МИНИСТЕРСТВО СТРОИТЕЛЬСТВА И ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОГО
ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
"ГЛАВНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ"

ПИСЬМО
от 15 июля 2021 г. N 01-01-17/10652-НБ

ФАУ "Главгосэкспертиза России" (далее - Учреждение) рассмотрело обращение и сообщает следующее.

Порядок организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, в том числе экспертного сопровождения установлен Положением о порядке организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 5 марта 2007 г. N 145 (далее - Положение N 145).

Изменения, внесенные в проектную документацию, не предусмотренные частью 3.8 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ), подлежат обязательной государственной экспертизе в форме повторной экспертизы или в форме экспертного сопровождения.

При этом следует учитывать, что предмет экспертного сопровождения не включает оценку результатов инженерных изысканий, а также оценку достоверности определения сметной стоимости (за исключением изменений, указанных в подпункте "б" пункта 17(4) Положения N 145).

Документы, представляемые для заключения договора об экспертном сопровождении, определены пунктом 17(2) Положения N 145.

Перечень документов, представляемых для проведения государственной экспертизы в рамках экспертного сопровождения, определен пунктом 17(3) Положения N 145.

Основанием для проведения проверки достоверности определения сметной стоимости в рамках подготовки заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, согласно подпункту "б" пункта 17(4) Положения N 145, является изменение сметной стоимости строительства (реконструкции), которая не соответствует стоимости, установленной в решении о предоставлении бюджетных ассигнований.

В этом случае для получения заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения заявитель в соответствии с частью 3.10 статьи 49 ГрК РФ и пунктом 17.4 Положения N 145 представляет:

- заявление о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, в котором указывается информация, в том числе о необходимости отражения в выдаваемом заключении выводов в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства, реконструкции;

- смету на строительство (реконструкцию) (в части, подвергшейся изменениям в результате изменений физических объемов работ, конструктивных, организационно-технологических и других решений, внесенных в проектную документацию в ходе экспертного сопровождения).

Смета в указанной части должна быть откорректирована с учетом утвержденных сметных нормативов, федеральных единичных расценок, в том числе их отдельных составляющих, к сметным нормам, информация о которых включена в федеральный реестр сметных нормативов (далее - ФРСН), и (или) определенных Минстроем России сметных цен строительных ресурсов на дату представления заявления о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, соответствие которым устанавливается в ходе проверки в целях формирования вывода о достоверности сметной стоимости.

При подготовке заключения может осуществляться оперативное внесение изменений в смету на строительство (реконструкцию) в порядке и сроки, установленные пунктом 45(6) Положения N 145.

На основании 26(1) Положения N 145 договор об экспертном сопровождении заключается на 1 год. Заявитель вправе уведомить организацию по проведению государственной экспертизы о продлении срока действия договора об экспертном сопровождении.

Законодательством не ограничено количество заявлений о выдаче заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения, которые могут быть представлены заявителем в пределах срока действия договора об экспертном сопровождении. Застройщик или технический заказчик также не ограничен в количестве изменений, вносимых в рамках экспертного сопровождения в проектную документацию, и их объеме.

Таким образом, корректировка сметной документации должна производиться после внесения всех изменений в техническую часть проектной документации и получения по ним положительных заключений по результатам оценки соответствия в рамках экспертного сопровождения.

Выводы в части проверки достоверности определения сметной стоимости строительства будут отражены уже в рамках подготовки заключения государственной экспертизы по результатам экспертного сопровождения.

Учитывая изложенное, застройщику или техническому заказчику необходимо самостоятельно оценить объем вносимых изменений, с учетом оценки совместимости данных изменений с другими разделами проектной документации, и принять решения о направлении проектной документации на экспертизу (в том числе повторную либо экспертное сопровождение) объекта капитального строительства (часть 15 статьи 48 ГрК РФ).

Н.В.БОГОМОЛОВА