7. Защита прав и интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг на общем финансовом рынке

7. Защита прав и интересов инвесторов и потребителей
финансовых услуг на общем финансовом рынке

Создание механизма защиты прав и законных интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг планируется осуществлять по следующим направлениям:

определение и формирование перечня финансовых услуг, в отношении которых государствами-членами будет осуществляться координация политики регулирования защиты прав потребителей и инвесторов;

повышение уровня информированности потребителей и поставщиков финансовых услуг:

об особенностях государственного регулирования предоставления финансовых услуг, учреждения и деятельности;

о возможностях общего финансового рынка и порядке его регулирования;

об инвестиционных продуктах в рамках общего финансового рынка;

о возможностях защиты своих прав и интересов;

взаимодействие национальных регуляторов, бизнес-сообществ государств-членов и финансовых омбудсменов, в том числе посредством обмена информацией о практике работы с потребителями, инвесторами, защиты их прав и интересов и разрешения споров (включая создание в государствах-членах институтов досудебного урегулирования споров, в том числе через институт финансового омбудсмена);

о субъектах общего финансового рынка;

гармонизация и совершенствование законодательства государств-членов в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг;

повышение финансовой грамотности потребителей финансовых услуг государств-членов;

выработка согласованных подходов к противодействию различным формам финансового мошенничества, в том числе "финансовым пирамидам", в рамках полномочий национальных регуляторов;

выработка согласованных подходов к раскрытию информации о финансовых продуктах и услугах.

Государствам-членам рекомендуется руководствоваться следующими основными элементами механизма защиты прав и интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг на общем финансовом рынке:

повышение прозрачности финансовых рынков государств-членов и обеспечение информационной доступности;

осуществление своевременного и адекватного надзорного реагирования со стороны государств-членов на нарушения их законодательства в части защиты прав потребителей финансовых услуг;

гармонизация подходов к рассмотрению обращений (жалоб) потребителей финансовых услуг;

наличие механизмов внесудебного урегулирования споров потребителей и поставщиков финансовых услуг;

координация политики и механизмов обеспечения доступности финансовых услуг и повышение финансовой грамотности потребителей финансовых услуг государств-членов.

По мере продвижения работы по построению общего финансового рынка должны быть разработаны механизмы надзорного сотрудничества между финансовыми регуляторами государств-членов.

Государства-члены рассмотрят возможность создания системы поведенческого надзора, основанного на лучших международных практиках. Поведенческий надзор - область надзора, применяемая в сфере защиты прав потребителей финансовых услуг, которая подразумевает выработку правил поведения поставщиков и продавцов финансовых услуг в отношении своих клиентов и контроль за исполнением этих правил.

Перечень норм и требований (направлений) в области защиты прав и интересов инвесторов и потребителей финансовых услуг на общем финансовом рынке, подлежащих гармонизации, устанавливается отдельным международным договором в рамках Союза.