IV. Разрешительные требования и процедуры

IV. Разрешительные требования и процедуры

14. Разрешительные требования и (или) процедуры устанавливаются в случае, когда иные меры регулирования являются недостаточными для достижения целей регулирования.

15. Посредством выдачи разрешения компетентный орган подтверждает право заявителя на торговлю услугами, учреждение, деятельность и (или) действия.

16. Разрешительные требования и (или) процедуры не должны создавать неоправданные барьеры (ограничения) для адресатов регулирования при торговле услугами, учреждении, деятельности и (или) действиях. В качестве неоправданных барьеров (ограничений), в частности, признаются следующие:

а) требования, устанавливающие зависимость права адресата регулирования на осуществление деятельности от места его нахождения (места государственной регистрации), места постановки на учет в налоговом органе и т.п. на определенной территории государства-члена, в том числе ограничивающие географические границы деятельности адресата регулирования определенными территориями, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами государства-члена;

б) требования, запрещающие или обязывающие адресата регулирования иметь учреждение более чем в одном регионе или населенном пункте государства-члена либо быть включенным в реестры или зачисленным в профессиональные объединения либо ассоциации более чем в одном регионе государства-члена;

в) требования, ограничивающие адресата регулирования в выборе контрагентов;

г) требования, обязывающие адресата регулирования представить дополнительные документы и сведения, прямо не предусмотренные международными договорами и актами, составляющими право Союза, и законодательством государства-члена, на территории которого осуществляются торговля услугами, учреждение, деятельность и (или) действия;

д) требования, предъявляемые к персоналу адресата регулирования, не обусловленные характером осуществляемой им деятельности;

е) требования, обязывающие адресата регулирования представлять документы, не включенные в перечни документов, размещенные на сайтах компетентных органов в сети Интернет, и (или) документы, составленные по формам, не находящимся в режиме постоянного доступа для адресатов регулирования;

ж) требования, допускающие нечеткость, неоднозначность, различное толкование;

з) идентичные разрешительные требования, предусмотренные 2 и более видами разрешений;

и) требования, не имеющие в законодательстве государства-члена соответствующей регламентации порядка их выполнения;

к) требования, не соответствующие целям регулирования и не направленные на обеспечение безопасности и качества поставляемых услуг, а также безопасности осуществляемых деятельности и (или) действий.

17. Законодательством государств-членов устанавливается требование по обеспечению беспрепятственного доступа (в том числе путем размещения на сайте) к информации, включающей в себя в том числе сведения:

а) о компетентном органе, осуществляющем разрешительные процедуры (в том числе его местонахождение, контактные телефоны, адрес электронной почты, график работы);

б) о порядке выполнения разрешительных требований и процедур (перечень требуемых документов, формы заявлений, бланков, сроки рассмотрения заявления и др.);

в) о способах подачи заявления на получение разрешения (лично, через представителя и др.);

г) о формах подачи заявления на получение разрешения (в бумажной и (или) электронной форме);

д) о платежах (сборах, пошлинах), взимаемых в связи с рассмотрением заявления и выдачей разрешения;

е) об основаниях отказа в выдаче разрешения;

ж) о порядке обжалования решения, действия (бездействия) компетентных органов (их должностных лиц);

з) о реестрах и базах (банках) данных содержащих, в том числе информацию о выданных, переоформленных, прекращенных, лишенных (аннулированных), приостановленных, возобновленных разрешениях и их дубликатах, а также разрешениях, срок действия которых продлен или истек.

18. Сумма любых платежей (сборов, пошлин), взимаемых в связи с рассмотрением заявления и выдачей разрешения, устанавливается законодательством государств-членов в соответствии с подпунктом 4 пункта 64 Протокола.

19. В случае если для получения разрешения адресату регулирования необходимо представить компетентному органу документы, подтверждающие соответствие адресата регулирования, его услуг, учреждения, деятельности и (или) действий разрешительным требованиям, то требования к содержанию и форме таких документов (включая их наименование) устанавливаются законодательством государств-членов.

20. Законодательством государств-членов устанавливается возможность получения заявителем разрешения посредством механизма "единого окна".

Если для получения разрешения посредством механизма "единого окна" требуется регистрация заявителя в соответствующей государственной информационной системе, возможность такой регистрации обеспечивается на недискриминационной основе.

21. При обращении заявителя в компетентный орган за получением разрешения не требуется:

а) представление документов, если такие документы и иная необходимая информация имеются у этого компетентного органа или могут быть им получены в соответствии с нормативными правовыми актами государства-члена у иных компетентных органов в сроки, обеспечивающие своевременную выдачу разрешения заявителю;

б) нотариальное заверение представленных копий документов при условии предъявления заявителем оригиналов документов, за исключением случаев, предусмотренных законодательными актами, регулирующими правоотношения в определенных сферах.

22. Законодательством государств-членов устанавливается требование по обеспечению заявителям надлежащих условий для подачи заявления (с приложением необходимых документов) и получения разрешения, в том числе:

а) организация места подачи заявления и получения разрешения и размещение в доступном месте информации о порядке и условиях осуществления соответствующей разрешительной процедуры;

б) бесперебойное функционирование электронных порталов (при их наличии), официальных сайтов в сети Интернет, электронной почты, контактных телефонов и др.;

в) предоставление необходимой информации, включая бесплатные консультации о разрешительных требованиях и процедурах, в том числе о порядке подачи и форме документов, прилагаемых к заявлению;

г) размещение в сети Интернет в открытом доступе на безвозмездной основе и (или) предоставление в иной форме информации о банковских реквизитах для оплаты платежей (сборов, пошлин), взимаемых за выдачу разрешения;

д) предоставление информации о порядке обжалования решений, действий (бездействия) компетентных органов (их должностных лиц);

е) информирование компетентным органом по запросу заявителя о ходе рассмотрения его заявления.

