3. Оценка компоненты "Корпоративное управление"

3. Оценка компоненты "Корпоративное управление"

При оценке компоненты "Корпоративное управление" рекомендуется оценить реализуемые организацией процедуры и практики по каждому из основных элементов корпоративного управления рейтингуемого лица (организации). Рекомендуемые к оценке основные элементы корпоративного управления:

1) структура собственности и реализация акционерами (участниками) прав;

2) органы управления;

3) стратегическое управление;

4) система вознаграждения;

5) управление рисками, осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита;

6) раскрытие информации.

Практики и сопутствующие риски корпоративного управления могут как являться универсальными, так и отличаться в зависимости от организационно-правовой формы, структуры собственности, масштаба и отраслевой специфики деятельности организации. В настоящих рекомендациях рассматриваются элементы корпоративного управления и соответствующие критерии оценки таких элементов, ориентированные на публичные акционерные общества, акции которых допущены к организованным торгам. При оценке рейтингуемых лиц в организационно-правовой форме, отличной от формы публичных акционерных обществ, следует учитывать особенности корпоративного управления таких лиц, включая, но не ограничиваясь, вопросы построения структуры органов управления и контроля в организации (например, отсутствие совета директоров (наблюдательного совета) <9>, перераспределения компетенций между органами управления организацией, наличия у акционеров (участников) дополнительных прав или ограничения их прав в соответствии с уставом организации или корпоративным договором, особенностей проведения корпоративных процедур. Таким образом, организационно-правовая форма, структура собственности, масштаб, отраслевая и иная специфика деятельности рейтингуемого лица могут быть учтены путем включения в периметр оценки иных элементов корпоративного управления и (или) исключения нерелевантных.

--------------------------------

<9> В то же время отсутствие в организации совета директоров (наблюдательного совета) не отменяет важности оценки реализуемых в организации практик стратегического управления, управления рисками, конфликта интересов, вознаграждения и др. В этом случае рекомендуется оценивать созданные в организации механизмы контроля за деятельностью исполнительных органов, их эффективностью, а также систему сдержек и противовесов.

Кроме того, при определении совокупности оцениваемых практик по каждому отдельному элементу корпоративного управления рекомендуется учитывать применимые нормативные требования к корпоративному управлению организации.

Для оценки каждого из элементов корпоративного управления рекомендуется определить перечень критериев оценки, а также факторов, которые целесообразно учитывать при проведении анализа таких критериев, позволяющих сформировать профессиональное суждение о подходах рейтингуемого лица к организации тех или иных процедур (практик) и их практической реализации.

В связи с тем что влияние вопросов устойчивого развития может быть различным применительно к отдельным организациям, однако независимо от масштаба и характера их деятельности, отраслевой и (или) иной специфики затрагивают деятельность любой организации, создавая для нее как риски, так и новые возможности. При оценке компоненты "Корпоративное управление" рекомендуется обращать отдельное внимание на реализуемые организацией практики и процедуры, связанные с вопросами устойчивого развития при осуществлении стратегического и операционного управления, организации и управления рисками, формирования системы вознаграждения, практики и процедуры раскрытия информации. Применительно к финансовым организациям рекомендуется дополнительно оценивать реализуемые ими практики ответственного инвестирования.

Оценку элементов корпоративного управления следует производить во взаимосвязи друг с другом, так как наличие ненадлежащих практик в одной из областей системы корпоративного управления может непосредственно влиять на другие области.

Применительно к организациям холдинговых структур (групп компаний) представляется важным при оценке компоненты "Корпоративное управление" учитывать степень самостоятельности и независимости организации в определении и реализации тех или иных управленческих практик, функции и роли организации в холдинге (группе компаний).

При оценке элементов корпоративного управления рассматриваются:

- Документарная часть - внутренние документы (регламенты, положения, политики и так далее). Результаты будут свидетельствовать о наличии и качестве базиса для вынесения профессионального суждения о степени реализации ключевых принципов корпоративного управления на уровне формального закрепления процессов, связанных с корпоративным управлением.

- Практическая часть - оценка того, как реализуются установленные во внутренних документах процедуры (практики). Оценка практической реализации предполагает анализ документов (информации), раскрытых или предоставленных (раскрытой или предоставленной) организацией, а также информации, полученной в ходе взаимодействия с представителями организации (например, в рамках проведения интервью, анкетирования и так далее), или информации, полученной от акционеров (например, от миноритариев о соблюдении их прав).

