Глава 13. Количественная оценка компонентов кредитного риска

Глава 13. Количественная оценка компонентов кредитного риска

13.1. Количественная оценка вероятности дефолта, уровня потерь при дефолте, величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, а также ожидаемых потерь должна учитывать всю существенную информацию и соответствовать следующим требованиям:

внутренняя оценка производится на основе статистических данных, а не основана исключительно на экспертном суждении;

оценки компонентов кредитного риска являются точными и основаны на существенных факторах, оказывающих влияние на изменение параметров, по которым определяются значения компонентов кредитного риска;

применяемые критерии и правила формирования выборки кредитных требований, используемой для количественной оценки компонентов кредитного риска, соответствуют внутренним документам банка и требованиям настоящего Положения;

количество кредитных требований в выборке и период времени, используемый для количественной оценки, достаточно для получения точных и надежных оценок в соответствии с внутренними документами банка;

результаты тестирования модели количественной оценки компонентов кредитного риска на данных за пределами выборки, используемой при построении модели количественной оценки компонентов кредитного риска, сопоставимы с результатами тестирования, полученными при построении модели на данных первоначальной выборки, с учетом допустимой погрешности;

данные, используемые для оценки компонентов кредитного риска, достаточны для получения точных оценок компонентов кредитного риска. В ином случае должен использоваться консервативный подход;

не допускаются корректировки полученных оценок компонентов кредитного риска в целях снижения совокупной величины кредитного риска;

данные, используемые для оценки компонентов кредитного риска, включают периоды, отражающие условия экономического спада. В ином случае должен использоваться консервативный подход с поправкой на условия экономического спада;

внутренние оценки компонентов кредитного риска основаны на едином определении дефолта, отвечающем требованиям пунктов 13.3 - 13.7 настоящего Положения;

учитывается любое изменение в практике кредитования или в процессе получения возмещения по кредитному требованию за период наблюдения;

абзац утратил силу. - Указание Банка России от 10.03.2019 N 5091-У;

полученные оценки компонентов кредитного риска пересматриваются не реже одного раза в год в сроки, определяемые внутренними документами банка, а также при поступлении существенной информации;

данные, используемые для оценки компонентов кредитного риска, являются репрезентативными (то есть соответствуют текущему портфелю кредитных требований банка, а условия кредитования и экономическая ситуация, соответствующие этим данным, сопоставимы с текущими условиями кредитования и экономической ситуацией);

полученные количественные оценки компонентов кредитного риска соответствуют реализованным значениям за долгосрочный период, охватывающий полный цикл деловой активности (как минимум период между пиками экономического спада). Для различных сегментов кредитных требований цикл деловой активности может различаться.

13.2. Количественная оценка компонентов кредитного риска для приобретенной дебиторской задолженности должна отражать всю имеющуюся существенную информацию в отношении кредитных требований, лежащих в основе приобретенной дебиторской задолженности, включая данные, предоставленные продавцом дебиторской задолженности, или внешние данные в отношении портфелей дебиторской задолженности с аналогичными характеристиками. Банк проверяет в соответствии с порядком, предусмотренным его внутренними документами, достоверность данных, предоставленных продавцом дебиторской задолженности.

13.3. Дефолт заемщика (финансового инструмента для кредитных требований к розничным заемщикам) считается произошедшим с момента, когда имело место любое из следующих событий:

заемщик просрочил погашение перед банком любых кредитных обязательств, признаваемых существенными по величине просроченной задолженности в соответствии с пунктом 13.5 настоящего Положения, более чем на 90 календарных дней. Овердрафты будут считаться просроченными, как только заемщик нарушил действующий лимит или был извещен о том, что предоставленный ему лимит меньше его текущих непогашенных обязательств. Просроченная задолженность по кредитным картам, по которым предусматривается внесение минимального ежемесячного платежа, определяется с даты окончания срока внесения минимального ежемесячного платежа;

возникли обстоятельства, свидетельствующие о невозможности погашения заемщиком своих обязательств из источников доходов, не включающих доходы от реализации обеспечения за исключением случаев, когда возможность погашения платежей по кредитным обязательствам за счет реализации обеспечения предусмотрена условиями первоначального договора с банком.

