ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 26 июня 2008 г. N ВКПИ08-39
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре лейтенанте юстиции Казаке В.А., с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателии В.И., представителя Министра обороны Российской Федерации лейтенанта юстиции Чебурашкина А.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Егоровой Татьяны Анатольевны о признании незаконным абзаца 2 пункта 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации (далее - Инструкция), утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, в части установления нормы о том, что гражданский персонал, проживающий в домах, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, данное министерство обеспечивает жилыми помещениями только в случае, если эти дома подлежат сносу,
установила:
Егорова Т.А. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с названным заявлением, в котором просила признать незаконным вышеприведенное положение нормативного правового акта как противоречащее части 5 статьи 5 Жилищного кодекса Российской Федерации и нарушающее ее право, гарантированное частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации.
В обоснование она указала, что на протяжении около 15 лет работает в войсковой части 68538 и относится к числу гражданского персонала. В 2007 году она обратилась к командиру и председателю жилищной комиссии указанной войсковой части с заявлением о предоставлении жилого помещения, ссылаясь на то, что проживает в общежитии, закрепленном за Министерством обороны Российской Федерации. В удовлетворении заявления Егоровой Т.А. было отказано, что явилось для нее поводом обратиться с исковым заявлением в суд.
Вступившим в законную силу решением Козельского районного суда Калужской области от 15 октября 2007 года в удовлетворении ее исковых требований отказано. В решении, среди прочего, суд указал, что согласно пункту 43 Инструкции предоставление жилых помещений гражданскому персоналу осуществляется в соответствии с жилищным законодательством. Граждане, имеющие трудовые отношения с Министерством обороны Российской Федерации, но проживающих в жилых помещениях, закрепленных за этим министерством, в домах, подлежащих сносу, обеспечиваются жилыми помещениями этим министерством. При этом суд констатировал, что документов, подтверждающих, что здание общежития, в котором проживает Егорова Т.А., подлежит сносу, истцом не представлено.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо, в частности, от места жительства и других обстоятельств.
Согласно части 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
Между тем, по мнению Егоровой Т.А., оспариваемая норма Инструкции нарушает ее права, гарантированные названным положением Конституции Российской Федерации, так как нарушает равенство прав лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации, ставя в зависимость от места жительства. Кроме того, вопреки приведенному требованию ЖК РФ, отметила она, Министерство обороны Российской Федерации в абзаце 2 пункта 43 Инструкции установило дополнительные условия к порядку предоставления жилых помещений гражданскому персоналу.
Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания Егорова Т.А. и ее представитель - Борисов В.Г. в суд не явились и просили рассмотреть заявление без их участия.
Представитель Министра обороны Российской Федерации Чебурашкин А.Н. возражал против требований Егоровой Т.А., полагая, что оспариваемое положение Инструкции ее прав не нарушает и действующему законодательству не противоречит.
Выслушав объяснения представителя Министра обороны Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Багателии В.И., считавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия находит требования Егоровой Т.А. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В силу части 5 статьи 5 ЖК РФ федеральные органы исполнительной власти могут издавать нормативные правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в случаях и в пределах, предусмотренных данным кодексом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, постановлениями Правительства Российской Федерации.
При этом в соответствии с пунктом 6 статьи 12 ЖК РФ определение порядка предоставления жилых помещений жилищного фонда Российской Федерации гражданам, которые нуждаются в жилых помещениях и категории которых установлены федеральным законом, указами Президента Российской Федерации, также относится к компетенции органов государственной власти Российской Федерации.
Согласно пункту 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082, Минобороны России является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции.
Таким образом, Министр обороны Российской Федерации вправе издавать правовые акты, содержащие нормы, регулирующие жилищные отношения, в том числе порядок предоставления жилья, относящегося к жилищному фонду Российской Федерации, закрепленному за этим федеральным органом исполнительной власти.
Положением пункта 2 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, предусмотрено, что нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти, в частности, в виде приказов.
15 февраля 2000 года Министр обороны Российской Федерации издал Приказ N 80, которым утвердил Инструкцию о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации. Этот Приказ опубликован в Российской газете от 19 октября 2000 года N 202.
Следовательно, указанный нормативный правовой акт издан руководителем федерального органа исполнительной власти в пределах его полномочий, в установленной для такого акта форме и официально опубликован для всеобщего сведения.
В соответствии с частью 2 статьи 19 Конституции Российской Федерации государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.
В то же время дифференциация правового регулирования, в том числе в сфере социальной защиты, приводящая к различиям в правах и обязанностях субъектов права, допустима, если ее критерии объективно оправданы, обоснованы и преследуют конституционно значимые цели, а используемые для достижения этих целей правовые средства соразмерны им.
Исходя из части 1 статьи 37 и статьи 59 Конституции Российской Федерации в ее взаимосвязи с частью 4 статьи 32, пунктом "м" статьи 71, пунктом "б" части 1 статьи 72 и пунктами "д", "е" статьи 114, военная служба, посредством прохождения которой граждане реализуют свое право на труд, представляет собой особый вид государственной службы, непосредственно связанной с обеспечением обороны страны и безопасности государства, и, следовательно, осуществляемой в публичных интересах, а лица, несущие такого рода службу, выполняют конституционно значимые функции. Этим, а также характером военной службы, предусматривающей выполнение специфических задач, которые сопряжены с опасностью для жизни и здоровья, а также с иными специфическими условиями прохождения службы, обуславливается правовой статус военнослужащих, выражающийся, в частности, в порядке обеспечения их жильем на основе специального законодательства и по специальным правилам.
К числу указанных специальных законов относится Федеральный закон от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", которым установлены основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, в том числе реализации ими права на жилище (в частности, статья 15).
Из преамбулы Приказа Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80 усматривается, что утвержденная пунктом 1 этого Приказа Инструкция издана в целях реализации установленных законодательством Российской Федерации социальных прав и гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Таким образом, оспариваемая Инструкция, исходя из целей ее издания, вопреки утверждению Егоровой Т.А., не являющейся военнослужащей, о нарушении ее прав не свидетельствует, а доводы об обратном в силу вышеизложенного представляются беспредметными.
Положением абзаца 2 пункта 43 указанной Инструкции определено, что обеспечение жилыми помещениями граждан, не имеющих трудовых отношений с Минобороны России, но проживающих в жилых помещениях, закрепленных за Минобороны России, в домах, подлежащих сносу, производится в установленном порядке. Другие граждане, проживающие в указанных домах, обеспечиваются жилыми помещениями Минобороны России.
Из абзаца 1 этого же пункта Инструкции в то же время усматривается, что предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации осуществляется в соответствии с жилищным законодательством.
Из этого следует, что жилые помещения такому гражданскому персоналу предоставляются в порядке, предусмотренном ЖК РФ, принятых в соответствии с этим кодексом других федеральных законов, а также изданных в соответствии с ними указов Президента Российской Федерации, постановлений Правительства Российской Федерации, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, принятых законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, нормативных правовых актов органов местного самоуправления (часть 2 статьи 5 ЖК РФ).
Оспариваемое положение Инструкции - в части, гарантирующей предоставление другим гражданам, и, в частности, гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации, жилые помещения от Минобороны России в том случае, если занимаемые ими помещения, закрепленные за этим министерством, находятся в домах, подлежащих сносу, - является дополнительной гарантией реализации жилищных прав таких граждан, в том числе и предусмотренного частью 1 статьи 40 Конституции Российской Федерации о недопустимости произвольного лишения жилища.
Из представленных же с заявлением материалов видно, что Егорова Т.А. проживает в общежитии и данных о том, что таковое подлежит сносу, не имеется.
Учитывая изложенное, Военная коллегия приходит к выводу о том, что абзац 2 пункта 43 Инструкции прав Егоровой Т.А. не нарушает, поскольку каких-либо ограничений по вопросам предоставления жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил Российской Федерации не содержит.
Руководствуясь статьями 194 - 199, частью 2 статьи 252 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
в удовлетворении заявления Егоровой Татьяны Анатольевны о признании незаконным абзаца 2 пункта 43 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 года N 80, в части установления нормы о том, что гражданский персонал, проживающий в домах, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации, данное министерство обеспечивает жилыми помещениями только в случае, если эти дома подлежат сносу, отказать.
На решение может быть подана кассационная жалоба в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН