VII. Контрольные (надзорные) процедуры
46. Для достижения целей регулирования, установленных Договором о Союзе, иными международными договорами и актами, составляющими право Союза, законодательством государств-членов, в том числе для обеспечения безопасности и качества поставляемых услуг, безопасности деятельности и (или) действий, законодательством государств-членов определяются компетентные органы, уполномоченные на осуществление контрольных (надзорных) процедур, и устанавливается порядок проведения контрольных (надзорных) процедур.
47. Посредством контрольных (надзорных) процедур компетентные органы осуществляют проверку соблюдения адресатами регулирования регулятивных требований.
48. Эффективность контрольных (надзорных) процедур обеспечивается посредством:
а) внедрения системы оценки рисков (управления рисками) и ее автоматизации;
б) четкой правовой регламентации контрольных (надзорных) процедур;
в) законодательного закрепления гарантий прав адресатов регулирования.
49. Система оценки рисков (управления рисками) предусматривает:
а) определение объектов, направлений, форм, объема (полноты) и периодичности проведения контрольных (надзорных) процедур, в том числе на основе следующих характеристик адресатов регулирования:
степень опасности вида деятельности и (или) действий, и (или) объекта;
количество, виды и характер выявленных ранее нарушений;
количество обращений потребителей товаров, получателей услуг о совершении грубых нарушений (с подтверждением фактов таких нарушений);
б) составление, согласование, утверждение и реализацию планов (графиков) проведения контрольных (надзорных) процедур на основании оценки степени риска (с учетом установленных критериев отнесения адресатов регулирования к группам риска), анализа степени риска причинения ущерба (вреда), анализа характеристик и оценки вероятности нарушений обязательных требований с целью снижения в дальнейшем количества контрольных (надзорных) процедур пропорционально степени риска;
в) дифференциацию объема (полноты) и частоты проведения контрольных (надзорных) процедур в зависимости от степени опасности вида деятельности и (или) действий, и (или) объекта адресатов регулирования и добросовестности их поведения.
50. Законодательством государств-членов устанавливается регламентация контрольных (надзорных) процедур, включая в том числе:
а) принципы проведения контрольных (надзорных) процедур;
б) систему оценки рисков (управления рисками);
в) условия и процедуры организации и проведения контрольных (надзорных) процедур;
г) виды деятельности и (или) действий, относящиеся к разным степеням риска;
д) критерии оценки степени риска для определенного вида деятельности и (или) действий;
е) порядок обжалования действий (бездействия) компетентных органов (их должностных лиц) при организации и проведении контрольных (надзорных) процедур и порядок возмещения ущерба (вреда), причиненного адресатам регулирования;
ж) периодичность проведения контрольных (надзорных) процедур и предельные сроки их проведения;
з) использование компетентными органами перечня вопросов, подлежащих проверке (проверочные листы, чек-листы, предписания и другие документы);
и) обязательную отчетность компетентных органов, в том числе о количестве проверенных адресатов регулирования, выявленных нарушениях, размере причиненного ущерба (вреда), привлеченных к ответственности адресатах регулирования, количестве отмененных решений о привлечении к ответственности адресатов регулирования и признанных незаконными актов компетентных органов.
51. В целях обеспечения гарантий прав адресатов регулирования при организации и проведении контрольных (надзорных) процедур законодательством государств-членов предусматриваются следующие положения:
а) недопустимость проведения в отношении одного и того же адресата регулирования несколькими компетентными органами контрольных (надзорных) процедур исполнения (соблюдения) одних и тех же обязательных требований;
б) проведение компетентным органом контрольных (надзорных) процедур на основании документа о назначении проведения таких процедур, санкционированного уполномоченным в соответствии с законодательством государства-члена органом;
в) направление в разумные сроки, устанавливаемые законодательством государства-члена, адресату регулирования извещения (в письменном или ином виде) о начале проведения плановых проверок (в случае проведения плановых проверок), за исключением случаев, установленных налоговым законодательством государства-члена;
г) обязательность соблюдения предельных сроков проверок, устанавливаемых законодательством государства-члена;
д) недопустимость проверки выполнения требований и процедур, которые не установлены законодательством государства-члена;
е) ответственность должностных лиц компетентных органов в случае неисполнения и (или) ненадлежащего исполнения ими своих обязанностей и нарушения ими прав адресатов регулирования.
52. Для обеспечения эффективности проведения контрольных (надзорных) процедур, в том числе для обмена информацией между государствами-членами, компетентные органы заключают соглашения, предусматривающие:
а) возможность оперативного обмена информацией между компетентными органами государств-членов в отношении конкретных адресатов регулирования;
б) создание механизма предупреждения нарушения адресатами регулирования прав и законных интересов потребителей, получателей услуг, добросовестных адресатов регулирования, а также интересов государств-членов.