13.4. К обстоятельствам, свидетельствующим о невозможности погашения заемщиком своих обязательств, относятся следующее:

возникновение основания для признания значительного ухудшения качества кредитного требования, в результате чего банк производит списание или создает резерв, в том числе когда финансовое положение заемщика оценивается как плохое и вместе с этим кредитное требование отнесено к IV или V категории качества в соответствии с Положением Банка России N 590-П (кроме кредитных требований к розничным заемщикам, объединенным банком в портфели однородных ссуд, по которым оценка кредитного качества и формирование резервов осуществляется по портфелям однородных ссуд). Данное обстоятельство не распространяется на случаи, когда заемщик отнесен к V категории качества по итогам оценки кредитного требования до срока выплаты процентов и (или) суммы основного долга, определенного договором, когда обслуживание долга при оценке финансового положения заемщика как плохого может быть оценено только как неудовлетворительное;

проведение реструктуризации, связанной с невозможностью исполнения заемщиком кредитных обязательств согласно первоначальным условиям договора за счет собственной финансово-хозяйственной деятельности (далее - вынужденная реструктуризация) в отношении кредитного требования. Во внутренних документах банк определяет критерии вынужденной реструктуризации исходя из того, что вынужденная реструктуризация приводит к сокращению величины кредитного требования путем списания части задолженности (основного долга и (или) процентов), увеличению срока погашения кредитного требования, изменению размера процентной ставки, порядка ее расчета, в том числе когда погашение кредитных обязательств осуществляется за счет предоставления банком или участником банковской группы других ссуд или денежных средств в случае неспособности заемщика осуществить такое погашение за счет собственной выручки или иных источников от собственной финансово-хозяйственной деятельности (данное обстоятельство может не распространяться на случаи, когда возможность погашения платежей по кредитным обязательствам за счет предоставления банком других ссуд (траншей) предусмотрена условиями первоначального договора с банком в пределах заранее установленного кредитного лимита);

реализация кредитного требования с существенными экономическими потерями в результате ухудшения качества кредитного требования;

обращение банка в суд с заявлением о признании должника банкротом;

признание судом заемщика банкротом или введение судом в отношении заемщика процедуры банкротства (наблюдение, внешнее управление, финансовое оздоровление);

обращение заемщика в суд с заявлением о банкротстве или принятие заемщиком мер, направленных на неисполнение своих обязательств перед банком-кредитором, например, оспаривание условий кредитной сделки в суде.

Решение о наступлении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности погашения заемщиком своих кредитных обязательств, указанных в настоящем пункте, утверждается уполномоченным (специальным) комитетом банка (например, комитетом по дефолтам или комитетом по работе с проблемными активами) на основании профессионального суждения, подготовленного подразделением, занимающимся управлением кредитным риском. Для кредитных требований, относящихся к классу кредитных требований к розничным заемщикам, данное решение может приниматься без вынесения на обсуждение уполномоченного (специального) комитета банка и без подготовки профессионального суждения подразделением по управлению кредитным риском на основе соблюдения установленных во внутренних документах банка критериев признания наступившими событий дефолта, указанных в абзацах втором и третьем пункта 13.3 настоящего Положения.

Уполномоченный комитет должен соответствовать следующим требованиям:

должностные лица банка, принимающие кредитные решения (в составе коллегиальных органов банка или индивидуально), составляют в уполномоченном комитете менее 50 процентов численного состава и при принятии решений о наступлении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности погашения заемщиком своих кредитных обязательств, суммарное число голосов таких должностных лиц также менее 50 процентов от общего числа членов уполномоченного комитета, голосовавших по данному вопросу;

работники бизнес-подразделений банка, в том числе руководители этих подразделений, составляют в уполномоченном комитете менее 50 процентов численного состава, и при голосовании по вопросам наступления обстоятельств, свидетельствующих о невозможности погашения заемщиком своих обязательств, суммарное число голосов таких работников банка также менее 50 процентов от общего числа членов уполномоченного комитета, голосовавших по данному вопросу, и такие работники не имеют права вето при принятии решений комитетом.