При оценке элементов корпоративного управления могут быть использованы в качестве методологического материала опубликованные Банком России рекомендации в сфере корпоративного управления и устойчивого развития, в том числе Кодекс корпоративного управления <10>, Рекомендации по раскрытию в годовом отчете публичного акционерного общества отчета о соблюдении принципов и рекомендаций Кодекса корпоративного управления <11>, Рекомендации по формированию и обеспечению преемственности совета директоров (наблюдательного совета) публичных акционерных обществ <12>, Рекомендации по участию совета директоров (наблюдательного совета) в процессах развития и управления информационными технологиями и управления риском информационной безопасности в публичном акционерном обществе <13>, Рекомендации по организации и проведению самооценки эффективности совета директоров (наблюдательного совета) в публичных акционерных обществах <14>, Рекомендации по организации управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита, работы комитета совета директоров (наблюдательного совета) по аудиту в публичных акционерных обществах <15>, Рекомендации по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ <16>, Рекомендации по учету советом директоров публичного акционерного общества ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития <17>, Рекомендации по учету финансовыми организациями ESG-факторов, а также вопросов устойчивого развития при организации корпоративного управления <18>, Руководство для членов совета директоров (наблюдательного совета) финансовой организации <19>, Рекомендации исполнительным органам финансовых организаций <20>, Рекомендации по реализации принципов ответственного инвестирования <21> <22>, Рекомендации по предоставлению (раскрытию) финансовыми организациями информации клиентам о финансовых продуктах устойчивого развития.

--------------------------------

<10> Одобрен Советом директоров Банка России 21.03.2014 и рекомендован письмом Банка России от 10.04.2014 N 06-52/2463 к применению акционерными обществами, ценные бумаги которых допущены к организованным торгам.

<11> Информационное письмо Банка России от 27.12.2021 N ИН-06-28/102.

<12> Информационное письмо Банка России от 22.04.2020 N ИН-06-28/80.

<13> Информационное письмо Банка России от 24.05.2019 N ИН-06-28/45.

<14> Информационное письмо Банка России от 26.04.2019 N ИН-06-28/41.

<15> Информационное письмо Банка России от 01.10.2020 N ИН-06-28/143.

<16> Информационное письмо Банка России от 12.07.2021 N ИН-06-28/49.

<17> Информационное письмо Банка России от 16.12.2021 N ИН-06-28/96.

<18> Информационное письмо Банка России от 28.12.2022 N ИН-02-28/145.

<19> Информационное письмо Банка России от 28.02.2019 N ИН-06-28/18.

<20> Информационное письмо Банка России от 25.12.2019 N ИН-06-14/99.

<21> Информационное письмо Банка России от 15.07.2020 N ИН-06-28/111.

<22> Информационное письмо Банка России от 24.05.2023 N ИН-02-28/38.

3.1. Структура собственности организации и реализация акционерами (участниками) прав

Один из определяющих факторов, обусловливающих реализуемые организацией модели и практики корпоративного управления, - структура собственности организации и состав собственников. Для оценки структуры собственности рекомендуется сформировать критерии, позволяющие оценить деловую репутацию бенефициарных владельцев (лиц, определяющих действия организации), доступность и прозрачность информации о бенефициарных владельцах, а также систему предотвращения корпоративных конфликтов. Ниже приводится примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки структуры собственности организации.

Перечень 3.1.1. Критерии оценки структуры собственности организации
Информация о структуре собственности, бенефициарных владельцах размещена в публичном доступе <23> (например, опубликована в отчетности, на официальном сайте организации в сети Интернет и так далее)
Деловая репутация бенефициарных владельцев оценивается как положительная, и (или) отсутствуют достоверно известные негативные факты в отношении репутации указанных лиц
Влияние различных групп акционеров (участников) сбалансировано, ни один акционер (участник) в силу преобладающего участия в капитале организации не оказывает влияния, наносящего ущерб другим заинтересованным лицам <1>
Корпоративные конфликты между контролирующими лицами, а также между контролирующими лицами и третьими лицами в отношении участия в капитале организации отсутствуют
<1> Не оценивается в случае наличия единственного акционера (участника) организации.

--------------------------------

<23> При оценке практик организации на соответствие критерию рекомендуется принимать во внимание действующие на момент проведения оценки послабления в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия информации и практики ограничения организацией раскрытия (отказа от раскрытия) такой информации.

Оценку элемента "структура собственности организации" рекомендуется проводить с учетом организационно-правовой формы, уровня концентрации структуры собственности, вида деятельности организации. Так, в организациях с распыленной структурой собственности <24> оценка будет ограничена оценкой практики раскрытия организацией информации о структуре собственности. Применительно к финансовым организациям с концентрированной структурой собственности рекомендуется учитывать деловую репутацию учредителей (акционеров, участников) как ключевой определяющий фактор оценки данного элемента.

--------------------------------

<24> Не позволяющей выделить хотя бы одного акционера (участника) или группу акционеров (участников), под прямым или косвенным контролем которых находится организация.

