ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 20 июня 2007 г. N ВКПИ07-42

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Шалякина А.С., при секретаре капитане юстиции Старкове Д.М., с участием старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Богателии В.И., заявителя Б. и третьих лиц на его стороне, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главы городского поселения Загорянский Щелковского района Московской области Озерова Н.Н. и представителя данного должностного лица по доверенности Андриянова С.Н., представителей Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации полковника Сергеева В.А., подполковников юстиции Смирнова В.П. и Бондаренко К.П., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б. о признании недействующим распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р в части включения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, военного городка N 18/1 (п/о Загорянское Щелковского района Московской области),

установила:

1 июня 2000 года распоряжением Правительства Российской Федерации N 752-р утвержден Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России. К их числу отнесен и военный городок N 18/1 (п/о Загорянское Щелковского района Московской области).

Б. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим вышеуказанное распоряжение Правительства Российской Федерации в части отнесения военного городка N 18/1 (п/о Загорянское Щелковского района Московской области), к числу имеющих жилищный фонд закрытых военных городков.

Несмотря на то, что указанный военный городок является обособленным, на его территории отсутствуют какие-либо военные объекты, что, по мнению заявителя, не отвечает статусу режимности.

Пропускная система введена командованием лишь в 2004 году и только для того, чтобы данный городок формально соответствовал статусу закрытого.

Оспариваемое им Постановление Правительства РФ в указанной части лишило его права распоряжаться своей квартирой в данном городке по своему усмотрению, чем, полагает заявитель, нарушены его конституционные права (ст. ст. 2, 6, 15, 17, 18, 27 и 35 Конституции Российской Федерации).

В судебном заседании заявитель Б. свои требования поддержал и просил суд признать незаконным пункт в распоряжении Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р в части включения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России военного городка N 18/1 (п/о Загорянское).

Представители Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Сергеев В.А., Смирнов В.П. и Бондаренко К.П. требования заявителя не признали и пояснили, что Правительство РФ, утверждая Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил РФ и включив в него военный городок N 18/1 (п/о Загорянское Щелковского района Московской области), действовало в пределах своей компетенции.

Данное распоряжение Правительства РФ направлено на закрепление за Министерством обороны РФ жилой площади военных городков для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений, и права заявителя не ущемляет.

Заслушав объяснения заявителя Б. и выступления на его стороне третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, Главы городского поселения Загорянский Щелковского района Московской области Озерова Н.Н. и представителя данного должностного лица по доверенности Андриянова С.Н., объяснения представителей Правительства Российской Федерации и Министра обороны Российской Федерации Сергеева В.А., Смирнова В.П. и Бондаренко К.П., исследовав материалы дела, и выслушав заключение прокурора полковника юстиции Богателии В.И., полагавшего признать требования заявителя необоснованными, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Б. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" к закрытым военным городкам относятся расположенные в населенных пунктах военные городки воинских частей, имеющие систему пропусков, а также отдельные обособленные военные городки воинских частей, расположенные вне населенных пунктов. Перечни закрытых военных городков утверждаются Правительством Российской Федерации по представлению Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Распоряжением Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р, по представлению Министерства обороны Российской Федерации, то есть с соблюдением требований Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, в который был включен и военный городок N 18/1 (п/о Загорянское Щелковского района Московской области).

При этом, Правительство Российской Федерации, утверждая Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, действовало в пределах своей компетенции и в соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Наделение военных городков особым статусом - закрытых военных городков направлено на закрепление жилой площади этих городков за военным ведомством для обеспечения военнослужащих и других лиц, имеющих связь с военным ведомством, жилыми помещениями в целях поддержания боевой готовности воинских частей и подразделений.

К тому же, данный городок в полной мере отвечает установленным для закрытого военного городка требованиям, что не оспаривается в жалобе и самим заявителем.

Он является отдельным и обособленным и в нем имеется пропускной режим.

Введение в нем пропускной системы лишь в 2004 году указывает только на то, что воинские должностные лица военного гарнизона своевременно не приняли необходимых мер для приведения территории данного городка в соответствие с предъявляемым к ней требованиям.

То обстоятельство, что, в нем отсутствуют военные объекты, не свидетельствует о том, что этот городок не является отдельным и обособленным, поскольку, как указано выше, целью утверждения Перечня закрытых военных городков является закрепление за военным ведомством создаваемого им жилого фонда.

С учетом изложенного Верховный Суд РФ считает, что обжалуемое распоряжение Правительства Российской Федерации, в части отнесения п/о Загорянское Щелковского района Московской области к закрытым военным городкам, издано в соответствии с требованиями действующего законодательства и не ущемляет права заявителя.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

в удовлетворении заявления Б. о признании недействующим распоряжения Правительства Российской Федерации от 1 июня 2000 г. N 752-р в части включения в Перечень имеющих жилищный фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, военного городка N 18/1 (п/о Загорянское Щелковского района Московской области) отказать.

Решение может быть обжаловано и на него может быть принесено кассационное представление в течение 10 дней в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.С.ШАЛЯКИН