как правило, является частным случаем реконструкции объекта капитального строительства.

Согласно пункту 5 статьи 13 Земельного кодекса Российской Федерации и пункту 2 Правил проведения рекультивации и консервации земель, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2018 N 800 (далее - Правила), "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.

В случае если лица, деятельность которых привела к деградации земель, не являются правообладателями земельных участков и не установлены, то обязанности по рекультивации земель возлагаются на собственников земельных участков, иных обладателей прав на земельные участки, а также на органы исполнительной власти и органы местного самоуправления (в отношении земель, не предоставленных гражданам или юридическим лицам, и в иных случаях) (пункт 4 Правил).

Рекультивация земель должна осуществляться в соответствии с утвержденным проектом рекультивации земель (пункт 8 Правил).

Проекты рекультивации земель, нарушенных при размещении отходов I - V классов опасности, и земель, используемых, но не предназначенных для размещения отходов I - V классов опасности, подлежат государственной экологической экспертизе на основании подпункта 7.2 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 N 174-ФЗ "Об экологической экспертизе".

Проектная документация и результаты инженерных изысканий на строительство и/или реконструкцию объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений) подлежат государственной экспертизе в порядке, установленном Градостроительным кодексом Российской Федерации (далее - ГрК РФ) и Положением N 145.

При этом на практике рекультивация объектов размещения отходов, как правило, сопровождается такими работами, как переформирование тела полигона (изменение его высоты и/или площади); сооружение многофункционального защитного экрана над "новым" телом полигона; строительство/реконструкция систем сбора, отведения и очистки сточных вод (фильтрата); строительство/реконструкция дорог; строительство/реконструкция систем дегазации и утилизации биогаза; строительство/реконструкция подпорных стен и иных объектов, и фактически, являются реконструкцией объекта капитального строительства.

Если технические решения по рекультивации свалки предусматривают в том числе решения по строительству изолирующего экрана, дренажной системы, системы дегазации и технологического проезда, подпадающие под понятия "сооружение" и "строительная конструкция", установленные с пунктами 23 и 24 статьи 2 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" (далее - Техрегламент N 384-ФЗ), то соответствующая проектная документация подлежит государственной экспертизе.

Проектная документация и результаты инженерных изысканий объектов размещения отходов, объектов обезвреживания отходов на основании пункта 5.1 части 1 статьи 6 ГрК РФ подлежат государственной экспертизе в Учреждении.

На государственную экспертизу проектная документация представляется в соответствии с требованиями законодательства о градостроительной деятельности, в том числе в соответствии с требованиями Положения о составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 16.02.2008 N 87 (далее - Положение N 87).

Частью 2 статьи 8.3 ГрК РФ установлено, что в случае если сметная стоимость строительства, финансируемого с привлечением средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, средств юридических лиц, созданных Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации, муниципальными образованиями, юридических лиц, доля в уставных (складочных) капиталах которых Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований составляет более 50 процентов, превышает десять миллионов рублей, указанная сметная стоимость подлежит проверке на предмет достоверности ее определения в ходе проведения государственной экспертизы проектной документации.

Идентификация зданий и сооружений (объектов капитального строительства) осуществляется в соответствии с требованиями статьи 4 Техрегламента N 384-ФЗ и является прерогативой заказчика.

Согласно части 15 статьи 48 ГрК РФ застройщик или технический заказчик самостоятельно определяет необходимость проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в соответствии с критериями, установленными статьей 49 ГрК РФ и техническими характеристиками объекта капитального строительства.

Таким образом, в случае, если проектной документацией на рекультивацию земель не предусматриваются решения по строительству и/или реконструкции объектов капитального строительства (зданий, строений, сооружений), то проектная документация не подлежит государственной экспертизе (включая проверку определения достоверности сметной стоимости) и не относится к компетенции Учреждения.

Н.В.БОГОМОЛОВА