При оценке рассматриваемого элемента рекомендуется принимать во внимание обоснованность реализуемых рейтингуемым лицом практик ограничения раскрытия информации о структуре собственности, бенефициарных владельцах с учетом влияния геополитических обстоятельств и (или) санкционных мер на конкретное рейтингуемое лицо. Применительно к организациям с участием в капитале миноритарных акционеров (участников), участием нескольких лиц, не входящих в одну группу лиц, а также к публичным акционерным обществам рекомендуется оценивать практики организации по взаимодействию с указанными лицами, взаимоотношения крупных акционеров (участников) и (или) контролирующих лиц и миноритарных владельцев, открытость организации к диалогу с миноритарными акционерами (участниками) и инвесторами. Рекомендуется обращать внимание на действия организаций, направленные на обеспечение условий для реализации акционерами (участниками) своих прав, и оценивать их. Так, в компаниях с большим количеством миноритарных акционеров положительной практикой является обеспечение возможности заполнения акционером электронной формы бюллетеня для голосования на общем собрании акционеров.

Перечень 3.1.2. Критерии оценки реализации акционерами (участниками) своих прав
Утвержден внутренний документ, определяющий порядок организации и проведения общего собрания акционеров (участников)
Во внутреннем документе, определяющем порядок организации и проведения общего собрания, закреплена обязанность в составе материалов к общему собранию представлять акционерам (участникам) биографические данные всех кандидатов в члены органов управления, результаты оценки соответствия профессиональной квалификации, опыта и навыков кандидатов текущим и ожидаемым потребностям общества
Организация раскрывает <25> сведения об аудиторе организации, описание критериев отбора, соответствие критериям независимости и объективности, а также сведения о вознаграждении за услуги аудиторского и неаудиторского характера
Организован доступный способ коммуникации с акционерами (участниками) (например, горячая линия, форум в сети Интернет)
Внутренний документ, определяющий дивидендную политику, утвержден советом директоров (наблюдательным советом) (в случае отсутствия совета директоров (наблюдательного совета) - общим собранием акционеров (участников) и раскрыт на официальном сайте организации в сети Интернет. Дивидендная политика позволяет определить правила, регламентирующие порядок определения части чистой прибыли, направляемой на выплату дивидендов, условия, при соблюдении которых они объявляются, источники выплаты дивидендов, порядок расчета размера дивидендов, установленный организацией помимо определенных законодательством ограничения на выплату дивидендов
Регулярность выплаты дивидендов <26>
Практика выплаты дивидендов соответствует утвержденной в организации дивидендной политике

--------------------------------

<25> При оценке практик организации на соответствие критерию рекомендуется принимать во внимание действующие на момент проведения оценки послабления в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия информации и практики ограничения организацией раскрытия (отказа от раскрытия) такой информации.

<26> Рекомендуется оценивать в совокупности с финансовым положением, стратегией организации.

3.2. Органы управления организации

Оценку данного элемента рекомендуется проводить с учетом организационно-правовой формы, структуры собственности и масштаба деятельности организации, требований законодательства Российской Федерации к органам управления организации. Для оценки роли и деятельности совета директоров (наблюдательного совета) организации (в случае его формирования) рекомендуется определить набор критериев, позволяющих оценить его роль в управлении организацией, достаточность количественного состава, совокупную компетенцию, деловую репутацию членов совета директоров (наблюдательного совета), степень вовлеченности в деятельность организации. Ниже приводится примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки органов управления организации.

Перечень 3.2.1. Критерии оценки роли и деятельности совета директоров (наблюдательного совета)
Утвержден внутренний документ, определяющий права и обязанности совета директоров (наблюдательного совета), процедуру подготовки и проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета)
Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) соответствует масштабу деятельности организации <27>
Председателем совета директоров (наблюдательного совета) является неисполнительный директор
Заседания совета директоров (наблюдательного совета) проводятся по мере необходимости в соответствии с утвержденным планом работ, но не менее шести раз в год
Сформирован комитет по аудиту
Состав комитета по аудиту, в том числе участие в комитете независимых директоров, соответствует лучшей практике корпоративного управления (комитет по аудиту сформирован исключительно из независимых директоров; большинство независимых директоров, остальные члены комитета не являются единоличным исполнительным органом и (или) членами коллегиального исполнительного органа; председателем комитета является независимый директор)
Сформирован комитет совета директоров (наблюдательного совета) по устойчивому развитию или в соответствии с внутренними документами организации вопросы учета ESG-факторов и устойчивого развития отнесены к компетенции иного комитета совета директоров (наблюдательного совета) (например, комитета по стратегии)
Проводится оценка (самооценка) эффективности работы совета директоров (наблюдательного совета)

--------------------------------

<27> Количественный состав совета директоров (наблюдательного совета) влияет на эффективность организации его деятельности, в том числе на возможность формирования комитетов совета директоров.