Датой наступления дефолта считается дата, когда впервые было зафиксировано обстоятельство, свидетельствующее о невозможности погашения заемщиком своих обязательств.

Служба внутреннего аудита банка не реже одного раза в год осуществляет проверку правильности выявления дефолта, в том числе работы уполномоченного комитета, включающую проверку соблюдения порядка принятия решений о наступлении обстоятельств, свидетельствующих о невозможности погашения заемщиком своих кредитных обязательств, обоснованности принимаемых комитетом решений и их соответствия требованиям настоящего Положения и внутренним документам банка.

13.5. Банк использует собственные критерии существенности величины просроченной задолженности заемщика для целей применения абзаца второго пункта 13.3 настоящего Положения, определив и обосновав их во внутренних документах.

Во внутренних документах банка содержится подробное описание порядка подсчета количества просроченных дней по кредитному требованию, в особенности в отношении пересмотра даты начала отсчета количества просроченных дней по кредитному требованию в случае оздоровления заемщика (далее - пересмотр количества просроченных дней), а также продления и реструктуризации существующих кредитных требований. В отношении пересмотра количества просроченных дней по кредитному требованию во внутренних документах банка должны быть указаны:

должностные лица банка, утверждающие пересмотр количества просроченных дней;

порядок предоставления отчетности в отношении случаев пересмотра количества просроченных дней по кредитному требованию;

минимальный период времени с момента возникновения кредитного требования в портфеле банка, начиная с которого возможен пересмотр количества просроченных дней по кредитному требованию;

объем просроченной задолженности по финансовому инструменту, который дает право на пересмотр количества просроченных дней по кредитному требованию;

максимальное количество случаев возможного пересмотра количества просроченных дней по кредитному требованию;

пересмотр способности заемщика погасить задолженность.

Методика банка в отношении пересмотра количества просроченных дней по кредитному требованию должна быть единой как для процесса кредитования заемщиков, так и для целей ПВР.

13.6. В случае если кредитное требование, по которому произошел дефолт, с определенной даты более не соответствует событиям, указанным в пунктах 13.3 и 13.4 настоящего Положения, с этой даты начинает действовать период мониторинга длительностью не менее 90 дней, в течение которого кредитное требование должно учитываться как кредитное требование, находящееся в состоянии дефолта.

В случае если за период мониторинга по кредитному требованию повторно не наступили события, указанные в пунктах 13.3 и 13.4 настоящего Положения, кредитное требование на дату окончания периода мониторинга должно учитываться как кредитное требование, по которому нет дефолта.

В случае последующего наступления событий (одного из событий), указанных (указанного) в пунктах 13.3 и 13.4 настоящего Положения, дефолт считается произошедшим повторно.

13.7. Во внутренних документах банк отражает фактические дефолты по классам кредитных требований, используя определение дефолта, отвечающее требованиям пунктов 13.3 - 13.6 настоящего Положения. Внешние данные, используемые банком для построения рейтинговых систем, должны соответствовать пунктам 13.1 и 13.2 настоящего Положения.

13.8. Оценка вероятности дефолта для кредитных требований к корпоративным заемщикам, суверенным заемщикам и финансовым организациям осуществляется для каждого разряда рейтинговой шкалы заемщиков на основе средних значений вероятностей дефолта, рассчитанных по данным за долгосрочный период, охватывающий полный цикл деловой активности, с помощью следующих методов:

на основе среднего значения годовой частоты исторически наблюдаемых уровней дефолта заемщиков соответствующего разряда рейтинговой шкалы на внутренних данных банка. В случае если внутренние методики оценки кредитного риска заемщика, методики распределения заемщиков по разрядам рейтинговой шкалы или рейтинговая система изменились, для оценки вероятности дефолта должен применяться консервативный подход;

на основе простой средней величины оценок вероятности дефолта, определяемой для всех заемщиков банка, отнесенных к соответствующему разряду рейтинговой шкалы на дату расчета, когда такие оценки получены с использованием статистических моделей прогнозирования дефолта. Банк должен использовать статистические модели вероятности дефолта в соответствии с требованиями пункта 12.15 настоящего Положения;

абзац утратил силу. - Указание Банка России от 10.03.2019 N 5091-У;

на основе соотнесения внутренних разрядов рейтинговой шкалы с разрядами шкалы, используемой рейтинговыми агентствами, при этом должны быть соблюдены следующие требования:

соотнесение разрядов рейтинговой шкалы основывается на сравнении внутренних критериев отнесения заемщиков к разрядам рейтинговой шкалы с критериями, используемыми рейтинговым агентством, а также на сравнении внутренних рейтингов и рейтингов рейтинговых агентств для одних и тех же заемщиков;

банк избегает несогласованности и непоследовательности при соотнесении разрядов рейтинговой шкалы или лежащих в их основе данных;

критерии рейтинговых агентств, лежащие в их основе данные, используемые для количественной оценки, ориентированы на риск заемщика, а не финансового инструмента;

банк использует оценки вероятности дефолта рейтинговых агентств с учетом соответствия определений дефолта рейтинговых агентств пунктам 13.3 и 13.4 настоящего Положения. При несоответствии банк проводит соответствующие корректировки применяемых оценок вероятности дефолта;

порядок соотнесения разрядов рейтинговой шкалы отражен во внутренних документах банка.

Вне зависимости от используемого источника данных (внешние, внутренние или сводные) период наблюдения не может быть менее пяти лет, по крайней мере для одного из источников. Если период наблюдения составляет более пяти лет для какого-либо источника данных и эти данные являются существенными, должен использоваться данный период. Банк не реже одного раза в год увеличивает (сдвигает) период наблюдения по мере поступления новых данных хотя бы из одного источника.

Оценка вероятности дефолта для заемщиков с высоким отношением заемных средств к собственным средствам или для заемщиков, активы которых состоят преимущественно из активов, обращающихся на финансовых рынках, должна отражать изменение цены таких активов в периоды высокой волатильности цен на такие активы.

13.9. Для приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам, банк может оценивать ожидаемые потери для каждого разряда рейтинговой шкалы заемщиков на основе среднего значения годовой частоты дефолтов за долгосрочный период.

13.10. Если для приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к корпоративным заемщикам, банк получает оценки вероятности дефолта и уровня потерь при дефолте с использованием оценочной величины ожидаемых потерь и соответствующей оценки вероятности дефолта или уровня потерь при дефолте, требования к оценке потерь должны соответствовать требованиям к оценке вероятности дефолта или уровня потерь при дефолте, изложенным в настоящем разделе для кредитных требований к розничным заемщикам.

13.10.1. Оценка вероятности дефолта для кредитных требований к розничным заемщикам осуществляется для каждого разряда рейтинговой шкалы заемщиков (портфеля однородных кредитных требований) на основе средних значений вероятностей дефолтов по данным за долгосрочный период, охватывающий полный цикл деловой активности, с помощью следующих методов:

на основе среднего значения годовой частоты исторически наблюдаемых уровней дефолта заемщиков соответствующего разряда рейтинговой шкалы на внутренних данных банка. В случае если внутренние методики оценки кредитного риска заемщика, методики распределения заемщиков по разрядам рейтинговой шкалы или рейтинговая система изменились, для оценки вероятности дефолта должен применяться консервативный подход;

на основе простой средней величины оценок вероятности дефолта, определяемой на дату расчета, для всех заемщиков банка, отнесенных к соответствующему разряду рейтинговой шкалы, когда такие оценки получены с использованием статистических моделей прогнозирования дефолта. Банк должен использовать статистические модели вероятности дефолта в соответствии с требованиями пункта 12.15 настоящего Положения;

на основе модели оценки ожидаемых потерь с использованием данных о реализованных потерях, отражающих условия экономического спада, если они выше, чем средневзвешенное значение уровня ожидаемых потерь за долгосрочный период, охватывающий полный цикл деловой активности, и оценки уровня потерь при дефолте в соответствии с требованиями абзаца первого пункта 13.15 и пункта 13.16 настоящего Положения.

13.11. Оценка вероятности дефолта для кредитных требований к розничным заемщикам должна удовлетворять следующим требованиям:

абзац утратил силу. - Указание Банка России от 10.03.2019 N 5091-У;

банк выявляет и анализирует ожидаемые изменения в оценке компонентов кредитного риска в течение всего срока до погашения кредитного требования, включая изменения частоты дефолтов, связанные с увеличением срока нахождения кредитного требования на балансе банка;

период наблюдения не может быть менее пяти лет, по крайней мере, для одного из источников (внешние, внутренние или сводные). Если период наблюдения более пяти лет для любого из источников статистической информации и эта статистическая информация является существенной для количественной оценки вероятности дефолта, должен использоваться данный период. Банк не реже одного раза в год увеличивает (сдвигает) период наблюдения по мере поступления новых данных хотя бы из одного источника;

внутренние данные, используемые для отнесения кредитных требований к разрядам рейтинговой шкалы (портфелям однородных кредитных требований), должны рассматриваться как основной источник информации для оценки компонентов кредитного риска. Внешние источники данных (включая сводную статистическую информацию) или внешние статистические модели могут использоваться при условии наличия взаимосвязей между используемым банком порядком отнесения кредитных требований к разрядам рейтинговой шкалы (портфелям однородных кредитных требований) и порядком (методикой), который (которая) используется во внешних источниках данных.

13.12. Для приобретенной дебиторской задолженности, отнесенной к классу кредитных требований к розничным заемщикам, банк может использовать внешнюю и внутреннюю статистическую информацию. Банк использует всю имеющуюся существенную статистическую информацию для получения оценки вероятности дефолта.

13.13. Утратил силу. - Указание Банка России от 10.03.2019 N 5091-У.

13.14. Банк оценивает потери, то есть экономический ущерб, который может быть понесен банком в отношении кредитного требования, в случае наступления дефолта, включая неполучение как образовавшейся на дату дефолта суммы основного долга, так и начисленных на дату дефолта в соответствии с условиями договора процентов, комиссий, штрафов и пеней, не полученных в период взыскания долга, а также оплату банком прямых и (или) косвенных издержек, связанных с процедурой взыскания задолженности после даты дефолта.

В состав экономического ущерба для целей расчета потерь при дефолте не включаются начисленные после даты дефолта (как полученные, так и неполученные) комиссии, проценты, штрафы и пени, кроме целевых платежей, полученных банком для цели компенсации издержек, связанных с процедурой взыскания задолженности, произошедших после даты дефолта.

Используемые для оценки уровня потерь при дефолте денежные потоки (оттоки) по кредитному требованию, которые могут быть получены в случае наступления дефолта (поступления от продажи обеспечения, издержки банка по взысканию задолженности и другие), дисконтируются с учетом премии за увеличение кредитного риска по кредитному требованию, находящемуся в состоянии дефолта.

13.15. Оценка уровня потерь при дефолте производится для каждого кредитного требования (портфеля однородных кредитных требований) на основе средних фактических значений уровня потерь при дефолте для данного типа финансового инструмента за долгосрочный период, охватывающий полный цикл деловой активности. Метод расчета среднего значения уровня потерь при дефолте (например, простое среднее, взвешенное по числу произошедших дефолтов, простое среднее, взвешенное по величине кредитного требования, подверженного риску дефолта) определяется банком исходя из критериев прогнозной точности оценки возможных потерь при дефолте, при этом применяемая оценка уровня потерь при дефолте не может быть меньше, чем простое среднее значение, взвешенное по числу произошедших дефолтов. При расчете оценки уровня потерь при дефолте банком учитывается вся имеющаяся информация о потерях по всем произошедшим дефолтам.

В отношении кредитных требований к розничным заемщикам оценка уровня потерь при дефолте может быть получена на основе модели оценки ожидаемых потерь с использованием данных о реализованных потерях, отражающих условия экономического спада, если они выше, чем средневзвешенное значение уровня ожидаемых потерь за долгосрочный период, охватывающий полный цикл деловой активности, и оценки вероятности дефолта.

13.16. Банк использует оценки уровня потерь при дефолте, отражающие условия экономического спада, если они выше, чем средневзвешенное значение уровня потерь при дефолте за долгосрочный период, охватывающий полный цикл деловой активности. Банк может использовать статистическую информацию из внешних источников для расчета уровня потерь при дефолте.

13.17. Для каждого кредитного требования, которое находится в состоянии дефолта, банк оценивает уровень потерь при дефолте () как сумму:

ожидаемых потерь, рассчитываемых для каждого кредитного требования с учетом избранной банком стратегии возврата долга, включающей текущую экономическую ситуацию, условий инструмента, влияющих на возвратность долга, а также с учетом оценки стоимости обеспечения в случае его реализации после дефолта (наилучшая оценка ожидаемых потерь);

дополнительных неожидаемых потерь, которые могут возникнуть в течение периода возмещения, в том числе связанных с возможным наступлением условий экономического спада и иными возможными факторами, связанными с особенностями заемщика и спецификой инструмента.

В случае если наилучшая оценка ожидаемых потерь по кредитному требованию, находящемуся в состоянии дефолта, меньше величины, определяемой в процентах, рассчитываемой как отношение величины сформированных резервов на возможные потери и резервов на возможные потери по ссудам, по ссудной и приравненной к ней задолженности по данному кредитному требованию к величине данного кредитного требования, подверженного риску дефолта (EAD), определяемой на дату расчета в соответствии с пунктом 9.1 настоящего Положения, банк не позднее 20 рабочих дней со дня возникновения указанных обстоятельств предоставляет в Банк России обоснование полученной оценки.

Банк не реже одного раза в три месяца пересматривает оценку уровня потерь при дефолте для кредитного требования, находящегося в состоянии дефолта, используя информацию о поступивших возмещениях, финансовом состоянии заемщика, стоимости и ликвидности обеспечения, результатов произведенных действий по взысканию долга.

13.18. Оценка уровня потерь при дефолте для кредитных требований к корпоративным заемщикам, суверенным заемщикам, финансовым организациям должна основываться на периоде наблюдений не менее семи лет, как минимум для одного из источников статистической информации. Банк не реже одного раза в год увеличивает (сдвигает) период наблюдения по мере поступления новых данных хотя бы из одного источника.

13.19. Оценка уровня потерь при дефолте для кредитных требований к розничным заемщикам должна основываться на периоде наблюдений длительностью не менее пяти лет как минимум для одного из источников статистической информации. Банк не реже одного раза в год увеличивает (сдвигает) период наблюдения по мере поступления новых данных хотя бы из одного источника.

13.20. Банк, использующий ППВР, должен соответствовать следующим требованиям:

оценка величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, осуществляется по каждому инструменту на основе средней ожидаемой величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, взвешенного по количеству произошедших дефолтов за долгосрочный период, охватывающий полный цикл деловой активности, банк использует всю имеющуюся информацию по кредитным требованиям, по которым произошел дефолт;

банк использует оценку величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, отражающую условия экономического спада, если она более консервативна, чем средневзвешенное значение величины кредитного требования, подверженной риску дефолта за долгосрочный период;

оценка величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, учитывает не только средства, предоставленные заемщику на момент расчета величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, но и средства, которые могут быть предоставлены заемщику на момент возможного дефолта и после его наступления;

при наличии высокой степени зависимости между частотой дефолтов и величиной кредитного требования, подверженной риску дефолта, оценка величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, должна быть более консервативной;

во внутренних документах банка обоснован выбор факторов, влияющих на оценку величины кредитного требования, подверженной риску дефолта;

банк осуществляет оценку влияния каждого фактора модели на величину кредитного требования, подверженной риску дефолта;

в банке установлена политика в отношении мониторинга счетов и движения денежных средств по счетам клиента с целью предотвращения дальнейших заимствований в случае ухудшения кредитоспособности заемщика, нарушения договорных условий или других случаев технического дефолта;

в банке установлены системы и процедуры контроля размера денежных средств, предоставленных заемщику, текущих непогашенных остатков по кредитным линиям, а также изменения размера предоставленных банком денежных средств по каждому заемщику и по каждому разряду рейтинговой шкалы. Банк в состоянии контролировать непогашенные остатки на ежедневной основе.

13.21. Для кредитных требований к корпоративным заемщикам, суверенным заемщикам, финансовым организациям минимальный период наблюдения для расчета величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, не может быть менее семи лет. Банк ежегодно увеличивает период наблюдения по мере поступления новых данных хотя бы из одного источника.

13.22. Для кредитных требований к розничным заемщикам минимальный период наблюдения для расчета величины кредитного требования, подверженной риску дефолта, не может быть менее пяти лет.

13.23. Условия приобретения дебиторской задолженности позволяют банку распоряжаться правами на указанную задолженность и контролировать поступление денежных средств по приобретенной дебиторской задолженности, включая случаи банкротства продавца дебиторской задолженности или агента, осуществляющего управление приобретенной дебиторской задолженностью (далее - финансовый агент). Если заемщик производит платежи непосредственно продавцу дебиторской задолженности или финансовому агенту, банк не реже одного раза в месяц проверяет поступление платежей и их соответствие условиям контракта.

13.24. Банк контролирует состояние приобретенной дебиторской задолженности и финансовое состояние финансового агента и продавца дебиторской задолженности в случае выполнения им функций финансового агента следующим образом:

банк оценивает влияние финансового состояния продавца дебиторской задолженности и финансового агента на качество обслуживания дебиторской задолженности путем присвоения внутреннего рейтинга каждому продавцу дебиторской задолженности и финансовому агенту, а также использует процедуры, направленные на снижение негативного влияния финансового состояния продавца дебиторской задолженности на качество обслуживания дебиторской задолженности;

в банке установлен порядок оценки финансового положения продавца дебиторской задолженности и финансового агента;

в банке не реже одного раза в месяц проводятся проверки достоверности поступающей информации от продавца дебиторской задолженности или финансового агента, случаев противоправных действий или ошибок (недостатков) в операционной деятельности, оценивается качество кредитной политики продавца дебиторской задолженности, политика и процедуры финансового агента по взысканию денежных средств;

банк оценивает характеристики портфеля приобретенной дебиторской задолженности, просроченные платежи по портфелю кредитных требований приобретенной дебиторской задолженности и созданные под них резервы, условия платежей, возможность взаимозачета кредитных требований между продавцом дебиторской задолженности и заемщиком;

в банке установлен порядок контроля уровня концентрации кредитных требований на одного заемщика внутри и между различными портфелями приобретенной дебиторской задолженности;

банк получает актуальные отчеты о сроках погашения дебиторской задолженности и разводнении дебиторской задолженности для контроля соблюдения внутренних стандартов банка в отношении приобретенной дебиторской задолженности и выполнения продавцом дебиторской задолженности условий ее продажи.

Банк вправе дополнительно определить другие способы контроля.

Результаты таких проверок (оценок) отражаются во внутренних документах банка.

13.25. В банке установлены внутренние процедуры в части:

контроля ухудшения финансового состояния продавца дебиторской задолженности и финансового агента, а также качества обслуживания приобретенной дебиторской задолженности, урегулирования возникающих проблем (в частности, позволяющие выявить нарушения условий договора, инициировать обращение в суд и (или) урегулирование просроченной приобретенной дебиторской задолженности);

контроля соблюдения всех контрактных условий инструмента, а также внутренних документов банка, определяющих условия кредитования в зависимости от качества дебиторской задолженности.

13.26. В банке установлены следующие внутренние способы оценки соблюдения всех внутренних процедур в отношении приобретенной дебиторской задолженности:

проверка соблюдения внутренних процедур на каждом этапе приобретения дебиторской задолженности не реже одного раза в год;

проверка финансирования приобретения дебиторской задолженности (финансирование осуществляется только при предоставлении установленного банком обеспечения и документации по приобретаемой дебиторской задолженности (например, аккредитивов, накладных, документов об отгрузке);

проверка процедур оценки продавца дебиторской задолженности (финансового агента) и оценки заемщика (функции по оценке продавца дебиторской задолженности (финансового агента) и оценке заемщика разделены, функции по оценке продавца дебиторской задолженности (финансового агента) и выездным проверкам продавца дебиторской задолженности (финансового агента) также разделены);

проверка операций (действий) структурных подразделений, осуществляющих учет операций по основной деятельности, которая должна прежде всего ориентироваться на квалификацию и опыт сотрудников.