Статья 64. "Воздушный кодекс РФ" от 19.03.1997 N 60-ФЗ (ред. от 08.08.2024)

Статья 64 Воздушный кодекс РФ. Тарифы на услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги, правила продажи перевозочных документов

Статья 64. Тарифы на услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги, правила продажи перевозочных документов

1. Оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется на платной основе (тарифы, сборы), если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации.

2. Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, а также правила продажи билетов, выдачи грузовых накладных и других перевозочных документов устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации.

2.1. Порядок взимания платы за регулярные воздушные перевозки пассажиров и багажа, рассчитанной на основе тарифов и сборов, должен содержать в том числе:

1) порядок расчета стоимости перевозки пассажиров и багажа по маршруту перевозки;

2) порядок расчета денежной суммы, подлежащей возврату в случае прекращения действия договора воздушной перевозки пассажира;

3) порядок расчета неустойки, взимаемой в случаях, установленных статьями 107 и 108 настоящего Кодекса, и случаи, при которых неустойка не взимается;

4) порядок расчета денежной суммы при возврате пассажиру или доплате пассажиром в случае изменения договора воздушной перевозки пассажира.

2.2. Порядок установления аэронавигационных и аэропортовых сборов, тарифов за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации и взимания рассчитанной на их основе платы утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере гражданской авиации, в отношении сборов и тарифов, взимаемых:

1) с юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и физических лиц, осуществляющих коммерческие воздушные перевозки, авиационные работы, полеты авиации общего назначения, организаций экспериментальной и государственной авиации;

2) с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса организаций иностранных государств, с которыми Российской Федерацией заключены международные договоры, предусматривающие положения о взимании тех же сборов и тарифов, которые установлены для российских лиц;

3) с осуществляющих деятельность в соответствии со статьей 63 настоящего Кодекса организаций иностранных государств, с которыми у Российской Федерации отсутствуют заключенные международные договоры, указанные в подпункте 2 настоящего пункта.

2.3. Порядок, предусмотренный пунктом 2.2 настоящей статьи, должен содержать в том числе:

1) порядок установления сборов, тарифов юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими обслуживание воздушных судов в аэропортах, и юридическими лицами, осуществляющими аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства Российской Федерации;

2) перечень сборов и тарифов с указанием услуг (работ), за оказание (выполнение) которых они взимаются;

3) порядок взимания платы, рассчитанной на основе сборов и тарифов, включая случаи, когда плата, рассчитанная на основе сборов и тарифов, не взимается либо взимается однократно за оказание нескольких услуг.

3. Тарифы на относящиеся к сфере естественной монополии услуги в области гражданской авиации и сборы за данные услуги устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о естественных монополиях.

4. Сборы за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным осуществлять правовое регулирование в сфере государственного регулирования цен (тарифов) на товары (услуги) и контроль за их применением.

Государственное регулирование тарифов и сборов за оказание услуг в области гражданской авиации осуществляется в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации:

порядком государственного регулирования сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства;

порядком государственного регулирования тарифов за предоставление государственным поставщиком услуг по обслуживанию линий управления беспилотными авиационными системами и контроля беспилотных авиационных систем;

порядком расчета, уплаты, формирования, аккумулирования средств на капитальный ремонт аэродромов гражданской авиации, установку светосигнального оборудования и размещение некапитальных сооружений на аэродромах гражданской авиации, являющихся составной частью сборов за аэронавигационное обслуживание полетов воздушных судов пользователей воздушного пространства, устанавливаемых в соответствии с абзацем первым настоящего пункта, а также порядком расходования указанных средств.

Расчет, формирование, аккумулирование, расходование средств, указанных в абзаце пятом настоящего пункта, осуществляются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере гражданской авиации, или подведомственной ему организацией в случае принятия указанным федеральным органом исполнительной власти решения о возложении на эту организацию функций по расчету, формированию, аккумулированию и расходованию средств, указанных в абзаце пятом настоящего пункта.

5. Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

6. Плата за воздушные перевозки, осуществляемые на основании договора фрахтования воздушного судна (воздушного чартера), устанавливается на договорной основе.

Комментарий к статье 64 Воздушный кодекс РФ

Во исполнение положений указов Президента России п. 7 Постановления Правительства РФ от 17 сентября 1992 г. N 724 "О государственном регулировании цен на энергоресурсы, другие виды продукции и услуги" <87> с 1 января 1993 г. произошел переход на применение свободных тарифов на перевозки пассажиров воздушным транспортом и связанные с ними работы и услуги на внутренних воздушных линиях Российской Федерации.

