8 от 29.09.1999. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РУБРИК ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА

8. ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОТДЕЛЬНЫХ РУБРИК
ПРЕДМЕТНОГО КЛАССИФИКАТОРА

Главный принцип построения предметного классификатора - простота его использования при поиске актов - послужил отправной точкой при выборе рубрик первого уровня.

Необходимостью обеспечить простоту использования классификатора объясняется намеренное ограничение числа рубрик верхних уровней, отдельные отступления от логической схемы его построения.

Порядок расположения рубрик верхнего уровня, на первый взгляд, может показаться произвольным, однако следует подчеркнуть, что структура классификатора имеет свою внутреннюю логику построения, а именно: она основана на крупных блоках, имеющих первостепенное значение в жизни общества:

- государственное устройство и управление;

- сфера экономики и социальная сфера;

- правосудие, охрана правопорядка и безопасность;

- международные отношения.

Выделение самостоятельного раздела 12 "Информация и информатизация" объясняется перспективностью развития данного массива актов и их первостепенным, увеличивающимся значением в жизни общества и каждого отдельного гражданина.

Именно такой подход к формированию рубрик первого уровня, на взгляд авторов, обеспечивает проведение эффективного поиска нужной пользователю информации.

Небольшое количество рубрик первого уровня (20) и достаточная точность их наименований делают классификатор хорошо обозримым и доступным пониманию и даже запоминанию различными группами пользователей.

Второй отправной точкой при формировании рубрик верхнего уровня послужило стремление к соответствию с проектом схемы Свода законов Российской Федерации. Несмотря на разное назначение (см. п. 7.1), разделы Свода законов и разделы классификатора, на взгляд авторов, должны если не совпадать полностью, то быть как можно ближе друг к другу. Это объясняется тем, что объект систематизации и классификации один, но различается объемом (классифицируется правовой массив, который включает в себя, кроме нормативных правовых актов, и иные правовые акты). Если проанализировать соответствие разделов классификатора правовых актов разделам Свода законов, то можно сделать следующий вывод.

Схема Свода законов содержит большее число рубрик, так как не преследует в качестве основной цель простоты использования и максимального удобства для пользователя, которое выражается, в частности, в хорошей обозримости рубрик верхнего уровня. Но следует отметить, что логика построения разделов Свода законов и разделов классификатора во многом совпадают.

В построении рубрик верхнего уровня имеются отдельные логическое отступления, которые неизбежны при учете наполнения классификатора в дальнейшем конкретным правовым материалом.

1. Раздел "Конституционный строй" не соответствует полностью структуре Конституции Российской Федерации, в частности, "исполнительная власть" помещена в раздел "Основы государственного управления", "судебная власть" - в раздел "Правосудие" (при этом в разделе "Конституционный строй" введены отсылочные рубрики). Такое решение объясняется особым положением Конституции Российской Федерации в системе нашего законодательства как его основы, является отражением реального массива нормативных актов, облегчая пользование классификатором.

2. При решении вопроса о наименовании разделов классификатора, охватывающих отрасли законодательства, соответствующие отраслям права, авторы исходили из того, что в гражданском и уголовном законодательстве существует большое количество абстрактных норм, которые невозможно распределить по предметным рубрикам, в связи с чем именно эти разделы имеют в своем наименовании слово "право", при выборе наименования остальных разделов авторы отталкивались от предмета регулирования, а не от соответствующей отрасли права.

3. В предлагаемой структуре классификатора, исходя из требований удобства поиска, реализованы некоторые субъективные решения. В отдельных случаях намеренно допущено включение в "отраслевые" разделы норм иной отраслевой принадлежности и даже целых комплексных нормативных актов. Речь идет о таких областях законодательства, где нормы гражданского и административного права переплетены чрезвычайно тесно, при том, что первые играют главенствующую, а вторые - вспомогательную роль.

На этом основано включение в раздел 3 ("Гражданское право") подраздела 3.12.16 ("Страхование"). Подразумевается, что в этот подраздел будут включены все акты, относящиеся к соответствующей области законодательства, что значительно облегчит их рубрикацию и поиск.

4. Необходимо отметить, что в представленной структуре классификатора есть и некоторые спорные решения, которые могут быть уточнены в ходе практической рубрикации достаточно широкого спектра правовых актов.