БАНК ДЛЯ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛИ СССР
ПИСЬМО
от 24 августа 1987 г. N 417/28
О ПРИМЕНЕНИИ НАИБОЛЕЕ ВЫГОДНЫХ УСЛОВИЙ И ФОРМ РАСЧЕТОВ ПО
КОНТРАКТАМ С ФИРМАМИ И ОРГАНИЗАЦИЯМИ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ
И РАЗВИВАЮЩИХСЯ СТРАН
В связи с проведением мероприятий по совершенствованию внешнеэкономической деятельности СССР, производственные объединения, предприятия и организации (в дальнейшем именуемые "предприятия"), получившие право выхода на внешний рынок, приступают к осуществлению международных расчетов, в том числе с фирмами и организациями капиталистических и развивающихся стран.
Необходимо отметить, что соблюдение валютных интересов Советской стороны зависит не только от правильного выбора контрагента по внешнеторговой сделке, но и от форм и условий расчетов, предусматриваемых контрактом. Особое значение при проработке платежных условий контрактов необходимо придавать получению надежного банковского обеспечения платежей по советскому экспорту, четкому определению форм и условий проведения расчетов, как по экспорту, так и по импорту.
В целях достижения наиболее благоприятных для Советской стороны условий и форм расчетов, Внешторгбанк СССР подготовил для предприятий рекомендации, которыми необходимо руководствоваться при заключении контрактов по экспорту и импорту товаров и услуг с иностранными организациями и фирмами. В данных рекомендациях обобщен накопленный опыт по практике проведения расчетов внешнеторговых организаций Минвнешторга СССР и ГКЭС СССР.
Основные положения о порядке проведения международных расчетов изложены в инструкции N 1 Внешторгбанка СССР "О порядке совершения банковских операций по международным расчетам" от 25 декабря 1985 года.
РАСЧЕТЫ ПО ЭКСПОРТУ
1. Наиболее выгодный для советского экспортера формой расчетов является безотзывный документарный аккредитив, представляющий собой твердое платежное обязательство банка, его открывшего (банка - эмитента) в пользу экспортера и обособленное от внешнеторгового контракта, на котором он основан.
Аккредитив, при соблюдении всех его условий, обеспечивает (по сравнению с другими формами расчетов) быстрое получение экспортной выручки.
Аккредитив может применяться в качестве обеспечения платежей, как при расчетах на условиях оплаты наличными, так и при расчетах на условиях коммерческого кредита. При расчетах по коммерческому кредиту используются аккредитивы, открытые на акцепт тратт (акцептные аккредитивы), также аккредитивы с отсроченным платежом.
Аккредитивы могут открываться для оплаты поставок, оказанных услуг (включая услуги специалистов), проектных, монтажных и строительных работ.
В расчетах по экспорту с развивающимися странами, в связи с валютно-финансовыми трудностями этих стран, аккредитив является формой расчетов, наиболее полно гарантирующей получение свободно конвертируемой валюты, поскольку в этих странах открытие аккредитива, как правило, невозможно без получения импортером разрешения на перевод валюты платежа за границу. Кроме того, как показывает практика, банки стран, испытывающих валютно-финансовые трудности, прежде всего погашают задолженность по открытым ими аккредитивам.
При применении аккредитивной формы расчетов необходимо руководствоваться "Унифицированными правилами и обычаями для документарных аккредитивов", разработанными и утвержденными Международной торговой палатой (МТП). Поэтому все аккредитивы, открываемые иностранными банками для оплаты советского экспорта, должны содержать указание об их подчинении Унифицированным правилам (в настоящее время действует редакция правил 1983 г., публикация МТП N 400).
2. При заключении контрактов, предусматривающих аккредитивную форму расчетов, необходимо включать в платежные условия контрактов следующие формулировки:
"Платежи за поставленный товар (оказанные услуги) будут производиться с безотзывного документарного аккредитива, открытого (наименование иностранного банка) и авизованного через Внешторгбанк СССР.
Аккредитив должен быть открыт в течение ______________________ (срок от даты контракта) сроком действия _______________________.
Платежи по аккредитиву будут производиться во Внешторгбанке СССР против представления экспортером следующих документов (перечень документов)."
Осуществление платежей по аккредитиву во Внешторгбанке СССР, т.е. назначение Внешторгбанка СССР банком, исполняющим аккредитив, дает возможность требовать от иностранного банка-эмитента, имеющего счет во Внешторгбанке СССР, права дебетования счета, а в случае отсутствия счета, - телеграфного рамбурса или другой ускоренной формы получения платежа.
Если банк - эмитент не имеет счета во Внешторгбанке СССР, необходимо добиваться включения в аккредитив условия о предоставлении Внешторгбанку СССР права телеграфного рамбурса. В этом случае Внешторгбанк СССР относит расходы по затребованию платежей за счет банка - эмитента.
Если Внешторгбанк СССР не имеет счетов банка - эмитента, целесообразно указывать в платежных условиях контракта рамбурсирующий банк, расположенный в стране валюты платежа и являющийся корреспондентом Внешторгбанка СССР.
Не следует назначать банки третьих стран авизующими и / или исполняющими аккредитив банками.