Применительно к организациям с участием в капитале миноритарных акционеров (участников), участием нескольких лиц, не входящих в одну группу лиц, а также публичным акционерным обществам и крупным финансовым организациям рекомендуется оценить, реализуются ли в организации такие практики, как привлечение к работе совета директоров (наблюдательного совета) независимых директоров, их степень влияния на работу совета директоров (наблюдательного совета) и принимаемые им решения, проводится ли в организации процедура независимой оценки эффективности работы совета директоров (наблюдательного совета) <28> (или оценки корпоративного управления в целом). С учетом масштаба и отраслевой и (или) иной специфики деятельности, профиля рисков организации рекомендуется оценить структурированность и сбалансированность деятельности совета директоров (наблюдательного совета), в частности формирование и работу отдельных комитетов в совете директоров (наблюдательном совете), таких как комитет по номинациям, комитет по вознаграждениям, комитет по управлению рисками. Оценивая практику организации работы совета директоров (наблюдательного совета), рекомендуется обращать внимание на форму проведения заседаний совета директоров (наблюдательного совета). Так, предпочтительным способом принятия решений является заседание (совместное участие (личное или дистанционное) для обсуждения вопросов повестки дня и принятия решений по вопросам, поставленным на голосование), обеспечивающим обсуждение вопросов повестки дня и ведение конструктивной дискуссии членами совета директоров (наблюдательного совета). Кроме того, рекомендуется принимать во внимание регулярность участия членов совета директоров (наблюдательного совета) в заседаниях совета директоров (наблюдательного совета) и комитетов, членами которых они являются.

--------------------------------

<28> В соответствии с Кодексом корпоративного управления для проведения независимой оценки качества работы совета директоров рекомендуется периодически, не реже одного раза в три года, привлекать внешнюю организацию (консультанта).

Для оценки роли совета директоров (наблюдательного совета) в обеспечении устойчивого развития рекомендуется оценить реализуемые в организации практики (процедуры) с определяющим участием и (или) привлечением совета директоров (наблюдательного совета) к решению вопросов в сфере информационных технологий, информационной безопасности, управления человеческим капиталом, приоритетных для организации вопросов устойчивого развития.

Для оценки роли и деятельности исполнительных органов управления (единоличного исполнительного органа и коллегиального исполнительного органа <29>) рекомендуется определить набор критериев, позволяющих оценить их роль в управлении организацией, совокупную компетенцию, деловую репутацию единоличного исполнительного органа и членов коллегиального исполнительного органа, а также при концентрированной структуре собственности - степень самостоятельности в принятии решений по вопросам компетенции; при концентрированной структуре собственности и формировании совета директоров (наблюдательного совета) в организации - подотчетность исполнительных органов. Ниже приводится примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки практик формирования исполнительных органов.

--------------------------------

<29> В случае формирования.

Перечень 3.2.2. Критерии оценки роли и деятельности исполнительных органов управления
Утвержден внутренний документ, регламентирующий деятельность исполнительных органов
В состав коллегиального исполнительного органа входит лицо, имеющее компетенции по вопросам повестки устойчивого развития
Совет директоров (наблюдательный совет) имеет закрепленные в уставе полномочия на принятие решений, связанных с назначением, освобождением от занимаемой должности, полномочия на определение условий договоров в отношении членов исполнительных органов

При оценке практик формирования исполнительных органов рекомендуется принимать во внимание, осуществляются ли в организации процедуры оценки профессиональной квалификации, навыков и опыта членов исполнительных органов, а также степень вовлеченности совета директоров в вопросы, связанные с формированием исполнительных органов (например, рассматривает ли совет директоров (наблюдательный совет) и (или) комитет по номинациям результаты такой оценки).

Оценку реализации советом директоров (наблюдательным советом) и исполнительными органами управления своих функций и полномочий рекомендуется осуществлять в совокупности и с учетом оценки элементов "Стратегическое управление", "Управление рисками", "Раскрытие информации" и применительно к финансовым организациям - элемента "Политика ответственного инвестирования".

3.3. Стратегическое управление

Для оценки практик стратегического управления в организации рекомендуется определить набор критериев, позволяющих оценить стратегическое видение, горизонты планирования, следование организации утвержденной стратегии, а также своевременность реагирования на вызовы внешней среды. Учитывая высокий уровень неопределенности внешней среды при оценке горизонтов планирования организации, рекомендуется принимать во внимание оценку практик управления рисками. Отсутствие в организации стратегии на временной горизонт более трех лет не рекомендуется квалифицировать как негативный определяющий фактор для оценки стратегического управления. Вместе с тем отсутствие в организации утвержденной стратегии - один из определяющих факторов, понижающих оценку по компоненте "Корпоративное управление" в целом, в том числе и при оценке практик по элементам "Органы управления", "Управление рисками" как надлежащих. Ниже приводится примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки практик стратегического управления.