23. В случае если в связи с ограниченностью природных ресурсов или технических мощностей количество разрешений на определенный вид деятельности и (или) действий ограничено, применяется конкурсная, аукционная либо иная форма отбора заявителей.

Такая процедура должна быть прозрачной и беспристрастной и соответствовать Протоколу и настоящим Правилам.

24. Информация о принятом компетентным органом решении в отношении адресата регулирования доводится компетентным органом до сведения адресата регулирования в срок и порядке, установленные законодательством государства-члена, в соответствии с разделом XV Договора о Союзе, при этом в случае отказа в выдаче разрешения (его дубликата), приостановления, прекращения, лишения (аннулирования), отказа в переоформлении разрешения или продлении срока его действия такая информация содержит обоснование решения принятого компетентным органом (со ссылками на нормы законодательства государства-члена и (или) положения международных договоров и актов, составляющих право Союза).

В решении об отказе в выдаче, переоформлении, продлении срока действия или о лишении (аннулировании) разрешения либо о приостановлении его действия также дается разъяснение права на его обжалование (в том числе в судебном порядке).

25. Законодательством государств-членов устанавливается обязанность компетентных органов проверять полноту комплекта представленных заявителем для получения разрешения документов в кратчайший срок, но не более 3 рабочих дней со дня получения таких документов от заявителя.

В случае если комплект документов, установленный законодательством государства-члена, заявителем представлен не в полном объеме, компетентный орган не позднее срока, указанного в абзаце первом настоящего пункта, направляет или выдает заявителю уведомление о необходимости представления отсутствующих документов в определенные в нем сроки.

Срок рассмотрения заявления приостанавливается со дня направления указанного уведомления и возобновляется в день представления заявителем полного комплекта документов, установленного законодательством государства-члена. В случае непредставления отсутствующих документов в определенные в уведомлении сроки, заявителю может быть отказано в дальнейшем рассмотрении заявления по причине его ненадлежащего оформления. В случае если законодательством государств-членов не предусмотрена процедура приостановления, указанная в настоящем абзаце, то компетентный орган вправе принять мотивированное решение об отказе в приеме заявления с соблюдением положений абзацев 1 и 2 настоящего пункта.

Указанное заявление не считается оформленным надлежащим образом до тех пор, пока не будут получены все документы и (или) сведения в соответствии с требованиями законодательства государства-члена.

В любом случае заявителю должна быть предоставлена возможность внести в заявление технические исправления.

26. В случае если компетентный орган в установленный срок не выдал заявителю разрешение (его дубликат) либо не представил мотивированный отказ в его выдаче, заявитель с даты истечения срока выдачи разрешения (его дубликата) разрешение (его дубликат) приобретает право на деятельность и (или) действия, на осуществление которых заявитель подавал заявление, за исключением разрешений на поставку отдельных видов услуг, осуществления отдельных видов деятельности и (или) действий, перечень которых установлен законодательными актами, регулирующими правоотношения в определенных сферах, принимаемыми в целях обеспечения обороны или национальной безопасности.

Положения абзаца первого настоящего пункта распространяются также на случаи, когда адресату регулирования необходимо направить заявление на продление действия разрешения.

Государства-члены в течение трех лет с момента вступления в силу настоящих Правил осуществляют поэтапное включение в свои нормативные правовые акты норм, обеспечивающих реализацию положений настоящего пункта.

27. Исчерпывающий перечень оснований для отказа в выдаче разрешения, для лишения (аннулирования) разрешения, приостановления, продления срока его действия устанавливается законодательными актами, регулирующими правоотношения в определенных сферах.

28. Разрешение действует на всей указанной в таком разрешении территории государства-члена.

В секторах (подсекторах) услуг, в которых в соответствии с решением Высшего Евразийского экономического совета функционирует единый рынок услуг, разрешения на поставку услуг признаются без подтверждения и действуют на территориях государств-членов.

29. Выдаваемое разрешение на осуществление деятельности не должно иметь ограниченного срока действия, за исключением следующих случаев:

а) количество разрешений либо срок действия разрешения ограничены в целях защиты общественной морали, поддержания общественного порядка, национальной безопасности, защиты жизни или здоровья людей, животных и растений, охраны окружающей среды, а также в связи с ограниченностью природных ресурсов или технических мощностей;

б) разрешение выдается на осуществление деятельности в особых (специальных) экономических зонах или на определенной законодательством государства-члена территории этого государства.

30. При изменении формы и (или) наименования разрешения, наименования вида (подвида) деятельности, разрешительной процедуры, наименования компетентного органа, выдавшего разрешение, при изменении законодательства без существенного изменения содержания разрешительных требований (не влияющего на цели регулирования, в том числе не затрагивающего права и законные интересы потребителей, добросовестных субъектов рынка, а также общественные (государственные) интересы), ранее выданные разрешения (их дубликаты) и документы сохраняют свое действие до истечения срока, на который они выданы.

Исчерпывающий перечень оснований для переоформления разрешения устанавливается законодательными актами, регулирующими правоотношения в определенных сферах.

31. Законодательством государств-членов устанавливается единый перечень разрешений на поставку услуг, учреждение, осуществление деятельности и (или) действий.

Законодательством государств-членов предусматривается установление запрета на выдачу и требование разрешений, не предусмотренных указанным перечнем.