Во всех случаях, когда внешнеторговая фирма, действующая от имени предприятия, не может следовать настоящим рекомендациям, т.е. когда нет возможности добиться предоставления Внешторгбанку СССР права телеграфного рамбурса ввиду того, что импортер ссылается на практику / правила, действующие в стране, необходимо информировать об этом Управление организации международных расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг Внешторгбанка СССР.
Осуществление платежа банком - эмитентом против получения им документов возможно лишь в порядке исключения по аккредитивам на суммы до 25 тыс. рублей (ввиду незначительности суммы).
3. При выборе банка для открытия аккредитива или выставления гарантии в пользу предприятия, необходимо руководствоваться "Списком банков - корреспондентов Внешторгбанка СССР, рекомендуемых для проведения расчетов", рассылаемым Валютным управлением Внешторгбанка СССР.
При небольших сделках могут открываться аккредитивы или выставляться гарантии любыми банками, входящими в "Список иностранных банков - корреспондентов Внешторгбанка СССР".
В отдельных случаях допускается принятие аккредитивов или гарантий банков - некорреспондентов при условии подтверждения таких платежных обязательств одним из банков - корреспондентов Внешторгбанка СССР. Необходимо указывать в платежных условиях контракта подтверждающий банк. Целесообразно, чтобы таким банком являлся банк - корреспондент Внешторгбанка СССР, расположенный в стране валюты платежа. Выбор банков для подтверждения платежных обязательств банков стран, испытывающих валютно-финансовые трудности, необходимо согласовывать в предварительном порядке с Валютным управлением Внешторгбанка СССР.
В случае, если иностранный импортер, с которым заключается крупный долгосрочный контракт, предлагает в качестве обеспечения аккредитивы / гарантии банка, не являющегося банком - корреспондентом Внешторгбанка СССР, необходимо в предварительном порядке информировать Валютное управление Внешторгбанка СССР.
4. Необходимо иметь в виду, что в случае отсутствия в платежных условиях контракта наименования подтверждающего банка (если подтверждение предусмотрено), в качестве такового в аккредитиве банком - корреспондентом может быть указан Внешторгбанк СССР. Подтверждение аккредитива представляет собой твердое обязательство подтверждающего банка в дополнение к обязательству банка - эмитента. Поэтому условие о подтверждении аккредитива Внешторгбанком СССР фактически возлагает на него ответственность за платеж наряду с банком - эмитентом, что для советской стороны нежелательно. В первую очередь это относится к аккредитивам мелких банков и банков с недостаточно прочным финансовым положением, а также банков ряда развивающихся стран, испытывающих валютно-финансовые трудности. В связи с этим принятие предприятием - экспортером таких аккредитивов (равно как и включение в контракты условий о подтверждении аккредитивов иностранных банков Внешторгбанком СССР), должно быть обязательно согласовано в предварительном порядке с Внешторгбанком СССР.
Подтверждение аккредитивов осуществляется Внешторгбанком СССР в индивидуальном порядке с обязательным извещением предприятия, являющегося бенефициаром по аккредитиву.
В отдельных случаях Внешторгбанк СССР может подтверждать аккредитивы крупных банков-корреспондентов (в основном, промышленно развитых капиталистических стран), имеющих устойчивое финансовое положение, с которым накоплен положительный опыт сотрудничества в различных областях банковской деятельности. Такие аккредитивы могут подтверждаться в рамках установленных Внешторгбанком СССР лимитов и правил подтверждения. При этом под правилами подтверждения аккредитивов понимается соблюдение следующих условий:
- в качестве исполняющего банка должен быть указан Внешторгбанк СССР;
- рамбурсные инструкции должны предусматривать представление Внешторгбанку СССР возмещения наиболее быстрым способом. Это значит, что банк - эмитент при открытии аккредитива должен предоставить Внешторгбанку СССР право дебетования своего счета во Внешторгбанке СССР (если таковой имеется), или право телеграфного рамбурса на один из банков - корреспондентов Внешторгбанка СССР, а по первоклассным банкам - корреспондентам, с которыми у Внешторгбанка СССР имеется значительный положительный опыт сотрудничества, - право телеграфного рамбурса на себя сроком дня приема документов Внешторгбанком СССР, или должен перевести предварительное валютное покрытие;
- в случае отгрузки морским путем, полный комплект коносаментов должен представляться во Внешторгбанк СССР. Если требуется направление одного или нескольких оригиналов или полного комплекта коносаментов непосредственно покупателю, минуя банки, коносаменты должны быть выписаны приказу банка - эмитента;
- условия аккредитива должны предусматривать расчеты за наличные, т.е. осуществление платежей против предоставления документов.
В то же время просим иметь в виду, что в соответствии с действующими нормативными документами Внешторгбанка СССР, платежи по документарным аккредитивам производятся банком бенефициарам (предприятиям - экспортерам) только после получения соответствующего возмещения от иностранных банков.
5. В контракты, предусматривающие аккредитивную или инкассовую формы расчетов, необходимо включать условие о направлении всех товарораспорядительных документов только через банки.
Если передача покупателю оригинала товарораспорядительного документа (коносамента) необходима до оплаты товара (в целях избежания простоя судов и оплаты связанных с этим расходов, порчи груза и т.п.) коносамент должен быть выписан приказу банка-эмитента аккредитива или банка - гаранта с тем, чтобы покупатель не мог вступить во владение товаром до его оплаты или выставления им платежного обязательства.