Перечень 3.3.1. Критерии оценки стратегического управления
Стратегия организации утверждена советом директоров (наблюдательным советом) (в случае его отсутствия - общим собранием акционеров (участников)
В стратегии определены основные ориентиры деятельности, ключевые риски и возможности, в том числе в области устойчивого развития
Временной горизонт стратегии
В стратегии определены возможные альтернативные сценарии развития
Стратегия организации или основные ее положения раскрыты <30> на официальном сайте организации в сети Интернет
Определены измеримые целевые и промежуточные показатели выполнения стратегии, в том числе в области устойчивого развития
В стратегии организации определен планируемый вклад организации в достижение целей устойчивого развития, и (или) целей Парижского соглашения по климату, и (или) национальных целей, закрепленных в документах государственного стратегического планирования, учтены риски и возможности, связанные с ESG-факторами
Определена стратегия снижения негативного воздействия деятельности организации на окружающую среду
Совет директоров (наблюдательный совет) рассматривает вопросы, связанные с ходом исполнения и актуализацией стратегии, реализацией целей и задач в области устойчивого развития
Реализация организацией стратегии (например, соответствуют ли реализуемые проекты (мероприятия) обозначенным направлениям стратегического развития)

--------------------------------

<30> При оценке практик организации на соответствие критерию рекомендуется принимать во внимание действующие на момент проведения оценки послабления в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия информации и практики ограничения организацией раскрытия (отказа от раскрытия) такой информации.

3.4. Система вознаграждения

Для оценки системы вознаграждения в организации рекомендуется определить набор критериев, позволяющих оценить нацеленность системы вознаграждения на обеспечение достижения долгосрочных стратегических целей развития организации, ее финансовую устойчивость и эффективную организацию управления рисками. Отсутствие формализованной системы вознаграждения является одним из определяющих факторов, понижающих оценку по компоненте "Корпоративное управление" в целом, в том числе и при оценке практик по элементам "Органы управления", "Управление рисками" как надлежащих. Ниже приводится примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки организации системы вознаграждения.

Перечень 3.4.1. Критерии оценки
Утвержден внутренний документ (документы), определяющий (определяющие) политику организации по вознаграждению и возмещению расходов (компенсаций) членов совета директоров (наблюдательного совета) организации
Совет директоров (наблюдательный совет) (в случае его отсутствия - общее собрание акционеров (участников) определил политику вознаграждения исполнительных органов
Утвержден внутренний документ (документы), определяющий (определяющие) политику организации по вознаграждению и возмещению расходов (компенсаций) исполнительных органов организации
Сведения о подходах к организации и пересмотру системы вознаграждения совета директоров (наблюдательного совета), исполнительных органов, иных ключевых руководящих работников раскрыты <31> на официальном сайте организации в сети Интернет

--------------------------------

<31> При оценке практик организации на соответствие критерию рекомендуется принимать во внимание действующие на момент проведения оценки послабления в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия информации и практики ограничения организацией раскрытия (отказа от раскрытия) такой информации.

При оценке данного элемента рекомендуется учитывать, что лучшей практикой корпоративного управления является определение в организации политики по вознаграждению не только в отношении исполнительных органов организации, но и иных ее ключевых руководящих работников (например, лиц, принимающих решения об осуществлении организацией операций и сделок, результаты которых могут повлиять на стабильность функционирования организации или возникновение ситуаций, угрожающих интересам ее заинтересованных лиц (так называемых работников, принимающих риски), лиц, осуществляющих контрольные функции.

При оценке системы вознаграждения в организации рекомендуется также обращать внимание на практику пересмотра системы вознаграждения исполнительных органов, иных ключевых руководящих работников в организации в случае изменения стратегии развития организации, существенного изменения условий ведения деятельности, профиля рисков и других факторов.

Ниже приводится примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки реализуемых в организации практик вознаграждения членов совета директоров (наблюдательного совета) в случае его формирования.

Перечень 3.4.2. Критерии оценки практики вознаграждения членов совета директоров (наблюдательного совета)
Применяется преимущественно фиксированное годовое вознаграждение членов совета директоров (наблюдательного совета). Размер вознаграждения членов совета директоров (наблюдательного совета) определяется вне зависимости от результатов (показателей) деятельности организации
Сведения о всех видах вознаграждения членов совета директоров (наблюдательного совета) раскрыты в отчетности организации, размещенной в публичном доступе <32>

--------------------------------

<32> При оценке практик организации на соответствие критерию рекомендуется принимать во внимание действующие на момент оценки послабления в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия информации и практики ограничения организацией раскрытия (отказа от раскрытия) такой информации.

Отсутствие в организации формализованной системы вознаграждения членов совета директоров (наблюдательного совета), равно как и отсутствие практики выплаты вознаграждения членам совета директоров (наблюдательного совета) как таковой, является одним из факторов, понижающих оценку по элементу "Органы управления". Примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки реализуемых в организации практик вознаграждения исполнительных органов, иных ключевых руководящих работников организации, представлен ниже.

