ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИЯ

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ,
СВЯЗАННЫЕ С ПРИМЕНЕНИЕМ ОТДЕЛЬНЫХ НОРМ
ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 161-ФЗ "О НАЦИОНАЛЬНОЙ ПЛАТЕЖНОЙ
СИСТЕМЕ" И ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА N 103-ФЗ "О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ПО ПРИЕМУ ПЛАТЕЖЕЙ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ, ОСУЩЕСТВЛЯЕМОЙ
ПЛАТЕЖНЫМИ АГЕНТАМИ"

1. Возможно ли списание со специального банковского счета платежного агента, поставщика, банковского платежного агента (субагента) комиссии кредитной организации на счета, открываемые на балансовом счете 70601 "Доходы банка".

Возможно ли зачисление на специальный банковский счет платежного агента, банковского платежного агента, поставщика денежных средств на основании распоряжения физического лица без открытия банковского счета.

В части 5 статьи 14 Федерального закона от 27.06.2011 N 161-ФЗ "О национальной платежной системе" (далее - Федеральный закон N 161-ФЗ) и частях 16, 19 статьи 4 Федерального закона от 03.06.2009 N 103-ФЗ "О деятельности по приему платежей физических лиц, осуществляемой платежными агентами" (далее - Федеральный закон N 103-ФЗ) установлены исчерпывающие перечни операций по специальным банковским счетам банковского платежного агента (субагента), платежного агента и поставщика (соответственно).

Кредитная организация обязана совершать операции по специальному банковскому счету в соответствии с его режимом, установленным в части 5 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ и частях 16, 19 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ, которым не допускается списание денежных средств на небанковские счета (внутренние счета банка).

В перечне операций по специальному банковскому счету банковского платежного агента (платежного агента) отсутствуют операции, связанные с зачислением на его специальный банковский счет денежных средств, поступивших с банковских счетов, не являющихся специальными банковскими счетами, а также денежных средств, поступивших от физических лиц путем перевода денежных средств без открытия банковских счетов.

Операции, не предусмотренные режимом специального банковского счета, не подлежат исполнению кредитной организацией (часть 6 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ и часть 17, 20 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ).

2. Возможно ли осуществление платежным субагентом перевода денежных средств непосредственно на счет поставщика, минуя специальный банковский счет оператора по приему платежей.

Согласно части 18 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ поставщик при осуществлении расчетов с платежным агентом при приеме платежей обязан использовать специальный банковский счет. Поставщик не вправе получать денежные средства, принятые платежным агентом в качестве платежей, на банковские счета, не являющиеся специальными банковскими счетами.

В соответствии с частью 1 статьи 4 Федерального закона N 103-ФЗ деятельность по приему платежей осуществляется оператором по приему платежей на основании заключенного им с поставщиком договора, по условиям которого оператор по приему платежей обязан осуществлять по платежам, принятым им от плательщиков в рамках указанной деятельности, последующие расчеты с поставщиком в установленном указанным договором порядке и в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральным законом N 103-ФЗ предусмотрено право оператора по приему платежей привлекать платежного субагента для приема платежей, если такое право предусмотрено в заключенном им с поставщиком договоре (часть 7 статьи 4), а также установлена обязанность платежного субагента для приема платежей заключить с оператором по приему платежей соответствующий договор, по условиям которого платежный субагент обязан осуществлять последующие расчеты с оператором по приему платежей в соответствии с законодательством Российской Федерации (часть 9 статьи 4).

Учитывая изложенное, отмечаем, что принятые платежным субагентом от плательщиков денежные средства должны быть перечислены с его специального банковского счета на специальный банковский счет оператора по приему платежей, с которым у данного платежного субагента заключен соответствующий договор об осуществлении деятельности по приему платежей физических лиц.

3. Возможно ли отражение поступлений наличных денег на счета платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов, банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов по символам отчетности формы 0409202 "О наличном денежном обороте".

Поступления наличных денег на счета платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов в соответствии с Порядком составления и представления формы отчетности 0409202 "Отчет о наличном денежном обороте", установленным Указанием Банка России от 12.11.2009 N 2332-У "О перечне, формах и порядке составления и представления форм отчетности кредитных организаций в Центральный банк Российской Федерации", с изменениями (далее - Отчет 0409202), отражаются по экономическому содержанию по символам прихода 02-32, в частности:

оплата коммунальных услуг - по символу 11 "Поступления от реализации платных услуг (выполненных работ)";

налоги, штрафы в ГИБДД - по символу 12 "Поступления налогов, сборов, страховых взносов, штрафов, таможенных платежей, средств самообложения граждан, взносов, страховых премий" и т.д.;

комиссионные вознаграждения, взимаемые платежными агентами (как юридическими лицами, так и индивидуальными предпринимателями), по символу 32 "Прочие поступления".

Дополнительно данные операции отражаются по символу 100 "Поступления от платежных агентов, операторов по приему платежей, платежных субагентов".

Аналогичным образом отражаются и поступления наличных денег на счета банковских платежных агентов и банковских платежных субагентов: сначала по экономическому содержанию по символам прихода 02-32 Отчета 0409202, а затем - по символу 99 "Поступления от банковских платежных агентов, банковских платежных субагентов".