Необходимо иметь в виду, что покупатель может получить товар без представления товарораспорядительного документа под сохранную (трастовую) расписку или банковскую гарантию в пользу перевозчика.
В случае, когда покупателем товара является представитель советской организации (акционерного общества с участием советского капитала) за рубежом, возможна передача ему коносаментов до оплаты товара.
Недопустима передача непосредственно покупателю, минуя банки одного из оригиналов коносамента, выписанного приказу покупателя или на предъявителя, по контактам, предусматривающим инкассовую форму расчетов, если в обеспечение платежей не получена безотзывная и безусловная банковская гарантия с платежом против простого требования предприятия - экспортера.
6. Следует избегать включения в аккредитивы усложненных условий, касающихся качественных и количественных характеристик товара, расчета цены и т.п., а также связанных с ними дополнительных документов. В тех случаях, когда представление таких документов предусмотрено, в контракте и в аккредитиве должно быть специально оговорено, что эти документы будут приниматься банками в том виде, в каком они представлены.
В последнее время в ряде развивающихся стран в законодательном порядке введена проверка импортируемых товаров, осуществляемая фирмами третьих стран до отгрузки товара. Сертификат о такой проверке является обязательным документом для представления по аккредитивам и получения платежа. Товары, экспортируемые из СССР, проверяются Торгово-промышленной палатой СССР в соответствии с соглашением с фирмой, уполномоченной на проверку. На основании такой проверки представительство фирмы выдает необходимые сертификаты. В целом, такая проверка осложняет расчеты, однако, учитывая надежность аккредитивной формы расчетов, решение о согласии на проверку и представление сертификата должно приниматься предприятием - экспортером по согласованию с Торгово-промышленной палатой СССР.
7. По аккредитивам, открытым на часть стоимости товара, необходимо предусмотреть условие о выдаче товарораспорядительных документов покупателю только против выдачи им платежного обязательства на непокрытую аккредитивом часть стоимости товара (выставление банковской гарантии, выписка векселей, акцепт тратт и аваль их банком). С учетом практики, существующей в стране покупателя, целесообразно включать в контракты конкретные сроки акцепта тратт покупателем. В любом случае такой срок не должен превышать 60 дней.
8. Внешнеторговая фирма предприятия должна осуществлять оперативный контроль за соответствием поступающих аккредитивов и гарантий иностранных банков условиям контрактов.
В случае несоответствия условий, необходимо требовать от иностранных покупателей внесения изменений в аккредитивы / гарантии, письменно извещая Внешторгбанк СССР о задержке принятия предприятием - экспортером платежного обязательства иностранного банка до уточнения условий.
9. Внешнеторговые фирмы предприятий должны обеспечить контроль за правильным оформлением документов по экспортным отгрузкам.
При невозможности исправления документов, не соответствующих условиям аккредитива, необходимо связываться с покупателем в целях получения согласия на оплату таких документов по аккредитиву. При отсутствии согласия покупателя, целесообразно направлять документы для оплаты "на базе инкассо" со ссылкой на аккредитив, так как в этом случае документы могут быть оплачены в соответствии с разрешением на перевод валюты за границу / импортной лицензией, полученными при открытии аккредитива.
Особое внимание следует обратить на ускорение представления документов в банк <*>. При отсутствии других указаний, документы по аккредитиву могут быть приняты исполняющим банком не позднее чем через 21 день от даты выдачи транспортного документа. Однако необходимо учитывать, что при отгрузках железнодорожным, автомобильным и авиатранспортом, а также по почте, покупатель вступает во владение товаром в момент его прибытия, и задержки представления документов в этих случаях увеличивают риск неплатежа.
--------------------------------
<*> Для ускорения получения экспортной выручки.
10. При применении инкассовой формы расчетов необходимо руководствоваться "Унифицированными правилами по инкассо", разработанными Международной торговой палатой (в настоящее время действует редакция правил 1978 г., публикация МТП N 322).
11. При использовании инкассо в расчетах на условиях оплаты наличными, необходимо добиваться там, где это возможно, применения инкассо с платежом против телекса (телеграммы Внешторгбанка СССР о выставлении документов на инкассо (телеграфное инкассо).
Телеграфное инкассо целесообразно применять особенно в тех случаях, когда товары отгружаются железной дорогой, автомобильным и авиатранспортом, морем (малый каботаж), а также отправляются по почте.
Дополнительным обеспечением платежей по телеграфному инкассо могут являться банковские платежные гарантии.
12. Необходимо добиваться включения в платежные условия экспортных контрактов, предусматривающих инкассовую форму расчетов, (как при расчетах на условиях оплаты наличными, так и по коммерческому кредиту) положения, предусматривающие выставление обеспечения платежей в виде безотзывной, безусловной банковской гарантии с платежом по простому первому требованию предприятия - бенефициара по гарантии.
В расчетах по инкассо на условиях оплаты наличными обеспечение в виде безусловных банковских гарантий должно быть предусмотрено контрактом, особенно в тех случаях, когда способ транспортировки товара позволяет покупателю получить его до оплаты соответствующих документов.
В расчетах по коммерческому кредиту (независимо от того, обеспечен он векселями / траттами или нет) необходимо использовать безусловные банковские гарантии, покрывающие также проценты за предоставленный кредит.