Перечень 3.4.3. Критерии оценки практик вознаграждения исполнительных органов, иных ключевых руководящих работников организации
Политика (политики) по вознаграждению содержит (содержат) прозрачные механизмы определения размера вознаграждения членов исполнительных органов, иных ключевых руководящих работников организации, а также регламентирует (регламентируют) все виды выплат, льгот и привилегий, предоставляемых указанным лицам
Установлен порядок определения размера вознаграждения членов исполнительных органов организации с учетом результата деятельности организации и их личного вклада в достижение этого результата (количественные и качественные показатели деятельности, характеризующие результативность и эффективность деятельности, доходность, принимаемые риски и так далее, их целевые значения и допустимые отклонения от целевых значений) <33>
Система вознаграждения членов исполнительных органов, иных ключевых руководящих работников организации включает ключевые показатели эффективности, создающие материальные стимулы к достижению приоритетных для организации целей и задач в области устойчивого развития
Информация о размере вознаграждения исполнительных органов раскрыта организацией в отчетности организации, размещенной в публичном доступе <34>

--------------------------------

<33> Рекомендуется оценивать соотношение размера фиксированной и переменной частей вознаграждения, наличие практик по отсрочке (рассрочке) выплаты переменной части вознаграждения с учетом результатов деятельности организации, а также установлению отложенного срока выплаты переменной части вознаграждения (стимулирующие выплаты).

<34> При оценке практик организации на соответствие критерию рекомендуется принимать во внимание действующие на момент проведения оценки послабления в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия информации и практики ограничения организацией раскрытия (отказа от раскрытия) такой информации.

Оценивая практику раскрытия информации о размере вознаграждения исполнительных органов, рекомендуется учитывать, что передовой практикой корпоративного управления является раскрытие информации о размере индивидуального вознаграждения лиц. Отсутствие в организации механизмов системы вознаграждения, направленных на предотвращение и дестимулирование принятия исполнительными органами управления и работниками организации чрезмерных рисков в деятельности организации, нарушений действующих требований законодательства и положений внутренних документов организации, является одним из определяющих факторов, понижающих оценку по элементам "Система вознаграждения" и "Управление рисками" как надлежащих.

3.5. Управление рисками, осуществление внутреннего контроля и внутреннего аудита

Оценку данного элемента рекомендуется проводить с учетом масштаба и отраслевой и (или) иной специфики деятельности организации, применимых к организации требований законодательства Российской Федерации к организации и осуществлению управления рисками, внутреннего контроля, внутреннего аудита в организации. Для оценки практик управления рисками в организации рекомендуется определить набор критериев, позволяющих оценить степень заинтересованности учредителей (акционеров, участников), органов управления в анализе рисков и системном управлении рисками, интеграцию управления рисками в процессы стратегического управления, принятия управленческих решений, бизнес-процессы организации. Ниже приводится примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки реализуемых в организации практик управления рисками и осуществления внутреннего контроля.

Перечень 3.5.1. Критерии оценки практик управления рисками и осуществления внутреннего контроля
Утвержден внутренний документ (документы), определяющий (определяющие) политику в области управления рисками и внутреннего контроля
Принципы и подходы к организации системы управления рисками и внутреннего контроля определены советом директоров (наблюдательным советом) (в случае его отсутствия - общим собранием акционеров (участников) и закреплены во внутренних документах организации, определяющих политику в области управления рисками и внутреннего контроля
Назначено должностное лицо (лица)/сформировано структурное подразделение (структурные подразделения), ответственное (ответственные) за организацию и координацию процесса управления рисками и осуществление внутреннего контроля
В совете директоров (наблюдательном совете) сформирован комитет, к компетенции которого относится рассмотрение вопросов, связанных с управлением рисками и внутренним контролем
Организован безопасный, конфиденциальный и доступный способ информирования (горячая линия) совета директоров (наблюдательного совета) или комитета совета директоров по аудиту и (или) внутреннего аудитора о фактах нарушения законодательства, внутренних процедур, положений кодекса этики
Советом директоров (наблюдательным советом) (в случае его отсутствия - общим собранием акционеров (участников) установлена приемлемая величина рисков для организации (риск-аппетит)
Процессы выявления, оценки и управления ESG-рисками интегрированы в систему управления рисками
Результаты анализа рисков учитываются при определении бизнес-показателей, ключевых показателей эффективности
Определен порядок проведения оценки эффективности управления рисками и осуществления внутреннего контроля
Совет директоров (наблюдательный совет) (в случае его отсутствия - общее собрание акционеров (участников) не реже одного раза в год рассматривает результаты оценки эффективности управления рисками и осуществления внутреннего контроля
Проводится ежегодная оценка эффективности управления рисками и осуществления внутреннего контроля внутренним аудитором
Проведена независимая внешняя оценка эффективности управления рисками (уровня зрелости управления рисками) не менее одного раза за последние три календарных года
Организация раскрывает <35> информацию об управлении рисками (например, в годовом отчете, финансовой отчетности, опубликованной политике управления рисками, заявлении о риск-аппетите), а также информацию с описанием системы внутреннего контроля общества

--------------------------------

<35> При оценке практик организации на соответствие критерию рекомендуется принимать во внимание действующие на момент проведения оценки послабления в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия информации и практики ограничения организацией раскрытия (отказа от раскрытия) такой информации.

