Статья 18. Реализация права получателя финансовых услуг на досудебный порядок разрешения споров

Статья 18. Реализация права получателя финансовых услуг на досудебный порядок разрешения споров

1. Предметом досудебного (внесудебного) разрешения споров являются действия (бездействия) и решения, принимаемые (осуществляемые) фондом или агентом в ходе предоставления финансовых услуг.

Фонд и получатель финансовых услуг при взаимном соглашении сторон вправе использовать способы внесудебного разрешения спора, установленные законодательством Российской Федерации, в том числе в формах: претензионного порядка, медиативных процедур, обращения в саморегулируемую организацию и переговоров.

2. В случае поступления претензии от получателя финансовой услуги ввиду возникновения спора, связанного с исполнением договора об оказании финансовой услуги, фонд обязан обеспечить рассмотрение такой претензии в порядке, установленном настоящим Стандартом для рассмотрения обращений.

Претензия получателя финансовой услуги регистрируется в сроки и в порядке, установленные статьей 16 настоящего Стандарта.

3. Фонд обязан довести до сведения получателей финансовых услуг рекомендацию по включению в претензию, направляемую в фонд, следующей информации и документов (при их наличии):

в отношении получателя финансовых услуг, являющегося физическим лицом, фамилию, имя, отчество (последнее - при наличии), адрес (электронный или почтовый) для направления ответа. Для получателя финансовых услуг, заключившего с фондом договор об оказании финансовых услуг, также реквизиты паспорта (иного документа, удостоверяющего личность), ИНН и (или) СНИЛС;

в отношении получателя финансовых услуг, являющегося юридическим лицом, полное наименование и место нахождения, ОГРН, ИНН юридического лица, подпись уполномоченного представителя юридического лица, адрес (почтовый или электронный) для направления ответа на претензию;

наименование структурного подразделения, должность, фамилию, имя и отчество (последнее - при наличии) работника фонда, агента (при наличии информации), действие (бездействие), решение которого обжалуется;

содержательную характеристику обжалуемого действия (бездействия), решения;

причины несогласия с обжалуемым действием (бездействием), решением;

обстоятельства, на основании которых получатель финансовых услуг считает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к их реализации или незаконно возложена какая-либо обязанность;

адрес электронной почты, если ответ должен быть направлен в форме электронного документа, или почтовый адрес, если ответ должен быть направлен на бумажном носителе;

иные сведения, которые получатель финансовых услуг считает необходимым сообщить;

копии документов, подтверждающих изложенные в претензии обстоятельства. В этом случае в претензии приводится перечень прилагаемых к нему документов.

В случае направления претензии от имени получателя финансовых услуг его представителем к ней должен быть приложен документ, подтверждающий полномочия представителя на осуществление таких действий от имени получателя финансовых услуг.

Претензии рассматриваются фондом в порядке, установленном настоящим Стандартом для рассмотрения фондом обращений получателей финансовых услуг.

4. При наличии в договоре об оказании финансовых услуг с фондом условия о применении процедуры медиации возникший спор между фондом и получателем финансовых услуг должен быть урегулирован с использованием медиативных процедур.

5. Споры и разногласия, связанные с исполнением фондом договора об оказании финансовой услуги, могут быть разрешены в досудебном порядке саморегулируемой организацией в формах и порядке, предусмотренных ее внутренними документами.

6. При возникновении между получателем финансовых услуг и фондом споров, разрешение которых в соответствии с Федеральным законом от 4 июня 2018 года N 123-ФЗ "Об уполномоченном по правам потребителей финансовых услуг" отнесено к компетенции уполномоченного по правам потребителей финансовых услуг, до обращения в суд спор подлежит рассмотрению уполномоченным по правам потребителей финансовых услуг.

7. Использование указанных в настоящей статье процедур досудебного порядка разрешения споров не лишает получателя финансовых услуг права на судебную и иную защиту своих прав и законных интересов.