Безусловные платежные гарантии выставляются банками, как правило, по поручению крупных постоянных клиентов; по таким гарантиям требуется внесение обеспечения; банковская комиссия за выставление безусловных гарантий является наиболее высокой среди документарных операций.
При отсутствии в контракте точного определения вида требуемой гарантии, иностранные покупатели могут представить в качестве обеспечения документарные гарантии. Документарные гарантии являются условными, т.к. платеж по ним связан с оформлением и представлением экспортером импортеру комплекта отгрузочных документов. Обычно банки - гаранты требуют представления документов через банки и выписки товарораспорядительных документов своему приказу.
В связи с отсутствием международного документа, регулирующего операции с платежными гарантиями, в последнее время наметилась тенденция к подчинению документарных платежных гарантий "Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов". Это придает документарным гарантиям противоречивый характер.
В целом, по степени надежности банковского обеспечения платежа, гарантии уступают документарным аккредитивам.
Внешторгбанк СССР, как и другие банки, осуществляет операции с документарными платежными гарантиями аналогично операциям по документарным аккредитивам.
Требования, предъявляемые к качеству оформления документов по документарным гарантиям, аналогичны требованиям для документарных аккредитивов, и за выполнение операций с такими гарантиями применяются ставки комиссии по аккредитивам, которые выше, чем по платежным гарантиям.
Принятие в качестве обеспечения платежей документарной гарантии возможно только по контрактам, по которым ранее расчеты производились по инкассо без какого-либо банковского обеспечения и / или не удалось добиться получения документарного аккредитива или безусловной банковской гарантии с платежом по первому требованию. Кроме гарантий в качестве обеспечения платежей по инкассо могут приниматься резервные аккредитивы типа "стенд-бай", которые подчиняются "Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов". Аккредитивы "стенд-бай" представляют собой обязательство банка, его открывшего, платить или обеспечить платеж против письменного заявления продавца, констатирующего невыполнение плательщиком своих обязательств, с приложением копий коммерческого счета и товарораспорядительных документов. Резервные аккредитивы целесообразно использовать в качестве обеспечения платежей с контрагентами тех стран, банки которых не уполномочены выдавать гарантии (например, США).
13. В тех случаях, когда курс валюты контракта подвержен значительным колебаниям или валюта цены и валюта платежа по контракту не совпадают, необходимо использовать мультивалютные оговорки или оговорки на базе СДР.
При использовании таких оговорок следует четко определить методику расчета платежей по оговорке и зафиксировать ее в условиях контракта. Необходимо добиваться включения условий о пересчете суммы платежа в связи с действием оговорки в аккредитивы и банковские гарантии.
Включение в контракты защитных оговорок, а также тексты этих оговорок, целесообразно в предварительном порядке согласовывать с Валютным управлением Внешторгбанка СССР.
14. Необходимо добиваться оплаты иностранным покупателем всех банковских расходов, связанных с открытием, изменением, пролонгацией и использованием аккредитива / гарантии; всех расходов по инкассо; расходов по акцепту и хранению тратт, гербовых сборов.
В случае, если иностранный покупатель согласен принять на себя оплату указанных расходов только на территории своей страны, сумму комиссии и расходов, взимаемую Внешторгбанком СССР, следует в обязательном порядке учитывать в цене товара.
15. При проведении расчетов с покупателями в странах местонахождения советских банков за границей следует добиваться направления документов на инкассо, как правило, этим банкам.
Исключение могут составлять инкассо, обеспеченные банковскими гарантиями, согласно условиям которых документы должны направляться банкам - гарантам.
РАСЧЕТЫ ПО ИМПОРТУ
1. Наиболее выгодной для советского импортера формой расчетов является инкассо с платежом после получения документов банком импортера.
Инкассо применяется как при расчетах за наличные, так и при расчетах на условиях коммерческого кредита.
Применение инкассовой формы расчетов позволяет обеспечить максимальную экономию валютных ресурсов советской стороны.
При выполнении инкассовых поручений иностранных банков и фирм Внешторгбанк СССР руководствуется содержащимися в них инструкциями и "Унифицированными правилами по инкассо", разработанными Международной торговой палатой.
2. При заключении контрактов следует добиваться осуществления расчетов, главным образом, в форме инкассо с платежом в конкретный срок после получения документов Внешторгбанком СССР.
При этом целесообразно предусматривать осуществление платежа с максимальной отсрочкой с указанием фиксированного количества дней от даты получения Внешторгбанком СССР инкассового поручения от иностранного банка или фирмы.
Как показывает практика, при расчетах на условиях оплаты наличными срок оплаты инкассо может достигать 30 - 45 дней от даты получения Внешторгбанком СССР документов на инкассо, если это не влияет на уровень цены импортируемого товара.
При получении от иностранного продавца информации о невозможности использования инкассовой формы расчетов для оплаты импортируемого товара со ссылкой на практику / правила, действующие в стране, необходимо информировать об этом Управление организации международных расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг Внешторгбанка СССР.
3. При применении инкассовой формы расчетов необходимо осуществлять строгий контроль за своевременным представлением во Внешторгбанк СССР платежных поручений или извещений о причинах неоплаты.
Одинаково недопустимы задержки оплаты инкассо против установленных фиксированных сроков и случаи досрочной оплаты инкассо (до истечения предусмотренного контрактом срока, например, 30 дней от даты получения документов Внешторгбанка СССР).
Все платежные поручения Внешторгбанку СССР, относящиеся к оплате инкассо, должны содержать четкую ссылку на номер инкассового поручения и номер гарантии.
4. При проведении окончательного расчета за товар, оплаченный на условиях инкассо, целесообразно предусматривать окончательный расчет банковским переводом, а в случаях, когда это не представляется возможным, - предусматривать выставление отдельного инкассо на сумму окончательного платежа.
5. Следует добиваться от иностранных продавцов включения в инкассовые поручения инструкций о возможности осуществления покупателем удержаний из суммы инкассо, предусмотренных условиями контрактов (конвенциональные штрафы, расходы по страхованию и другие расходы).
6. При заключении контрактов с расчетами на условиях платежа наличными в форме инкассо следует иметь в виду, что выдача гарантий по таким операциям нецелесообразна и Внешторгбанк СССР выдает банковские гарантии в обеспечение наличных платежей только в отдельных случаях после тщательного рассмотрения в каждом конкретном случае.
7. При заключении контрактов на условиях коммерческого кредита нецелесообразно включать в платежные условия контракта положения о гарантировании платежей Внешторгбанком СССР. Вопрос о предоставлении гарантии Внешторгбанка СССР может быть решен в ходе переговоров по конкретным контрактам. В этом случае необходимо добиваться принятия иностранным продавцом типовых форм гарантий Внешторгбанка СССР.
Одновременно целесообразно ограничивать гарантии, представляемые Советской стороной, гарантией Внешторгбанка СССР, обеспечивающей оплату векселей / акцептованных тратт. В качестве места платежа по векселям следует указывать Внешторгбанк СССР, Москва.
Выдача Внешторгбанком СССР платежной гарантии по контракту, на иных условиях может предусматриваться только по согласованию с Внешторгбанком СССР.
8. Следует учесть недопустимость какой-либо задержки оплаты векселей / тратт, гарантированных Внешторгбанком СССР.
9. При закупке на условиях коммерческого кредита комплектного оборудования целесообразно предусматривать в контракте, что погашение полученного кредита начнется через определенный период после завершения поставки комплектного оборудования.
10. Необходимо учитывать, что Внешторгбанк СССР открывает аккредитивы для оплаты импортируемых товаров, как правило, при расчетах на условиях платежа наличными.
При заключении импортных контрактов, предусматривающих проведение расчетов по аккредитивам, необходимо добиваться включения в платежные условия контрактов следующих формулировок:
"Платежи за поставленный товар будут производиться с безотзывного аккредитива, открытого Внешторгбанком СССР и авизованного банком (по выбору Внешторгбанка СССР).
Аккредитив должен быть открыт в течение (срок от даты контракта) сроком действия _______________________.
Платежи по аккредитиву будут производиться Внешторгбанком СССР против представления экспортером следующих документов (перечень документов)."
Все аккредитивы, открываемые Внешторгбанком СССР, подчиняются "Унифицированным правилам и обычаям для документарных аккредитивов", разработанным Международной торговой палатой.
Необходимо оговаривать право выбора авизующего банка Внешторгбанком СССР с тем, чтобы в расчетах использовать банки, предоставляющие Внешторгбанку СССР кредиты или какие-либо льготные условия.
В случае, если иностранный продавец не будет соглашаться предоставить право выбора авизующего банка Внешторгбанку СССР, выбор банка следует согласовывать при заключении контракта в каждом конкретном случае с Валютным управлением Внешторгбанка СССР, а в случае невозможности такого согласования, предусматривать банки, указанные в "Списке банков - корреспондентов Внешторгбанка СССР, рекомендуемых для проведения расчетов".
По контрактам на сумму свыше 3 млн. рублей наименование авизующего банка должно быть в обязательном порядке согласовано с Внешторгбанком СССР.
11. При проведении расчетов по импорту предприятия могут применять аккредитивную форму расчетов вместо инкассовой в случае проведения расчетов через советские банки за границей.
12. В случае, если иностранный продавец настаивает на исполнении аккредитива, открытого Внешторгбанком СССР, иностранным банком (т.е. на платеже по аккредитиву за границей), предприятию необходимо, по согласованию с Валютным управлением Внешторгбанка СССР, рекомендовать продавцу один из банков, включенных в "Список банков - корреспондентов Внешторгбанка СССР, рекомендуемых для проведения расчетов".
13. При проведении расчетов по аккредитивам с продавцами стран местонахождения советских банков за границей следует добиваться назначения авизующим / исполняющим аккредитив банком соответствующего советского банка.
14. Не допускать включения в контракты условия о подтверждении иностранными банками аккредитивов, открываемых Внешторгбанком СССР.
При получении от иностранного продавца информации о необходимости подтверждения иностранным банком аккредитива, открытого Внешторгбанком СССР, в соответствии с действующими в стране правилами или в связи со спецификой товара, следует информировать об этом Управление организации международных расчетов по экспорту и импорту товаров и услуг Внешторгбанка СССР.
15. Следует не допускать принятия предприятием на себя расходов по продлению и изменению аккредитивов в случае нарушения иностранным продавцом контрактных сроков поставки или других условий контрактов.
16. Следует избегать случаев длительного неиспользования импортных аккредитивов, приводящих к замедлению оборачиваемости кредитных средств и к нецелесообразному депонированию валютных средств на счетах Внешторгбанка СССР в иностранных банках.
17. Целесообразно оговаривать в контрактах открытие аккредитивов только на сумму платежа, производимого при отгрузке товара (если это не противоречит правилам, действующим в стране продавца).
Одновременно необходимо добиваться проведения окончательных расчетов банковскими переводами после количественной и качественной приемки товара, обусловленной контрактом.
18. При заключении импортных контрактов следует предусматривать отнесение всех банковских расходов по аккредитивам и инкассо за счет иностранного продавца.
В случае, если иностранный продавец согласен принять на себя оплату комиссии и расходов только на территории своей страны, возможная сумма расходов, взимаемых Внешторгбанком СССР, должна быть в обязательном порядке учтена в цене товара.
При применении настоящих рекомендаций необходимо также учитывать положения действующих межправительственных торговых и платежных соглашений.
В Приложении имеются данные о формах расчетов и банковском обеспечении платежей по советскому экспорту в капиталистические и развивающиеся страны.
Заместитель Председателя Правления
Банка для внешней торговли СССР
В.А.ДРОВОСЕКОВ
СПИСОК
СОВЕТСКИХ БАНКОВСКИХ УЧРЕЖДЕНИЙ ЗА ГРАНИЦЕЙ
MOSCOW NARODNY BANK LTD, 31 King William Street, LONDON (MNB) London, EC4P4JS MOSCOW NARODNY BANK LTD, Branch, SINGAPORE Moscow Narodny Bank Building, 50 Robinson Road, Box 3883, Singapore 0106 BANQUE COMMERCIALE POUR 79-81 Boulevard Haussman L' EUROPE DU NORD, PARIS 75382 Paris Cedex (EUROBANK) BANK FUR AUSSENHANDEL DER Schuetzengasse 1, UDSSR, Filiale, ZURICH 8023 Zurich, Postfach 6039 DONAU BANK AG., WIEN A-1010 Wien, Parkring 6, Postfach: 1451 А-1011 Wien OST-WEST HANDELSBANK AG., Stephanstrasse 1, FRANKFURT AM MAIN Frankfurt am Main, EAST-WEST UNITED BANK S.A., Postfach 101732 LUXEMBOURG 10, Boulevard Joseph II Luxembourg, P.O. Box 34 (Luxembourg), L-2010 Luxembourg, Grand Duchy of Luxembourg
ДАННЫЕ О ФОРМАХ РАСЧЕТОВ И БАНКОВСКОМ
ОБЕСПЕЧЕНИИ ПЛАТЕЖЕЙ ПО СОВЕТСКОМУ ЭКСПОРТУ
В КАПИТАЛИСТИЧЕСКИЕ И РАЗВИВАЮЩИЕСЯ СТРАНЫ.
───────────┬──────────────────────┬──────────────────────────────┬ │ Доля форм расчетов │ Средние задержки │ │ в экспортных │ платежей против условных │ │ поступлениях (в %) │ сроков, устанавливаемых │ │ │ Внешторгбанком │ Страны ├──────┬───────┬───────┼──────┬───────────┬───────────┼ │аккре-│инкассо│перевод│аккре-│ инкассо │ инкассо │ │дитив │ │ │дитив │ с банк. │ без обес- │ │ │ │ │ │ гарантией │ печения │ ───────────┼──────┼───────┼───────┼──────┼───────────┼───────────┼ 1 │ 2 │ 3 │ 4 │ 5 │ 6 │ 7 │ ───────────┴──────┴───────┴───────┴──────┴───────────┴───────────┼ │ Капиталистические страны │ │ ───────────┬──────┬───────┬───────┬──────┬───────────┬───────────┼ Австрия │ 4,2 │ 88,9 │ 6,8 │ - │ - │ до 1 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Англия │ 11,9 │ 75,6 │ 12,5 │ - │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ Бельгия │ 1,5 │ 78,4 │ 20,1 │ - │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ Голландия │ 36,6 │ 23,3 │ 40,1 │ - │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ Греция │ 90,5 │ 3,5 │ 6,0 │ - │ - │ до 1 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Исландия │ 7,8 │ 91,4 │ 0,8 │ - │ - │ до 20 дней│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Испания │ 32,1 │ 61,1 │ 6,8 │ - │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ Италия │ 4,1 │ 92,2 │ 3,7 │ - │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Канада │ 48,8 │ 3,8 │ 47,4 │ - │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Португалия │ 96,9 │ 1,5 │ 1,6 │ - │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ США │ 8,2 │ 58,8 │ 33,0 │ - │ - │до 1,5 мес.│ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Финляндия │ - │ 94,4 │ 5,6 │ - │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ Франция │ 7,4 │ 88,5 │ 4,1 │ - │ - │ - │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ФРГ │ 4,3 │ 84,1 │ 11,6 │ - │ - │ - │ Швейцария │ 5,4 │ 84,2 │ 10,4 │ │ │до 14 дней │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Швеция │ 7,6 │ 84,9 │ 7,5 │ - │ - │до 14 дней │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Япония │ 75,7 │ 14,9 │ 9,4 │ - │ - │ - │ ───────────┴──────┴───────┴───────┴──────┴───────────┴───────────┼ │ Развивающиеся страны │ │ ───────────┬──────┬───────┬───────┬──────┬───────────────────────┼ Алжир │ 23,5 │ 18,2 │ 58,3 │ - │ - до 3 мес. │ │ │ │ │ │ и более │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Ангола │ 57,6 │ 1,1 │ 41,3 │ - │ + от 6 до 43 │ │ │ │ │ │ мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Аргентина │ 25,0 │ 14,7 │ 60,3 │ - │ + по текущим │ │ │ │ │ │ операциям - │ │ │ │ │ │ около 6 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ АРЕ │ 99,0 │ 0,3 │ 0,7 │ - │ + по текущим │ │ │ │ │ │ операциям - │ │ │ │ │ │ около 3 мес. │ │ │ │ │ │ │ Афганистан │ 78,4 │ 8,7 │ 12,9 │ - │ - - │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Бангладеш │ 58,3 │ 36,1 │ 5,6 │ - │ + по текущим │ │ │ │ │ │ операциям - │ │ │ │ │ │ около 3 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Боливия │ - │ 86,2 │ 13,8 │ - │ + около 12 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Бразилия │ 0,1 │ 98,6 │ 1,3 │ - │ + около 3 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Гвинея │ 98,4 │ - │ 1,6 │ до 6 │ │ │ │ │ │ мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Гонконг │ 79,5 │ 3,7 │ 16,8 │ - │ - - │ │ │ │ │ │ │ Замбия │- │- │100,0 │ - │ + около 8 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Индия │ 88,8 │ 4,0 │ 7,2 │ до 1 │ до 2 мес. более │ │ │ │ │ мес. │ 2 мес. │ │ │ │ │ │ │ Иордания │ 86,7 │ 1,4 │ 11,9 │ - │ + более 3 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Ирак │ 70,2 │ 2,7 │ 27,1 │ до 10│ + около 6 мес. │ │ │ │ │ дней │ │ │ │ │ │ │ │ Иран │ 91,4 │ 0,1 │ 8,5 │ - │ + около 4 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ ЙАР │ 47,8 │ 30,8 │ 21,4 │ - │ - - │ │ │ │ │ │ │ Кипр │ 89,6 │ 1,4 │ 9,0 │ - │ + около 2 мес. │ │ │ │ │ │ │ Колумбия │ 63,6 │ 23,3 │ 13,1 │ - │ + около 2 мес. │ │ │ │ │ │ │ Кувейт │ 5,6 │ 2,3 │ 92,1 │ - │ - до 120 дней │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Ливия │ 25,7 │ - │ 74,3 │ до 7 │ + около 8 мес. │ │ │ │ │ дней │ │ │ │ │ │ │ │ Мадагаскар │- │ 0,2 │ 99,8 │ - │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Марокко │ 99,2 │ 0,3 │ 0,5 │ - │ + около 4 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Мексика │ 17,3 │ 80,2 │ 2,5 │ - │ + около 4 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Мозамбик │ 1,1 │ 49,6 │ 49,3 │ │ + около 3 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ НДРЙ │ 68,4 │ 1,1 │ 30,5 │ - │ до 4 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Никарагуа │ 99,5 │ - │ 0,5 │ - │ + до 59 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Нигерия │ - │ 58,2 │ 41,8 │ │ + до 20 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Панама │ 86,0 │ 1,2 │ 12,8 │ - │ информация │ │ │ │ │ │ отсутствует │ │ │ │ │ │ │ Пакистан │ 61,3 │ 18,6 │ 20,1 │ - │ + до 3 мес. │ │ │ │ │ │ │ Перу │ 39,2 │ 39,5 │ 21,3 │ - │ + 3 мес и более │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Сирия │ 50,9 │ 1,0 │ 48,1 │ - │ до 2 более 5 мес. │ │ │ │ │ │ лет + более 8 мес. │ │ │ │ │ │/СКВ/ │ │ │ │ │ │ │ Мали │ 39,4 │ - │ 60,6 │ - │все старые платежи │ │ │ │ │ │задержаны. Новых │ │ │ │ │ │ операций нет. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Сингапур │ 34,6 │ 16,0 │ 49,4 │ - │ - - │ │ │ │ │ │ + до 2 мес. │ │ │ │ │ │ │ Судан │ 99,4 │ - │ 0,6 │ - │ все старые платежи │ │ │ │ │ │ просрочены. Новых │ │ │ │ │ │ операций нет. │ Таиланд │ 37,6 │ 7,8 │ 54,6 │ - │ + более 3 мес. │ │ │ │ │ │ │ Тунис │ 86,9 │ 5,0 │ 8,1 │ - │ + около 3 мес. │ │ │ │ │ │ │ Турция │ 74,3 │ 12,1 │ 13,6 │ - │ + более 3 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Шри Ланка │ 85,0 │ 15,0 │ - │ - │ + около 4 мес. │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ │ Эфиопия │ 86,9 │ 12,2 │ 0,9 │ - │ + до 56 мес. │ │ │ │ │ │ │ ───────────┴──────┴───────┴───────┴──────┴───────────────────────┴ ────────────────────────────┐ │ │ Рекомендации по │ совершенствованию форм │ обеспечения платежей │ │ │ │ ────────────────────────────┤ 8 │ ────────────────────────────┤ │ │ │ Обеспечение инкассо │ гарантиями или аккредитив. │ │ -"- │ │ -"- │ │ -"- │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ │ Аккредитив - во Внеш- │ торгбанке ведутся счета. │ │ -"- │ │ Избегать документарных │ гарантий, использовать │ аккредитив. │ │ │ │ │ Аккредитив - во Внеш- │ торгбанке ведутся счета. │ │ Замена инкассо аккредитивом│ (гарантии не применяются).