--------------------------------

<87> Собрание актов Президента и Правительства РФ. 21.09.1992. N 12. Ст. 934.

Свободные тарифы на перевозки пассажиров и связанные с ними работы и услуги, ставки сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку на внутренних воздушных линиях в пределах территории Российской Федерации с 1 января 1993 г. разрабатываются и устанавливаются авиапредприятиями самостоятельно, независимо от их формы собственности и организационно-правовой формы предприятия на основе экономически обоснованной себестоимости и предельного уровня рентабельности в размере 20% к себестоимости. По согласованию органов управления республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга с авиапредприятиями может производиться снижение тарифов на местных воздушных линиях, исходя из социально-экономических интересов регионов при условии компенсации авиапредприятиям разницы в доходах из средств соответствующих бюджетов. Устанавливаемые авиапредприятиями тарифы могут дифференцироваться в зависимости от качества транспортного обслуживания и уровня комфортности.

Основным базовым тарифом на перевозки пассажиров по регулярным воздушным линиям является тариф экономического класса, в который включаются все расходы, связанные с перевозками и технологическим процессом обслуживания пассажиров (в том числе питание пассажиров в полете и оформление билетов), а также налог на добавленную стоимость и страховой платеж в установленных законодательством размерах. Повышенные тарифы в бизнес-классе обслуживания определяются в соответствии с Рекомендациями Департамента воздушного транспорта по введению и организации обслуживания пассажиров салона повышенного комфорта бизнес (делового) класса от 26 ноября 1992 г. N ДВ-4/552. Льготные тарифы на перевозки пассажиров устанавливаются путем применения скидок от тарифов экономического класса.

При эксплуатации на воздушной линии двух и более типов самолетов одного авиапредприятия и в целях избежания перерасчетов с пассажирами при замене самолета на этой воздушной линии целесообразно устанавливать единый уровень тарифов. Фактическая рентабельность пассажирских перевозок не должна превышать 20% к себестоимости в целом по авиапредприятию по итогам работы за год. Размер ставок сборов за коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов, их взлет и посадку определяется с учетом следующих условий:

- экономически обоснованных затрат и уровня рентабельности, увеличенных на установленный размер налога на добавленную стоимость;

- предельного уровня рентабельности в размере 20%, рассчитанного к среднегодовой себестоимости работ.

Авиапредприятия устанавливают единые ставки сборов, а также цены на авиатопливо независимо от видов перевозок и принадлежности авиапредприятий-перевозчиков Российской Федерации. Доходы агентств воздушных сообщений формируются за счет комиссионных, получаемых от авиапредприятий за продажу авиабилетов и дополнительных сборов за услуги при обслуживании пассажиров, установленных в соответствии с договорами между авиапредприятием и агентством (или другим агентом) по продаже билетов.

Размер комиссионных и других сборов устанавливается с применением предельного уровня рентабельности в размере 20% к среднегодовой себестоимости. При перевозке пассажиров с пересадками и заявленными остановками в пути общий тариф определяется суммированием действующих тарифов по соответствующим участкам полета. Нормы бесплатной перевозки багажа по типам воздушных судов не могут быть ниже:

- для пассажиров экономического класса:

20 кг - для самолетов Ил-86, Ту-154, Ил-62, Ил-76, Ту-134, Як-42, Ан-24, Ан-26, Як-40, Ан-30 и вертолетов Ми-10К, Ми-8, Ми-6;

10 кг - для самолетов Ан-28, Ан-2, Л-410 и вертолетов Ми-2, Ка-26;

- для пассажиров бизнес-класса на всех типах самолетов - 30 кг.

Перевозка багажа, превышающего норму бесплатной перевозки, производится по багажным тарифам, исчисленным в размере одного процента от пассажирского тарифа экономического класса на каждый килограмм веса багажа, превышающего установленную норму. Каждый взрослый пассажир имеет право перевозить бесплатно одного ребенка в возрасте до 5 лет. Во всех остальных случаях за каждого ребенка в возрасте до 12 лет взимается плата в размере 50% полного тарифа с предоставлением ему отдельного места. Регистрация тарифов на все категории регулярных воздушных линий производится в обязательном порядке в соответствии с Положением о регистрации и оповещении о вводе в действие и изменении пассажирских и грузовых авиатарифов, ставок сборов, утвержденным Департаментом воздушного транспорта Минтранса России. Изменение авиатарифов в сторону повышения рекомендуется производить не чаще одного раза в квартал, решение о снижении тарифов принимается авиапредприятиями по мере экономической целесообразности. Применение незарегистрированных авиатарифов не разрешается. Перевозка пассажиров по билетам, проданным до изменения тарифа, осуществляется по тарифам, указанным в приобретенном билете, без перерасчетов с пассажирами. Методическое руководство и анализ практики установления и применения тарифов, ставок сборов за взлет-посадку, коммерческое и техническое обслуживание воздушных судов осуществляется Департаментом воздушного транспорта Минтранса России, региональными управлениями воздушного транспорта, отделениями Российской транспортной инспекции, Комитетом Российской Федерации по политике цен, местными органами ценообразования <88>.

--------------------------------

<88> По наделению полномочиями указанных федеральных органов исполнительной власти см. Указ президента Российской Федерации от 9 марта 2004 года N 314 (приложение N 1).

Приказом Минтранса России от 2 октября 2000 г. N 110 "Об аэронавигационных и аэропортовых сборах, тарифах за обслуживание воздушных судов эксплуатантов Российской Федерации в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации" установлено следующее.

Ставки сбора за аэронавигационное обслуживание на воздушных трассах устанавливаются едиными для полетов воздушных судов на воздушных трассах Российской Федерации; на местных воздушных линиях и в районах авиаработ устанавливаются в каждом районе обслуживания воздушного движения или зоне ответственности, определенных для организации гражданской авиации (далее - организации ГА) в установленном порядке, отдельно; ставки сбора за аэронавигационное обслуживание в районе аэродрома устанавливаются для каждого аэропорта Российской Федерации отдельно; ставки аэропортовых сборов устанавливаются для каждого аэропорта Российской Федерации отдельно; тарифы за наземное обслуживание устанавливаются для каждой организации ГА, предоставляющей работы (услуги) по наземному обслуживанию в аэропортах Российской Федерации, отдельно <89>.

--------------------------------

<89> Ставки аэропортовых сборов (за исключением сбора за обеспечение авиационной безопасности) и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов на внутренних воздушных линиях в аэропортах Российской Федерации являются предельным максимальным уровнем сборов и тарифов. Снижение уровня ставок сборов и тарифов не должно превышать 30% от утвержденного предельного уровня. (Постановление ФЭК РФ от 3 февраля 2004 г. N 7-т/8 "О предельном уровне ставок аэропортовых сборов и тарифов за наземное обслуживание воздушных судов на внутренних воздушных линиях в аэропортах Российской Федерации" // Российская газета. 16 марта 2004 г. N 52.)

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации воздушных судов граждан или юридических лиц, имеющих сертификат (свидетельство) эксплуатанта, выданный Минтрансом России (далее - эксплуатантов Российской Федерации), при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов на внутренних воздушных линиях Российской Федерации, международных воздушных линиях и работ в отраслях экономики.

Аэронавигационные и аэропортовые сборы, тарифы за наземное обслуживание устанавливаются и взимаются за обслуживание воздушных судов в аэропортах и воздушном пространстве Российской Федерации, осуществляемое государственными унитарными предприятиями по ИВП, УВД и ЭРТОС, аэропортами, авиапредприятиями, авиакомпаниями, другими предприятиями и организациями на основании лицензий (временных разрешений) Минтранса России (территориальных органов воздушного транспорта Минтранса России), независимо от их организационно-правовых форм и форм собственности (далее - организациями ГА).

Аэронавигационные сборы формируются за обслуживание полетов воздушных судов в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации, при выполнении ими регулярных и нерегулярных полетов в той части воздушного пространства Российской Федерации, которая в установленном порядке определена для воздушных трасс, местных воздушных линий, маршрутов их спрямления, районов авиационных работ, гражданских аэродромов и аэропортов.

Аэропортовые сборы и тарифы формируются за обслуживание воздушных судов на гражданских аэродромах и аэропортах Российской Федерации в соответствии с требованиями и правилами, принятыми в гражданской авиации.

О.Н. Троицкая, А.М. Симоненко

"КОММЕНТАРИЙ К ВОЗДУШНОМУ КОДЕКСУ РФ" ( 2007)

2007 год

Сохранить в браузере
Нажмите сочетание клавиш Ctrl + D