ВЫСШАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ СУДЕЙ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 17 сентября 2015 года

ОТВЕТЫ НА ВОПРОСЫ КОЛЛЕГ

Высшая квалификационная коллегия судей Российской Федерации в составе:

председательствующего - Тимошина Н.В., членов коллегии - Безверхова А.Г., Белова В.А., Гребенникова В.В., Дербилова О.А., Еремяна В.В., Желтянникова В.И., Изотовой С.В., Капуры М.М., Котелевской И.В., Клюкина С.И., Кудряшовой В.В., Литвинцевой Л.Р., Лысяковой Н.Д., Мусина В.А., Орлова А.В., Попова В.В., Самуйлова С.В., Сбоева А.А., Суворова В.М., Тумановой Л.В., Шевелевой Н.А.,

при секретаре Камбеговой З.А.,

обсудив вопросы, поступившие от председателей квалификационных коллегий судей субъектов Российской Федерации, руководствуясь подпунктом 11 пункта 2 статьи 17, пунктом 1 статьи 23 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации",

решила:

с целью единообразного применения ряда положений законодательства Российской Федерации квалификационными коллегиями судей субъектов Российской Федерации утвердить ответы на вопросы, поступившие от председателей квалификационных коллегий судей.

Вопрос 1. Возможно ли расценивать как основание для возврата жалобы, поданной в квалификационную коллегию судей субъекта Российской Федерации через представителя, отсутствие доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя на представление интересов заявителя?

Ответ. В силу абзаца седьмого пункта 2 статьи 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей обязательным условием при подаче заявления через представителя является наличие доверенности или иного документа, подтверждающего его полномочия, либо их надлежащим образом заверенных копий.

Таким образом, отсутствие доверенности или иного документа, подтверждающего полномочия представителя, можно расценивать как основание для возвращения жалобы.

Вопрос 2. Вправе ли квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации наряду со сведениями, поступающими из Федеральной налоговой службы, запрашивать дополнительную информацию о недвижимом имуществе претендента на должность судьи и его близких родственников в органах, непосредственно наделенных функциями государственной регистрации прав на недвижимое имущество?

Ответ. На основании статьи 15 Федерального закона "Об органах судейского сообщества в Российской Федерации" и пункта 7 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" в целях проверки достоверности документов и сведений, представленных претендентом на должность судьи, квалификационные коллегии судей имеют право запрашивать у соответствующих государственных органов, общественных объединений и должностных лиц сведения и документы, необходимые для деятельности коллегии.

Квалификационная коллегия судей вправе запросить дополнительную информацию в органах государственной регистрации прав на недвижимое имущество в случае, если сочтет это необходимым.

Вопрос 3. Претендент имеет пятилетний стаж работы в качестве юрисконсульта в различных коммерческих организациях. Необходимо ли представлять должностные инструкции (регламенты) в целях подтверждения его юридической деятельности и возможности включения указанных периодов в стаж работы в области юриспруденции?

Ответ. В соответствии с подпунктом 7 пункта 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" претендентом на должность судьи в квалификационную коллегию судей представляются характеристики с мест работы (службы) за последние пять лет трудового (служебного) стажа, а в случае работы (службы) в течение указанного срока (полностью или частично) не в области юриспруденции - также с мест работы (службы) в области юриспруденции за последние пять лет такой работы (службы).

В соответствии с пунктом 4 Инструкции о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов, утвержденной совместно Министерством юстиции Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, Высшим Арбитражным Судом Российской Федерации 27 декабря 1996 г. (зарегистрированной в Минюсте России 4 февраля 1997 г. N 1250), стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы.

Согласно пункту 5 Инструкции в спорных случаях окончательное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения, имеющего цель установить наличие у претендента профессиональных знаний, необходимых для работы в качестве судьи.

Инструкция после принятия Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 169-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 274-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О противодействии коррупции" применяется в части, не противоречащей названным и другим федеральным законам.

Вопрос 4. Как должна поступить квалификационная коллегия судей, если поступила анонимная жалоба, содержащая сведения о признаках преступления?

Ответ. Согласно пункту 4 статьи 27 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей жалоба, содержащая сведения о признаках преступления, направляется в государственный орган в соответствии с его компетенцией с уведомлением заявителя о ее переадресации. В случае, если сведения о признаках преступления содержит анонимная жалоба, она направляется в компетентные государственные органы без соблюдения требования об уведомлении заявителя.

Вопрос 5. Каким образом должна действовать квалификационная коллегия судей в случае, когда в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации на вакантную должность обращается судья, занимающий аналогичную должность в другом суде того же уровня?

Ответ. Абзацем вторым пункта 6 статьи 6 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" регламентируется порядок назначения судьи на должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня или в нижестоящий суд. Порядок назначения судьи в данном случае аналогичен общему порядку, за исключением необходимости получения заключения соответствующей квалификационной коллегии судей. Непременным условием при этом является наличие соответствующего заявления судьи, поскольку в соответствии с принципом несменяемости судьи, закрепленным в статье 12 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", судья не подлежит переводу на другую должность или в другой суд без его согласия.

Если судья обратился в квалификационную коллегию судей с заявлением о рекомендации его на вакантную должность, аналогичную занимаемой им, в другой суд того же уровня или в нижестоящий суд, его необходимо проинформировать о наличии иной процедуры назначения на должность судьи, а именно о необходимости обращения в адрес Президента Российской Федерации с заявлением о назначении на должность судьи.