│ │ │ │ Избегать документарных │ гарантий, использовать │ аккредитив │ │ -"- │ Избегать документарных │ гарантий. Использовать │ аккредитив. │ │ При задержках - обеспечение│ инкассо гарантиями или │ аккредитив. │ Аккредитив - во Внеш- │ торгбанке ведутся счета. │ │ │ │ │ Максимальное использование │ аккредитива. По гарантиям │ возможны задержки. │ │ │ Максимальное использование │ аккредитива (по │ возможности, с покрытием). │ │ Банковское обеспечение: │ аккредитивы, авали. │ Во Внешторгбанке ведется │ счет Центр. Банка Аргентины│ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ Расчеты по клирингу. │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ Расчеты по клирингу. │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ Расчеты по бартерным │ счетам. │ │ Получение банковского │ обеспечения "третьих" │ стран. │ │ Банковское обеспечение │ всех видов платежей. │ │ │ Аккредитивы с предва- │ рительным покрытием; │ товарообменные операции. │ │ │ │ │ Аккредитивы с предва- │ рительным покрытием; │ подтверждение обязательств │ банками "третьих" стран. │ │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ │ Только аккредитивная │ форма расчетов. │ │ Только аккредитивная │ форма расчетов. │ │ Только аккредитивная │ форма расчетов /клиринг/. │ │ │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ - " - │ │ Расширить применение │ аккредитивов. │ │ Только аккредитивная │ форма расчетов. │ │ Аккредитивы с предва- │ рительным покрытием; │ │ Только аккредитивная │ форма расчетов. │ │ Получение банковского │ обеспечения "третьих" │ стран; расширение │ использования аккредитивов.│ │ │ Аккредитивы с предва- │ рительным покрытием; │ товарообменные операции. │ │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ │ Максимальное использование │ аккредитива │ (по возможности, с │ покрытием). │ │ Только аккредитивная │ форма расчетов. Инкассо │ практически не применяется.│ │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ │ - " - │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ В счет авалей платежи │ поступают с задержками. │ │ Только аккредитивная │ форма расчетов. │ Расчеты по клирингу. │ │ Получение банковского │ обеспечения "третьих" │ стран. Аккредитивы с │ предварительным │ покрытием. │ │ Расширить использование │ аккредитивов. │ │ Аккредитивы с предвари- │ тельным покрытием. │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ - " - │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ Гарантии не обеспечивают │ получения СКВ. │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ │ Максимальное использование │ аккредитива. │ ────────────────────────────┘
Пояснения к таблице.
1. Доля форм расчетов в экспортных поступлениях дается по данным Внешторгбанка СССР за 9 месяцев 1985 г.
2. Средние сроки задержек платежей даются по данным Внешторгбанка СССР за 1985 г., а также по западным источникам за 1984 - 1985 г. г. (сроки задержек платежей в пользу экспортеров капиталистических стран отмечены знаком "+").
3. Под обеспечением инкассо банковскими гарантиями понимается как обеспечение платежа в виде банковской гарантии, так и вексельного поручительства (аваля).
4. Данными о задержках платежей в форме банковских переводов Внешторгбанк СССР не располагает.
5. Данные не включают задолженность, возникшую по политическим причинам, (АРЕ, Судан), а также платежи, погашение которых отсрочено.
6. Необходимо учитывать, что данные о задержках платежей даны по отношению к условным контрольным срокам получения экспортной выручки, устанавливаемым Внешторгбанком СССР при отсылке документов за границу и затребовании платежа. По аккредитивам банков, имеющим счета во Внешторгбанке СССР, платежи, как правило, производятся против представления документов внешнеторговой организацией. Таким образом, по сравнению с инкассо, расчеты по таким аккредитивам ускоряют получение экспортной выручки минимум на 7 - 20 дней.
7. Швейцария. Необходимость расширения использования аккредитивов и безусловных банковских гарантий связана с тем, что швейцарские банки в большинстве случаев выполняют поручения фирм третьих стран.
8. Нигерия. Используется только аккредитивная форма расчетов. Значительная доля инкассо в экспортных поступлениях объясняется платежами за оборудование, поставляемое для мет. комбината в г. Аджаокута. Платежи производятся против тратт, акцептованных нигерийской стороной до начала поставок.
9. Платежные обязательства банков таких стран как Бенин,
Гана, Гвинея, Замбия, Кения, Конго, Нигерия, Марокко, Мексика, Панама, Перу, Танзания, Тунис, Уругвай, Уганда, Шри Ланка не могут рассматриваться в качестве надежного обеспечения платежей, учитывая валютно-финансовые трудности перечисленных стран. По аккредитивам банков этих стран следует добиваться перевода предварительного валютного покрытия или подтверждения аккредитивов банками третьих стран. Подтверждающий банк следует согласовывать с Внешторгбанком СССР.