Глава 1. Общие положения

Глава 1. Общие положения

1.1. Проверки не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры проводятся Банком России для осуществления функций надзора в национальной платежной системе.

1.2. Настоящая Инструкция применяется при проведении проверок:

не являющихся кредитными организациями операторов платежных систем, в том числе их структурных подразделений, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (обособленных подразделений (филиалов и представительств) и внутренних структурных подразделений операторов платежных систем (их филиалов), расположенных вне их местонахождения) (далее при совместном упоминании - операторы платежных систем);

не являющихся кредитными организациями операторов услуг платежной инфраструктуры, в том числе их структурных подразделений, созданных в соответствии с законодательством Российской Федерации (обособленных подразделений (филиалов и представительств) и внутренних структурных подразделений операторов услуг платежной инфраструктуры (их филиалов), расположенных вне их местонахождения) (далее при совместном упоминании - операторы услуг платежной инфраструктуры).

1.3. Основной целью проведения Банком России проверок операторов платежных систем, операторов услуг платежной инфраструктуры (далее при совместном упоминании - поднадзорные организации) является контроль на месте соблюдения поднадзорной организацией требований Федерального закона "О национальной платежной системе" и нормативных актов Банка России, принятых на основании части 3 статьи 2 Федерального закона "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон "О национальной платежной системе" и принятые в соответствии с ним нормативные акты Банка России).

1.4. Проверки поднадзорных организаций проводятся не реже одного раза в три года. Плановые проверки поднадзорных организаций проводятся не чаще одного раза в два года в соответствии с частью 1 статьи 33 Федерального закона "О национальной платежной системе".

Периодичность проведения проверки поднадзорной организации и перечень проверяемых в рамках проверки поднадзорной организации структурных подразделений поднадзорной организации, а также перечень направлений деятельности и (или) вопросов деятельности поднадзорной организации, подлежащих проверке, определяются с учетом оценки:

обстоятельств, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы и услуги, оказываемые участникам платежной системы и их клиентам, включая обстоятельства, обусловливающие приостановление (прекращение) в одностороннем порядке оказания услуг платежной инфраструктуры оператором услуг платежной инфраструктуры;

результатов осуществления оператором платежной системы контроля за соблюдением участниками платежной системы, операторами услуг платежной инфраструктуры правил платежной системы (определенных в них порядка обеспечения бесперебойности функционирования платежной системы, системы управления рисками в платежной системе, порядка осуществления контроля за соблюдением правил платежной системы и других положений, необходимых для обеспечения функционирования платежной системы);

достаточности размера чистых активов оператора платежной системы;

системы управления рисками в платежной системе (включая используемую модель управления рисками, перечень мероприятий и способов управления рисками) и результатов осуществления оценки и управления рисками в платежной системе;

достоверности учета (отчетности) поднадзорной организации, сводной отчетности по платежной системе;

информации, полученной в рамках наблюдения в национальной платежной системе;

результатов предыдущих проверок поднадзорной организации.

1.5. Проверки поднадзорных организаций проводятся уполномоченными представителями (служащими) Банка России (далее - уполномоченные представители Банка России).

1.5.1. Проверки поднадзорных организаций проводятся на основании документа, подтверждающего полномочия уполномоченных представителей Банка России на проведение проверки поднадзорной организации (далее - поручение на проведение проверки).

В поручении на проведение проверки определяется персональный состав уполномоченных представителей Банка России, образующих рабочую группу для проверки поднадзорной организации численностью не менее двух человек, с указанием руководителя рабочей группы (заместителя руководителя рабочей группы (в случае его назначения) (далее - руководитель рабочей группы), а также членов рабочей группы.

Поручение на проведение проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 1 к настоящей Инструкции.

1.5.2. В случае необходимости изменения данных, содержащихся в поручении на проведение проверки, оформляется дополнение к поручению на проведение проверки, являющееся неотъемлемой частью поручения на проведение проверки.

Дополнение к поручению на проведение проверки составляется в двух экземплярах в соответствии с приложением 2 к настоящей Инструкции.

1.6. Поручения на проведение проверок подписывают следующие должностные лица Банка России:

Председатель Банка России, первый заместитель Председателя Банка России, заместитель Председателя Банка России, курирующий структурные подразделения Банка России, осуществляющие функции регулирования отношений в национальной платежной системе и надзора в национальной платежной системе, руководитель Главной инспекции Банка России, лица, их замещающие;

заместитель руководителя Главной инспекции Банка России;

генеральный инспектор Главной инспекции Банка России (лицо, его замещающее), заместитель генерального инспектора Главной инспекции Банка России (далее - генеральный инспектор Главной инспекции Банка России);

руководитель структурного подразделения, входящего в состав возглавляемого генеральным инспектором Главной инспекции Банка России структурного подразделения Главной инспекции Банка России (лицо, его замещающее);

руководитель территориального учреждения Банка России, его заместители (далее - руководитель территориального учреждения Банка России).

1.7. Проверка поднадзорной организации начинается с даты предъявления поднадзорной организации поручения на проведение проверки руководителем рабочей группы или членом рабочей группы в соответствии с пунктом 5.1 настоящей Инструкции (далее - дата начала проверки).

Проверка поднадзорной организации завершается не позднее даты истечения срока действия поручения на проведение проверки в дату составления акта проверки поднадзорной организации (далее - дата завершения проверки), за исключением случаев составления акта проверки поднадзорной организации (далее - акт проверки) до завершения проверки в соответствии с пунктом 8.1 или пунктом 8.5 настоящей Инструкции.

В случае если истечение срока действия поручения на проведение проверки приходится на день, признаваемый в соответствии с законодательством Российской Федерации выходным или нерабочим праздничным днем, днем окончания этого срока считается ближайший следующий за ним рабочий день.

1.8. Результаты проверки поднадзорной организации, полученные в ходе проверки в дополнение к данным отчетности поднадзорной организации, сводной отчетности по платежной системе, представленной в Банк России, и касающиеся в том числе фактов (событий) и (или) обстоятельств деятельности поднадзорной организации, влияющих на бесперебойность функционирования платежной системы и услуги, оказываемые участникам платежной системы и их клиентам, на достаточность размера чистых активов оператора платежной системы и выполнение иных требований или обусловливающих возникновение оснований для осуществления действий и применения к поднадзорной организации мер принуждения, предусмотренных статьей 34 Федерального закона "О национальной платежной системе" и иными федеральными законами (далее - применение к поднадзорной организации мер), являются основой для оценок и выводов Банка России о деятельности поднадзорной организации (далее - надзорная информация).

1.9. Режим обработки и использования Банком России и поднадзорной организацией информации, содержащейся в документах, составляемых Банком России при организации, проведении и оформлении результатов проверок поднадзорных организаций на бумажном носителе и (или) в электронном виде, должен обеспечивать ее конфиденциальность.

1.10. Организация, проведение и оформление результатов проверок поднадзорных организаций по направлениям (вопросам) деятельности, связанным с обеспечением защиты государственной тайны, осуществляются с соблюдением требований, установленных законодательством Российской Федерации о государственной тайне.