Статья 232 Бюджетный кодекс РФ. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете
Статья 232. Использование доходов, фактически полученных при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете
1. Доходы, фактически полученные при исполнении федерального бюджета сверх утвержденного федеральным законом о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период общего объема доходов (без учета дополнительных нефтегазовых доходов и доходов от управления средствами Фонда национального благосостояния), могут направляться Министерством финансов Российской Федерации без внесения изменений в федеральный закон о федеральном бюджете на текущий финансовый год и плановый период на замещение государственных заимствований, погашение государственного долга Российской Федерации, а также на исполнение публичных нормативных обязательств Российской Федерации в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса.
2. Доходы, фактически полученные при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации (местного бюджета) сверх утвержденных законом (решением) о бюджете общего объема доходов, могут направляться соответствующим финансовым органом без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период) на замещение государственных (муниципальных) заимствований, погашение государственного (муниципального) долга, а также на исполнение публичных нормативных обязательств субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в случае недостаточности предусмотренных на их исполнение бюджетных ассигнований в размере, предусмотренном пунктом 3 статьи 217 настоящего Кодекса.
Абзац утратил силу с 1 января 2010 года. - Федеральный закон от 17.12.2009 N 314-ФЗ.
3. Субсидии, субвенции, иные межбюджетные трансферты, имеющие целевое назначение (в случае получения уведомления об их предоставлении), в том числе поступающие в бюджет в порядке, установленном пунктом 5 статьи 242 настоящего Кодекса, а также безвозмездные поступления от физических и юридических лиц, фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов бюджета, соответствующих целям предоставления указанных средств, с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон (решение) о бюджете на текущий финансовый год (текущий финансовый год и плановый период).
Комментарий к статье 232 Бюджетный кодекс РФ
Комментируемая статья предусматривает способы и направления использования тех доходов, которые получены при исполнении бюджета сверх утвержденных законом (решением) о бюджете.
Официальная позиция.
В письме Минфина России от 11.07.2014 N 02-04-10/34009 отмечено, что нормы бюджетного законодательства Российской Федерации устанавливают лишь право вносить изменения в сводную бюджетную роспись в целях увеличения бюджетных ассигнований, соответствующих целям предоставления целевых межбюджетных трансфертов (включая их остатки), при их поступлении в бюджет.
Учитывая вышеизложенное, по мнению Минфина России, в пределах указанных бюджетных полномочий законом (решением) о бюджете могут быть установлены основания, по которым показатели сводной бюджетной росписи бюджета могут быть изменены в том числе за счет полученных при исполнении бюджета субъекта Российской Федерации целевых межбюджетных трансфертов без внесения изменений в закон о бюджете.
Пункт 3 статьи 232 БК РФ не применяется в случае предоставления субсидий из федерального бюджета (бюджетов субъектов Российской Федерации) бюджетам субъектов Российской Федерации (местным бюджетам) на софинансирование капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности) в соответствии с пунктом 3 статьи 79.1 БК РФ, согласно которому бюджетные ассигнования на осуществление бюджетных инвестиций и предоставление бюджетным и автономным учреждениям, государственным (муниципальным) унитарным предприятиям субсидий на осуществление капитальных вложений в объекты государственной собственности субъектов Российской Федерации (муниципальной собственности), софинансирование капитальных вложений в которые осуществляется за счет межбюджетных субсидий из федерального бюджета (бюджетов субъектов Российской Федерации), подлежат утверждению законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации (решением представительного органа муниципального образования о местном бюджете) раздельно по каждому объекту.
В этой связи при поступлении указанных субсидий в бюджет субъекта Российской Федерации (местный бюджет) бюджетные ассигнования необходимо уточнять только путем внесения изменения в закон (решение) о бюджете.
При этом, в случае если показатели сводной бюджетной росписи бюджета могут быть изменены без внесения изменений в закон о бюджете, необходимости последующего внесения изменений и дополнений в закон о бюджете бюджетным законодательством Российской Федерации не предусмотрено.
Судебная практика.
В Определении Верховного Суда РФ от 19.08.2009 N 58-Г09-10 указано, что статья 232 БК РФ предусматривает, что субсидии и субвенции (о которых идет речь в спорном пункте Порядка составления и ведения сводной бюджетной росписи краевого бюджета, утвержденного Приказом Министерства финансов Хабаровского края от 17 декабря 2008 года N 126П), фактически полученные при исполнении бюджета сверх утвержденных законом о бюджете доходов, направляются на увеличение расходов соответственно целям предоставления субсидий и субвенций с внесением изменений в сводную бюджетную роспись без внесения изменений в закон о бюджете на текущий финансовый год.
Таким образом, статьей 232 БК РФ не предусмотрена возможность внесения изменений в сводную бюджетную роспись в случае уменьшения объемов межбюджетных трансфертов за счет средств федерального бюджета. Не предусмотрена такая возможность ни иными нормами БК РФ, ни Законом Хабаровского края "О краевом бюджете на 2009 год".
Ю.М. Лермонтов
"ПОСТАТЕЙНЫЙ КОММЕНТАРИЙ К БЮДЖЕТНОМУ КОДЕКСУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
2015 год