4. Возможно ли взимание комиссионного вознаграждения при осуществлении перевода денежных средств без открытия банковского счета с получателя средств.

Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона N 161-ФЗ оператор по переводу денежных средств оказывает услуги по переводу денежных средств на основании договоров, заключаемых между операторами по переводу денежных средств, а также с клиентами, к которым относятся плательщики и получатели средств.

Часть 10 статьи 8 Федерального закона N 161-ФЗ не допускает удержания вознаграждения из суммы перевода денежных средств. Вместе с тем, указанная норма не содержит положений, ограничивающих возможность взимания вознаграждения с получателя денежных средств.

5. Обязан ли банковский платежный агент использовать платежные терминалы (банкоматы).

Пунктом 1 части 1 статьи 14 Федерального закона N 161-ФЗ предусмотрено, что оператор по переводу денежных средств вправе на основании договора привлекать банковского платежного агента для принятия от физического лица наличных денежных средств и (или) выдачи физическому лицу наличных денежных средств, в том числе с применением платежных терминалов и банкоматов.

Федеральный закон N 161-ФЗ не содержит положений, обязывающих банковского платежного агента использовать платежные терминалы (банкоматы) при осуществлении указанной деятельности.

6. В каком случае кредитная организация подлежит регистрации Банком России в качестве оператора платежной системы.

Согласно пункту 20 статьи 3 Федерального закона N 161-ФЗ платежная система - совокупность организаций, взаимодействующих по правилам платежной системы в целях осуществления перевода денежных средств, включающая оператора платежной системы, операторов услуг платежной инфраструктуры и участников платежной системы, из которых как минимум три организации являются операторами по переводу денежных средств. Таким образом, банк-резидент, осуществляющий переводы денежных средств по поручению банков-резидентов и (или) банков-нерезидентов, подлежит регистрации Банком России в качестве оператора платежной системы, если участниками этой системы являются не менее трех банков-резидентов. Если в системе отсутствуют участники, являющиеся банками-резидентами, либо их менее трех, то оператор такой системы не подлежит регистрации Банком России в качестве оператора платежной системы.

7. Каков порядок осуществления расчетов посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика.

В соответствии со статьей 6 Федерального закона N 161-ФЗ перевод денежных средств по требованию получателя средств (прямое дебетование) является формой безналичных расчетов. При ее избрании сторонами оператор по переводу денежных средств на основании договора с плательщиком осуществляет списание денежных средств с банковского счета плательщика с его согласия (акцепта плательщика) по распоряжению получателя средств.

Для обеспечения возможности применения прямого дебетования в Положении Банка России от 03.10.2002 N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" в редакции Указания Банка России от 12.12.2011 N 2749-У "О внесении изменений в Положение Банка России от 3 октября 2002 года N 2-П "О безналичных расчетах в Российской Федерации" (далее - Положение N 2-П) предусмотрено использование платежных требований исключительно с согласия (акцепта) плательщика, которое может быть дано до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) либо после его поступления обслуживающему плательщика банку. В связи с этим глава о расчетах платежными требованиями, оплачиваемыми без акцепта плательщика, исключена из Положения N 2-П.

Расчеты посредством платежных требований с заранее данным акцептом плательщика регулируются положениями статьи 6 Федерального закона N 161-ФЗ, главами 8 - 10 части I Положения N 2-П.

При оформлении заранее данного акцепта плательщика следует руководствоваться частью 3 статьи 6 Федерального закона N 161-ФЗ, согласно которой акцепт плательщика может быть дан в договоре между обслуживающим плательщика оператором по переводу денежных средств и плательщиком, либо в виде отдельного документа или сообщения.

В случае если акцепт дан до поступления требования получателя средств (заранее данный акцепт плательщика) поле 36 "Срок для акцепта" не заполняется.

С целью снижения, в том числе, издержек кредитных организаций и их клиентов по внесению изменений в ранее заключенные договоры Банком России издано Письмо от 23.12.2011 N 196-Т "О вопросах применения платежных требований", в котором указано, что при наличии в договоре условия о списании денежных средств с банковского счета плательщика по требованиям третьих лиц без акцепта плательщика платежное требование, содержащее условие оплаты "с акцептом", подлежит приему и исполнению на условиях заранее данного акцепта плательщика.

8. Планируется ли изменение документального оформления операций по переводу денежных средств в связи с принятием Федерального закона N 161-ФЗ.

В настоящее время Банк России разрабатывает проект нормативного акта о правилах осуществления перевода денежных средств, который заменит Положение N 2-П и Положение Банка России от 01.04.2003 N 222-П "О порядке осуществления безналичных расчетов физическими лицами в Российской Федерации". В проекте обеспечена преемственность регулирования безналичных расчетов, что позволит максимально учесть потребности участников рынка платежных услуг. Процедуры приема к исполнению, исполнения, отзыва, возврата (аннулирования) распоряжений и порядок их выполнения установлены в проекте в соответствии с требованиями Федерального закона N 161-ФЗ, регулирующими осуществление перевода денежных средств с открытием и без открытия банковского счета с учетом, в том числе, бюджетного, налогового законодательства Российской Федерации, Федерального закона от 07.08.2001 N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма".