ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

РЕШЕНИЕ
от 11 февраля 2009 г. N ВКПИ08-96

(Извлечение)

А. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением о признании п. 2 и абз. 2 п. 25 "Положения об особенностях поступления на военную службу по контракту в войска гражданской обороны граждан РФ и прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) войск гражданской обороны", утвержденного Приказом Министра РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий от 3 декабря 2001 г. N 510 (далее - Положение), незаконными и недействующими с момента издания.

Военная коллегия отказала в удовлетворении заявления по следующим основаниям.

В соответствии с п. 1 ст. 3 ФЗ "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ для военнослужащих устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.

Порядок прохождения гражданами военной службы регламентирован "Положением о порядке прохождения военной службы", утвержденным Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237.

Согласно ст. 11 этого Положения руководитель федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, назначает военнослужащих на воинские должности, для которых штатом предусмотрены воинские звания полковника, капитана 1 ранга.

П. 3 названной статьи на руководителя федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба, возложена обязанность по установлению должностных лиц, компетентных назначать военнослужащих на другие воинские должности, за исключением тех, для которых штатом предусмотрены воинские звания высших офицеров.

Кроме того, данному руководителю вменено в обязанность определять перечень должностных лиц, имеющих право издавать Приказы по личному составу.

Во исполнение данных требований Президента РФ Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий 3 декабря 2001 г. издан Приказ N 510, которым утверждено "Положение об особенностях поступления на военную службу по контракту в войска гражданской обороны граждан РФ и прохождения военной службы офицерами и прапорщиками (мичманами) войск гражданской обороны".

Данный Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 25 декабря 2001 г. и официально опубликован.

Согласно п. 2. Положение определяет особенности заключения контрактов о прохождении военной службы гражданами РФ, офицерами и прапорщиками (мичманами) войск гражданской обороны с МЧС России, назначения на воинские должности, присвоения воинских званий и увольнения военнослужащих с военной службы.

А. в заявлении правильно указывает, что в соответствии с пп. "к" п. 10 ст. 11 "Положения о порядке прохождения военной службы" особенности назначения на воинские должности и освобождения от них солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву, определяются руководителем соответствующего федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Однако это обстоятельство не исключает право названных руководителей издавать нормативные акты, регулирующие отдельные вопросы прохождения военной службы другими категориями военнослужащих, исходя из задач, выполняемых возглавляемыми ими федеральными органами исполнительной власти.

Вопреки утверждению А., употребление в данном Приказе МЧС России термина "особенности" не свидетельствует о его незаконности и нарушении прав заявителя, поскольку в нем не устанавливаются какие-либо права и обязанности, а лишь раскрывается общее содержание Приказа, которым конкретизируется установленный Указом Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 порядок прохождения военной службы, применительно к офицерам и прапорщикам (мичманам) войск гражданской обороны МЧС России.

Не могут быть признаны обоснованными и доводы заявителя о противоречии Закону абз. 2 п. 25 оспариваемого Положения. Данной правовой нормой установлено, что назначение на воинскую должность военнослужащего, у которого в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями изменилось наименование занимаемой им воинской должности, ее штатная категория, тарифный разряд либо военно-учетная специальность, оформляется Приказом по личному составу соответствующего командира (начальника), имеющего право назначения на указанную воинскую должность.

В соответствии с под. "з" п. 10 и п. 15 ст. 11 "Положения о порядке прохождения военной службы" в связи с организационно-штатными мероприятиями военнослужащий может быть назначен на равную воинскую должность Приказом должностного лица в пределах предоставленного ему права назначения на воинские должности.

Кроме того, п. 21 ст. 11 данного Положения установлено, что форма и содержание документов, касающихся назначения военнослужащего на воинскую должность, освобождения от воинской должности и зачисления в распоряжение командира (начальника), а также порядок их оформления и представления устанавливаются руководителем федерального органа исполнительной власти, в котором предусмотрена военная служба.

Таким образом, как оспариваемый заявителем абз. 2 п. 25 Положения, так и приведенные нормы Указа Президента РФ от 16 сентября 1999 г. N 1237 содержат требование о необходимости издания Приказа при назначении военнослужащего на воинскую должность, в том числе в связи с проводимыми организационно-штатными мероприятиями.