Приложение 4. "Основные направления единой государственной денежно-кредитной политики на 2020 год и период 2021 и 2022 годов" (утв. Банком России 25.10.2019)
Приложение 4. ДЕНЕЖНАЯ ПРОГРАММА
Основной целью денежно-кредитной политики Банка России является поддержание годовой инфляции вблизи 4%, а операционной целью - поддержание ставки по однодневным межбанковским кредитам вблизи ключевой ставки. Данная стратегия не предполагает установления и достижения количественных ориентиров по каким-либо иным экономическим показателям, включая денежно-кредитные. Показатели денежной программы рассчитываются Банком России в дополнение к прогнозу ликвидности банковского сектора и включаются в круг прогнозных показателей, учитываемых при разработке и реализации денежно-кредитной политики Банка России.
ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО СЧЕТАМ ОРГАНОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНОЙ ПРОГРАММЫ В РАМКАХ БАЗОВОГО СЦЕНАРИЯ) <1>
(на начало периода, трлн руб., если не указано иное)
|
Табл. 1
|
2019 (факт)
|
Базовый
|
||||
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
||
1. Денежная база (узкое определение)
|
10,6
|
11,0
|
11,4
|
11,9
|
12,3
|
1.1. Наличные деньги в обращении (вне Банка России)
|
10,3
|
10,6
|
11,0
|
11,4
|
11,8
|
1.2. Обязательные резервы <2>
|
0,3
|
0,4
|
0,4
|
0,5
|
0,5
|
2. Чистые международные резервы
|
31,9
|
36,8
|
39,7
|
41,7
|
43,0
|
- в млрд долл. США <3>
|
460
|
530
|
572
|
601
|
619
|
3. Чистые внутренние активы
|
-21,3
|
-25,8
|
-28,3
|
-29,9
|
-30,7
|
3.1. Чистый кредит расширенному правительству
|
-9,1
|
-12,0
|
-13,9
|
-14,9
|
-15,8
|
3.2. Чистый кредит банкам
|
-4,2
|
-5,5
|
-6,3
|
-7,1
|
-7,2
|
3.2.1. валовой кредит банкам
|
1,0
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
3.2.1.1. требования по операциям рефинансирования <4>
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
3.2.2. корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России
|
-1,9
|
-2,3
|
-2,4
|
-2,6
|
-2,7
|
3.2.3. депозиты кредитных организаций в Банке России и КОБР
|
-3,3
|
-4,0
|
-4,6
|
-5,2
|
-5,2
|
3.3. прочие чистые неклассифицированные активы <5>
|
-8,0
|
-8,3
|
-8,1
|
-7,9
|
-7,6
|
--------------------------------
<1> Показатели денежной программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2019 года.
<2> Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации, перечисленные в Банк России (не включают средства на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, учитываемые в рамках использования механизма усреднения обязательных резервов).
<3> Изменение чистых международных резервов прогнозируется с учетом операций Минфина России по покупке (продаже) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, а также включая операции Банка России по покупке монетарного золота и расчеты по сделкам "валютный своп" по продаже долларов США за рубли.
<4> Включают требования по операциям рефинансирования в рублях, в том числе обеспеченным кредитам, операциям репо, сделкам "валютный своп" по покупке Банком России долларов США и евро за рубли.
<5> Включают операции с использованием денежных средств государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) и Фонда консолидации банковского сектора, чистые процентные расходы Банка России, а также валютную переоценку активов.
Источник: Банк России.
ПРОГНОЗ ОСНОВНЫХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ ПО СЧЕТАМ ОРГАНОВ ДЕНЕЖНО-КРЕДИТНОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ (ПОКАЗАТЕЛИ ДЕНЕЖНОЙ ПРОГРАММЫ В РАМКАХ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫХ СЦЕНАРИЕВ) <1>
(на начало периода, трлн руб., если не указано иное)
|
Табл. 2
|
2019
(факт)
|
Высокие цены на нефть
|
Рисковый
|
|||||||
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
2020
|
2021
|
2022
|
2023
|
||
1. Денежная база (узкое определение)
|
10,6
|
11,0
|
11,4
|
11,9
|
12,3
|
11,0
|
11,4
|
11,9
|
12,3
|
1.1. Наличные деньги в обращении (вне Банка России)
|
10,3
|
10,6
|
11,0
|
11,4
|
11,8
|
10,6
|
11,0
|
11,4
|
11,8
|
1.2. Обязательные резервы <2>
|
0,3
|
0,4
|
0,4
|
0,5
|
0,5
|
0,4
|
0,4
|
0,5
|
0,5
|
2. Чистые международные резервы
|
31,9
|
36,8
|
41,4
|
47,6
|
52,9
|
36,8
|
34,4
|
32,8
|
32,0
|
- в млрд долл. США <3>
|
460
|
530
|
596
|
685
|
761
|
530
|
495
|
472
|
460
|
3. Чистые внутренние активы
|
-21,3
|
-25,8
|
-30,0
|
-35,7
|
-40,6
|
-25,8
|
-22,9
|
-20,9
|
-19,7
|
3.1. Чистый кредит расширенному правительству
|
-9,1
|
-12,0
|
-15,6
|
-20,7
|
-25,6
|
-12,0
|
-9,3
|
-7,5
|
-6,0
|
3.2. Чистый кредит банкам
|
-4,2
|
-5,5
|
-6,1
|
-6,8
|
-6,8
|
-5,5
|
-5,6
|
-5,6
|
-6,0
|
3.2.1. валовой кредит банкам
|
1,0
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
0,7
|
3.2.1.1. требования по операциям рефинансирования <4>
|
0,3
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
0,2
|
3.2.2. корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России
|
-1,9
|
-2,3
|
-2,4
|
-2,6
|
-2,7
|
-2,3
|
-2,4
|
-2,6
|
-2,7
|
3.2.3. депозиты кредитных организаций в Банке России и КОБР
|
-3,3
|
-4,0
|
-4,4
|
-4,9
|
-4,8
|
-4,0
|
-3,9
|
-3,8
|
-4,0
|
3.3. прочие чистые неклассифицированные активы <5>
|
-8,0
|
-8,3
|
-8,3
|
-8,2
|
-8,2
|
-8,3
|
-8,0
|
-7,8
|
-7,6
|
--------------------------------
<1> Показатели денежной программы, рассчитываемые по фиксированному обменному курсу, определены исходя из официального курса рубля на начало 2019 года.
<2> Обязательные резервы кредитных организаций по счетам в валюте Российской Федерации, перечисленные в Банк России (не включают средства на корреспондентских счетах кредитных организаций в Банке России, учитываемые в рамках использования механизма усреднения обязательных резервов).
<3> Изменение чистых международных резервов прогнозируется с учетом операций Минфина России по покупке (продаже) иностранной валюты на внутреннем валютном рынке, а также включая операции Банка России по покупке монетарного золота и расчеты по сделкам "валютный своп" по продаже долларов США за рубли.
<4> Включают требования по операциям рефинансирования в рублях, в том числе обеспеченным кредитам, операциям репо, сделкам "валютный своп" по покупке Банком России долларов США и евро за рубли.
<5> Включают операции с использованием денежных средств государственной корпорации "Агентство по страхованию вкладов" (АСВ) и Фонда консолидации банковского сектора, чистые процентные расходы Банка России, а также валютную переоценку активов.
Источник: Банк России.
Графа 1 "Денежная база (узкое определение)"
Росту денежной базы на прогнозном горизонте будет способствовать увеличение объема наличных денег в обращении в связи с ожидаемой динамикой номинального ВВП. При этом значимое сдерживающее влияние на динамику данного показателя на прогнозном горизонте, как и ранее, будет оказывать расширение практики использования безналичных расчетов.
Величина обязательных резервов по обязательствам в рублях, хранящихся на специальных счетах в Банке России, существенно не изменится. Некоторый рост данного показателя в рассматриваемом периоде обусловлен общим увеличением денежной массы в национальном определении.
Графа 2 "Чистые международные резервы"
На показатели денежной программы существенное влияние оказывает реализация бюджетной политики. Изменению по графе 2 "чистые международные резервы" будут способствовать в основном операции Минфина России с иностранной валютой. Кроме того, в базовом сценарии и в сценарии с высокими ценами на нефть предполагается, что с февраля 2019 г. и в течение 36 месяцев Банк России будет осуществлять отложенные в 2018 г. операции. В рисковом сценарии в условиях ухудшения внешней конъюнктуры для целей модельного расчета основных сценариев макроэкономического прогноза Банк России использует допущение о приостановлении проведения этих операций с 2020 года. Изменение международных резервов также будет связано с операциями Банка России по покупке монетарного золота.
С учетом различных предпосылок относительно цен на нефть в сценариях Банка России к концу 2022 г. размер чистых международных резервов может составить 32 - 53 трлн рублей.
Графа 3 "Чистые внутренние активы"
Графа 3.1 "Чистый кредит расширенному правительству"
Графа 3.1 "чистый кредит расширенному правительству" учитывает операции с иностранной валютой в рамках бюджетного правила.
Графа 3.2 "Чистый кредит банкам"
Значение графы 3.2 "чистый кредит банкам" в течение рассматриваемого периода останется отрицательным. В 2019 г., как и годом ранее, на формирование данной графы оказало влияние изменение по графе 3.3 "Прочие чистые неклассифицированные активы", в том числе за счет процентных расходов Банка России. Проведение отложенных покупок валюты в рамках бюджетного правила будет способствовать притоку ликвидности в банки на всем прогнозном периоде.
Снижение по графе 3.2.1 "Валовой кредит банкам" связано с операциями ГК "ВЭБ.РФ" по погашению задолженности перед Банком России за счет передачи ему ОФЗ. графа 3.2.1.1 "Требования по операциям рефинансирования" учитывает операции банков по привлечению средств на длительные сроки, в том числе с помощью специализированных инструментов рефинансирования <1>. При расчете денежной программы на 2020 - 2022 гг. используются текущие значения требований банков по этим операциям.
--------------------------------
<1> Информация о требованиях Банка России к кредитным организациям по специализированным механизмам рефинансирования размещена на официальном сайте Банка России, http://cbr.ru/hd_base/specref/.
В январе - сентябре 2019 г. среднее значение остатков средств на корсчетах кредитных организаций в Банке России составило 2,4 трлн рублей. Прогноз значения графы 3.2.2 "Корреспондентские счета кредитных организаций в Банке России", как и ранее, предполагает равномерную траекторию выполнения усреднения обязательных резервов кредитными организациями и пропорциональный увеличению денежной массы в национальном определении рост показателя в рассматриваемом периоде.
Графа 3.2.3 "Депозиты кредитных организаций в Банке России и КОБР" в условиях профицита ликвидности является балансирующей в денежной программе. В результате изменений других статей денежной программы объем депозитов и размещения купонных облигаций Банка России к концу 2022 г. может составить 4,0 - 5,2 трлн рублей.
Графа 3.3 "Прочие чистые неклассифицированные активы"
Изменения по графе 3.3 на прогнозном периоде главным образом связаны с выплатой Банком России процентов по стандартным операциям абсорбирования и частичным возвратом ранее предоставленных Банком России средств в рамках мер по финансовому оздоровлению отдельных банков.