Утверждены
Комитетом АРБ по вопросам
ПОД/ФТ и комплаенс рискам
(Протокол заседания Комитета
N 26 от 23.11.2011)
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПО СОСТАВЛЕНИЮ СПИСКА ИНСАЙДЕРОВ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ,
В СООТВЕТСТВИИ С ПУНКТАМИ 2 И 3 СТАТЬИ 9 ФЕДЕРАЛЬНОГО
ЗАКОНА ОТ 27.07.2010 N 224-ФЗ "О ПРОТИВОДЕЙСТВИИ
НЕПРАВОМЕРНОМУ ИСПОЛЬЗОВАНИЮ ИНСАЙДЕРСКОЙ ИНФОРМАЦИИ
И МАНИПУЛИРОВАНИЮ РЫНКОМ И О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ
В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
В связи с возникающими у кредитных организаций сложностями при составлении списка инсайдеров, в соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 статьи 9 Федерального закона от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Закон N 224-ФЗ), Комитет Ассоциации российских банков по вопросам ПОД/ФТ и комплаенс рискам рекомендует кредитным организациям при составлении списка инсайдеров в соответствии с требованиями пунктов 2 и 3 статьи 9 Закона N 224-ФЗ придерживаться алгоритма действий, содержащегося в прилагаемой Матрице, которая составлена на основании анализа внутренних бизнес-процессов крупнейших банков Российской Федерации.
Настоящие Методические рекомендации не являются нормативным документом и направлены на разъяснение отдельных требований Закона N 224-ФЗ по составлению списка инсайдеров и определению лиц, которые могут входить в такой список, если его составляет кредитная организация, являющаяся эмитентом ценных бумаг, профессиональным участником рынка ценных бумаг, биржевым брокером или участником биржевой торговли. Отдельные положения Методических рекомендаций могут применяться профессиональными участниками рынка ценных бумаг, не являющимися кредитными организациями.
1. ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ И СОКРАЩЕНИЯ
Закон N 224-ФЗ - Федеральный закон от 27.07.2010 N 224-ФЗ "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".
Приказ ФСФР N 11-18/пз-н - Приказ Федеральной службы по финансовым рынкам от 12.05.2011 N 11-18/пз-н "Об утверждении Перечня информации, относящейся к инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", а также порядка и сроков раскрытия такой информации" (вместе с "Положением о порядке и сроках раскрытия инсайдерской информации лиц, указанных в пунктах 1 - 4, 11 и 12 статьи 4 Федерального закона "О противодействии неправомерному использованию инсайдерской информации и манипулированию рынком и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации")
Лица - юридические лица, указанные в пункте 1 - 8 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, которые обязаны вести список инсайдеров.
Инсайдеры - физические или юридические лица, указанные в пунктах 5 - 13 статьи 4 Закона N 224-ФЗ, которые могут быть включены в списки инсайдеров Лиц.
Матрица - таблица, позволяющая выявить Инсайдеров Лиц.
Матрица - работники - таблица, позволяющая выявить Инсайдеров на основании заключенных с ними трудовых или гражданско-правовых договоров.
2. СТРУКТУРА МАТРИЦЫ
Матрица инсайдеров (Приложение 1 к настоящим Методическим рекомендациям) построена следующим образом:
В строках 1, 2 столбцов C - Z указаны Лица, которые обязаны вести списки инсайдеров.
В строках 3 - 12 столбцов A - B указаны физические или юридические лица, которые могут быть включены в списки инсайдеров.
Получить информацию о том подлежит ли физическое или юридическое лицо включению в список инсайдеров, можно на пересечении строк и столбцов, указанных в Матрице.
Если ячейка, находящаяся на пересечении строки и столбца выделена зеленым цветом - в большинстве случаев Инсайдер, указанный в строке, включается в список инсайдеров, Лица, указанного в столбце.
Если ячейка выделена желтым цветом - случаи включения в список инсайдеров будут редкими.
Если ячейка выделена красным цветом - с учетом взаимоотношений лиц, указанных в строке и столбце Матрицы, не возникают отношения, требующие включения в список инсайдеров.
В некоторых ячейках даны дополнительные пояснения по основаниям заключаемых договоров, требующих передачи инсайдерской информации и, соответственно, включения в список инсайдеров.
Отдельные пояснения по характеру договорных отношений между Лицами - владельцами списков инсайдеров и включаемыми в них Инсайдерами даны в отдельном приложении, построенном на анализе информации о деятельности некоторых организаций, указанных в статье 4 Закона N 224-ФЗ (Приложение 2 к настоящим Методическим рекомендациям).
Матрица - работники (Приложение 3 к настоящим Методическим рекомендациям) построена с целью облегчения определения инсайдеров - физических лиц, на основе заключенных с ними трудовых или гражданско-правовых отношений (пункта 13 статьи 4 Закона N 224-ФЗ) и используется следующим образом.
Если кредитная организация является эмитентом ценных бумаг, используется таблица "Матрица для Эмитентов и УК", в столбцах которой указаны коды подразделения кредитной организации, а в сроках - коды существенных фактов эмитента, составленные на основании Приказа ФСФР N 11-18/пз-н.
Если Кредитная организация имеет лицензию профессионального участника рынка ценных бумаг, биржевого посредника или осуществляет операции на бирже с иностранной валютой по поручению клиентов, используется таблица "Матрица для профучастников", в столбцах которой указаны коды подразделения кредитной организации, а в сроках - коды видов инсайдерской информации, составленной на основании Приказа ФСФР N 11-18/пз-н.
На пересечении строки и столбца указано, может ли иметь работник подразделения кредитной организации доступ к ее инсайдерской информации.
Слово "ДА" означает, что лицо имеет такой доступ и, соответственно, включается в список инсайдеров.
Слово "НЕТ" означает, что лицо не имеет такого доступа и не подлежит включению в список инсайдеров.
Учитывая многообразие организационных структур кредитных организаций, в Матрице - работники указаны не названия подразделений, а функции, которые выполняют подразделения. Кредитная организация, применяющая Матрицу - работники должна провести анализ среди имеющихся подразделений кредитной организации и определить, какие их них наиболее функционально соответствуют параметрам, указанным в Матрице - работники.
Дополнительно к Матрице - работники даны пояснения по порядку ее применения (Приложение 4 к настоящим Методическим рекомендациям).