При оценке подходов организации к определению риск-аппетита рекомендуется оценивать, насколько четко определен риск-аппетит (совокупность количественных и качественных показателей), установлены ли в организации процедуры его пересмотра. В случае отсутствия в организации практик определения риск-аппетита рекомендуется исследовать иные альтернативные практики управления рисками, например установление советом директоров (наблюдательным советом) (в случае его отсутствия - общим собранием акционеров (участников) лимитов и критериев принятия решений исполнительными органами. Кроме того, при проведении оценки рекомендуется анализировать риск-события, превышающие предельный уровень риск-аппетита и иные существенные инциденты в организации за последние три года.

Оценивая данный элемент, рекомендуется учитывать, что лучшей практикой корпоративного управления является проведение ежегодной оценки эффективности управления рисками и осуществления внутреннего контроля, а также проведение независимой внешней оценки эффективности управления рисками (не менее одного раза в три года). Рекомендуется принимать во внимание, учтены ли результаты внутренней и (или) внешней оценки в деятельности организации, в том числе были ли устранены недостатки в области организации системы управления рисками и внутреннего контроля.

Ниже приводится примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки реализуемых практик организации и осуществления внутреннего аудита.

Перечень 3.5.2 Критерии оценки реализуемых практик организации и осуществления внутреннего аудита
В организации обеспечена независимость внутреннего аудитора (руководителя подразделения внутреннего аудита)
Политика в области внутреннего аудита утверждена советом директоров (наблюдательным советом) (в случае его отсутствия - общим собранием акционеров (участников)
Во внутренних документах определены порядок и сроки предоставления внутренним аудитором (руководителем подразделения внутреннего аудита) информации о результатах проверок, в том числе выполнении плана деятельности внутреннего аудита, совету директоров (наблюдательному совету) (в случае его отсутствия - общему собранию акционеров (участников)

При проведении оценки независимости внутреннего аудитора (руководителя подразделения внутреннего аудита) рекомендуется исходить из следующих условий обеспечения независимости: недопустимость совмещения функций внутреннего аудита с иными функциями, находящимися вне сферы деятельности внутреннего аудита, в организации и (или) иных организациях группы; назначение внутреннего аудитора на должность и освобождение от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета) (в случае его отсутствия - общего собрания акционеров (участников); определение советом директоров (наблюдательным советом) (в случае его отсутствия - общим собранием акционеров (участников) размера вознаграждения внутреннего аудитора. Кроме того, необходимо принимать во внимание условия, ограничивающие независимость внутреннего аудитора, например, такие как замещение внутренним аудитором в течение трех лет, предшествующих назначению на должность, должности в исполнительных органах организации, руководящих должностей в бизнес-подразделениях, подразделениях, ответственных за финансовое и налоговое сопровождение деятельности организации.

Отсутствие в организации, осуществляющей деятельность в организационно-правовой форме, отличной от публичного общества, внутреннего аудита не рекомендуется квалифицировать как предопределяющий негативный фактор для оценки элемента "Управление рисками". Важно принимать во внимание иные практики организации, свидетельствующие о системном характере управления рисками. Вместе с тем подотчетность и функциональная подчиненность должностного лица или структурного подразделения, отвечающего за внутренний аудит (в случае его организации и осуществления), исполнительным органам управления являются одними из факторов, нивелирующих значимость и эффективность осуществления внутреннего аудита.

3.6. Раскрытие информации

Оценку данного элемента рекомендуется проводить с учетом масштаба деятельности организации, применимых к организации требований <36> законодательства Российской Федерации о раскрытии информации, иных ограничивающих <37> раскрытие информации факторов внешней среды. Ниже приводится примерный перечень базовых критериев, который может применяться <38> для оценки реализуемых в организации практик раскрытия информации.

--------------------------------

<36> С учетом действующих на момент оценки предоставленных Правительством Российской Федерации и (или) иными уполномоченными органами послаблений соблюдения указанных требований.

<37> В случае следования организацией практикам ограниченного раскрытия информации при оценке элемента рекомендуется учитывать оценку обоснованности ограничения раскрытия (отказа от раскрытия) информации с учетом влияния геополитических обстоятельств и (или) санкционных мер на конкретное рейтингуемое лицо.

<38> При оценке практик организации на соответствие критерию рекомендуется принимать во внимание действующие на момент проведения оценки послабления в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия информации и практики ограничения организацией раскрытия (отказа от раскрытия) такой информации.

