ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 июня 2009 г. N ВКПИ09-75

И. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором просил признать недействующими абзацы 2 и 3 пункта 37 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция) в части наличия у начальника гарнизона права принимать решение о распределении жилых помещений между военнослужащими воинской части в случаях разногласий между командиром и жилищной комиссией ввиду противоречия этого положения Жилищному кодексу Российской Федерации (далее - ЖК РФ), а также отсутствия у Министра обороны Российской Федерации полномочий регулировать спорные правоотношения.

Военная коллегия нашла, что заявление не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти вправе издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных ЖК РФ, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 7 и 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, оно осуществляет самостоятельно правовое регулирование в установленной сфере деятельности и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты по вопросам, отнесенным к его компетенции, а также осуществляет управление и распоряжение жилищным фондом, закрепленным за Минобороны России.

Изложенное указывает на наличие у Министра обороны Российской Федерации права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за этим ведомством.

Вышеуказанное право издания нормативных правовых актов Министром обороны Российской Федерации реализовано путем утверждения Приказом от 15 февраля 2000 года N 80 Инструкции.

В соответствии с пунктом 35 Инструкции распределение жилых помещений военнослужащим, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях (улучшении жилищных условий), возложено на жилищные комиссии, которые создаются в гарнизонах и воинских частях в соответствии с Примерным положением о жилищных комиссиях.

Согласно Примерному положению о жилищных комиссиях, утвержденному Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, руководство деятельностью жилищных комиссий осуществляется в гарнизонах начальниками гарнизонов, в воинских частях - командирами воинских частей.

В соответствии с частью 1 статьи 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности, исходя из времени принятия таких граждан на учет.

Согласно абзацу 2 пункта 37 Инструкции распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части и оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами представляется на утверждение начальнику гарнизона.

Содержание оспариваемой нормы Инструкции во взаимосвязи с вышеназванными положениями ЖК РФ и нормативных правовых актов показывает, что установление Министром обороны Российской Федерации указанного порядка распределения военнослужащим, нуждающимся в улучшении жилищных условий, жилого помещения отнесено к его компетенции, не противоречит ЖК РФ и не нарушает прав военнослужащих.

Не противоречит действующему законодательству и возложение на командира воинской части обязанности по руководству деятельностью жилищной комиссии.

Более того, закрепив в абзаце 3 пункта 37 Инструкции положение о принятии начальником гарнизона решения о распределении жилых помещений между военнослужащими воинской части в случаях разногласий между командиром и жилищной комиссией, Министр обороны установил дополнительную гарантию соблюдения жилищных прав военнослужащих. Названное разъяснение также дано в рамках предоставленных Министру обороны полномочий и не противоречит ЖК РФ.