Вопрос 6. В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 22 декабря 2014 г. N 431-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции" в подпункт 8 пункта 6 статьи 5 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" внесены изменения в части представления претендентом на должность судьи справки о доходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера по форме, утверждаемой Президентом Российской Федерации. Возникает вопрос по порядку заполнения формы справки, утвержденной Указом Президента Российской Федерации от 23 июня 2014 г. N 460.

Ответ. При заполнении претендентом на должность судьи формы справки необходимо руководствоваться "Методическими рекомендациями по вопросам представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера и заполнения соответствующей формы справки", разработанными Министерством труда и социальной защиты Российской Федерации (письмо Минтруда России от 13 февраля 2015 г. N 18-0/10/П-762).

Вопрос 7. Может ли квалификационная коллегия судей субъекта Российской Федерации принимать решение о присвоении очередного квалификационного класса судье до истечения срока пребывания судьи в соответствующем квалификационном классе (например: срок пребывания в классе истекает 4 июня, а заседание коллегии назначено на 2 июня)?

Ответ. В соответствии со статьей 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" квалификационные классы судьям присваиваются с соблюдением последовательности присвоения и сроков пребывания в соответствующих квалификационных классах (абзац первый пункта 6); судьи, имеющие квалификационные классы, подлежат квалификационной аттестации после истечения срока пребывания в соответствующем квалификационном классе (абзац первый пункта 7).

В силу абзаца второго пункта 6 статьи 20.2 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" более высокий квалификационный класс без соблюдения последовательности присвоения и срока пребывания в присвоенном квалификационном классе может быть присвоен по представлению Председателя Верховного Суда Российской Федерации судье, внесшему значительный вклад в дело отправления правосудия, имеющему особые заслуги перед судебной системой. Рассмотрение указанного вопроса отнесено к исключительной компетенции Высшей квалификационной коллегии судей Российской Федерации.

Вопрос 8. Может ли квалификационная коллегия судей в соответствии со статьей 7.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" повторно вынести заключение о рекомендации судьи, пребывающего в отставке, к исполнению обязанностей судьи сроком до одного года в случае, если судья, пребывающий в отставке, уже привлечен к исполнению обязанностей судьи сроком до одного года, а срок его привлечения еще не истек?

Ответ. Нормативными правовыми актами какие-либо ограничения не предусмотрены.

Вопрос 9. Какое решение необходимо принять квалификационной коллегии судей, если возбуждено дисциплинарное производство, а срок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности истек?

Ответ. Истечение срока привлечения судьи к дисциплинарной ответственности, предусмотренного пунктом 6 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации", не является основанием для прекращения дисциплинарного производства.

В силу пункта 7 статьи 28 Положения о порядке работы квалификационных коллегий судей по результатам рассмотрения представления председателя суда, либо обращения органа судейского сообщества о привлечении судьи к дисциплинарной ответственности, либо заключения комиссии о наличии в действиях (бездействии) судьи признаков дисциплинарного проступка квалификационная коллегия судей решает вопрос, установлен ли факт совершения судьей дисциплинарного проступка. Решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания не может быть принято в случае, если квалификационная коллегия судей установит истечение сроков, предусмотренных пунктом 6 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации".

Если квалификационная коллегия судей придет к выводу, что факт совершения судьей дисциплинарного проступка установлен, но при этом срок привлечения судьи к дисциплинарной ответственности истек, дисциплинарное взыскание на судью не может быть наложено. В этом случае в резолютивной части решения квалификационная коллегия судей, признав совершение судьей дисциплинарного проступка, указывает, что дисциплинарное взыскание на судью не накладывается в связи с истечением срока привлечения к дисциплинарной ответственности.

Вопрос 10. На какой порядок принятия решения должна ориентироваться квалификационная коллегия судей при выборе дисциплинарного взыскания?

Ответ. При выборе дисциплинарного взыскания, налагаемого на судью, квалификационная коллегия судей не связана мнением, изложенным в представлении (обращении).

Согласно пунктам 1 и 6 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" если квалификационная коллегия судей установит факт совершения судьей дисциплинарного проступка, она принимает решение о наложении на судью дисциплинарного взыскания в виде замечания, предупреждения или досрочного прекращения полномочий судьи, за исключением случаев истечения срока привлечения к дисциплинарной ответственности.

Установление факта совершения дисциплинарного проступка определяется путем открытого голосования.

В соответствии с пунктами 3 - 5 статьи 12.1 Закона Российской Федерации "О статусе судей в Российской Федерации" если коллегия придет к выводу о наличии дисциплинарного проступка, то на нее возлагается обязанность выбора вида дисциплинарного взыскания.

При определении вида дисциплинарного взыскания учитываются характер дисциплинарного проступка, обстоятельства и последствия его совершения, форма вины, личность судьи, совершившего дисциплинарный проступок, и степень нарушения действиями (бездействием) судьи прав и свобод граждан, прав и законных интересов организаций.

Поскольку вопрос о назначении наказания в виде досрочного прекращения полномочий судьи решается исключительно путем тайного голосования, квалификационная коллегия судей вначале проводит тайное голосование с использованием бюллетеней по этому вопросу. Затем, если решение о досрочном прекращении полномочий судьи не принято, члены коллегии голосуют открыто по вопросу наложения на судью дисциплинарного взыскания в виде предупреждения или замечания.