Перечень 3.6.1. Критерии оценки раскрытия информации
Информация раскрывается в объеме, предусмотренном законодательством Российской Федерации, своевременно для неограниченного круга лиц
Совет директоров (наблюдательный совет) (в случае его отсутствия - орган управления, к компетенции которого отнесен указанный вопрос) утвердил информационную политику, которая раскрыта на официальном сайте организации в сети Интернет
Организация определила подходы к раскрытию сведений об иных событиях (действиях), оказывающих существенное влияние на стоимость или котировки ценных бумаг организации, раскрытие сведений о которых не предусмотрено законодательством
Информация о персональном составе исполнительных органов, совета директоров (наблюдательного совета), комитетов совета директоров раскрыта на официальном сайте организации в сети Интернет
Информация, достаточная для формирования представления о личных и профессиональных качествах членов совета директоров (наблюдательного совета), например: образование, квалификация, опыт, дата первоначального избрания в состав совета директоров (наблюдательного совета) организации, членство в советах директоров (наблюдательных советах) других организаций, сведения о должностях, которые они занимают или занимали в течение не менее пяти последних лет в органах управления иных юридических лиц), раскрыта на официальном сайте организации в сети Интернет и (или) содержится в отчетности организации в публичном доступе
Организация раскрывает информацию о планируемых изменениях в своей деятельности, деятельности группы
На официальном сайте организации в сети Интернет раскрыта информация о подконтрольных обществах, имеющих для организации существенное значение
Организация раскрывает описание основных рисков и возможностей, связанных с устойчивым развитием, и информацию о том, как организация управляет этими рисками и возможностями <39>
На официальном сайте организации в сети Интернет раскрыт отчет в области устойчивого развития <2>
<2> Организация вправе самостоятельно определять объем, формат и форму для раскрытия информации об устойчивом развитии в зависимости от целей раскрытия информации, масштабов и характера бизнеса с учетом установленных законодательством требований к раскрытию информации. Вместе с тем согласно информационному письму Банка России от 12.07.2021 N ИН-06-28/49 "О рекомендациях по раскрытию публичными акционерными обществами нефинансовой информации, связанной с деятельностью таких обществ" рекомендуется обеспечить раскрытие информации об устойчивом развитии в годовом отчете публичного акционерного общества. При оценке данного критерия рекомендуется также оценивать качество, своевременность, регулярность раскрываемой информации.

--------------------------------

<39> При оценке практик организации на соответствие критерию рекомендуется принимать во внимание действующие на момент проведения оценки послабления в части соблюдения требований законодательства Российской Федерации в области раскрытия информации и практики ограничения организацией раскрытия (отказа от раскрытия) такой информации.

В рамках проведения оценки данного элемента рекомендуется принимать во внимание реализуемые организацией способы и методы коммуникаций с акционерами и инвесторами, например создание на официальном сайте организации в сети Интернет специального раздела, в котором размещены ответы на типичные вопросы акционеров (участников) и инвесторов, или специального раздела, в котором размещен регулярно обновляемый календарь корпоративных событий организации.

3.7. Политика ответственного инвестирования

Оценку практик ответственного инвестирования рекомендуется осуществлять в отношении финансовых организаций, выступающих в роли институциональных инвесторов и доверительных управляющих активами институциональных инвесторов. При этом под ответственным инвестированием понимается инвестирование средств в эмиссионные ценные бумаги обществ, базирующееся в том числе на стремлении инвестора содействовать устойчивому развитию общества в целях увеличения доходности инвестиций своих клиентов и выгодоприобретателей при приемлемом уровне риска и выражающееся в учете ESG-факторов, рисков и возможностей, которые указанные факторы создают для объектов инвестиций, в процессе инвестиционной деятельности, на осуществлении оценки и мониторинга объектов инвестиций, добросовестном осуществлении прав акционера и взаимодействии с обществами, а также раскрытии инвестором информации о применяемых им подходах и политиках в области ответственного инвестирования. Ответственное инвестирование направлено на снижение рисков и повышение доходности от инвестиций в долгосрочной перспективе.

Оценку данного элемента рекомендуется проводить с учетом масштаба и вида деятельности организации на финансовом рынке, а также в совокупности с реализуемыми организацией практиками в области устойчивого развития. Оценку реализуемых в организации политик инвестирования рекомендуется осуществлять дополнительно к базовым элементам корпоративного управления. Ниже приводится примерный перечень базовых критериев, который может применяться для оценки реализуемой в организации политики ответственного инвестирования.

Перечень 3.7.1. Критерии оценки политики ответственного инвестирования
Информация о реализуемых подходах к осуществлению ответственного инвестирования раскрыта на официальном сайте организации в сети Интернет
Подходы к осуществлению ответственного инвестирования определены в политике ответственного инвестирования
Организация раскрыла на официальном сайте в сети Интернет декларацию о следовании Рекомендациям Банка России по реализации принципов ответственного инвестирования" <40>

--------------------------------

<40> Информационное письмо Банка России от 15.07.2020 N ИН-06-28/111.

При оценке практик ответственного инвестирования следует принимать во внимание, насколько подходы, реализуемые организацией, соответствуют рекомендациям Банка России по реализации принципов ответственного инвестирования <41>.

--------------------------------

<41> См. сноску 40.