ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 28 декабря 2007 г. N ВКПИ07-130

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации генерал-майора юстиции Калиниченко Ю.А., при секретаре - лейтенанте юстиции Г., с участием военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Т., представителя Правительства Российской Федерации Р., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлениям А. и К.В. о признании незаконным и не действующим с момента принятия п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", а по заявлению А. и п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей (далее - Положение), утвержденного этим постановлением, в части ограничения размера денежной компенсации за наем жилого помещения,

установила:

А. и К.В. обратились в Верховный Суд Российской Федерации с заявлениями, полагая, что оспариваемый нормативный правовой акт в указанной части противоречит положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которыми гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Они также утверждают о несоответствии постановления Правительства РФ Федеральному закону от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", который не содержит норм, ограничивающих в указанных целях размер денежной компенсации за наем жилого помещения.

Надлежащим образом извещенные о времени и месте судебного заседания А. и К.В. в суд не прибыли и просили рассмотреть заявления в их отсутствие.

Определением судьи от 28 декабря 2007 г. гражданские дела по их заявлениям объединены в одно производство.

Представитель заинтересованного лица Р. возражал против удовлетворения заявлений, указав, что Правительство Российской Федерации, принимая Постановление от 31 декабря 2004 г. N 909, положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" не нарушило.

Выслушав объяснения представителя Правительства Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры, полагавшего необходимым в требованиях заявителям отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации находит заявления А. и К.В. не подлежащими удовлетворению.

Статья 40 Конституции Российской Федерации предоставляет малоимущим и иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, право на его получение бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

Конституционный Суд Российской Федерации в Постановлении от 5 апреля 2007 г. N 5-П отметил, что данная норма предписывает законодателю определять категории граждан, нуждающихся в жилище, а также конкретные формы, источники и порядок обеспечения их жильем с учетом реальных финансово-экономических и иных возможностей, имеющихся у государства.

Таким образом, федеральный законодатель, на которого Конституцией Российской Федерации возложено решение указанных вопросов, вправе устанавливать способы удовлетворения жилищных потребностей граждан.

Из преамбулы Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" видно, что данный нормативный акт в соответствии с Конституцией Российской Федерации определяет права, свободы, обязанности и ответственность военнослужащих, а также основы государственной политики в области правовой и социальной защиты военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Этим законом к лицам, которых государство обеспечивает жильем бесплатно или за доступную плату, отнесены военнослужащие и граждане, выполнившие возлагавшиеся на них обязанности военной службы.

Как следует из представленных материалов, А. является военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, а К.В. уволен с военной службы и 14 октября 1992 г. поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в Администрации Октябрьского района г. Ростова-на-Дону, то есть по избранному месту жительства.

Согласно п. 3 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", военнослужащим - гражданам, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих-граждан, до получения жилых помещений по нормам, установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются служебные жилые помещения, пригодные для временного проживания, или общежития.

В случае отсутствия указанных жилых помещений воинские части арендуют жилые помещения для обеспечения военнослужащих и совместно проживающих с ними членов их семей или по желанию военнослужащих-граждан ежемесячно выплачивают им денежную компенсацию за наем (поднаем) жилых помещений в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

Пунктом 14 ст. 15 указанного закона также установлено, что при невозможности обеспечить жилыми помещениями граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, вставших на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий до 1 января 2005 г. в муниципальных образованиях, им надлежит ежемесячно выплачивать денежную компенсацию за счет средств федерального бюджета в порядке и размерах, которые определяются Правительством Российской Федерации.

В соответствии со ст. 20 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" к его полномочиям отнесено, в том числе, обеспечение социальных гарантий для военнослужащих и иных лиц, привлекаемых в соответствии с федеральными законами к обороне или обеспечению государственной безопасности Российской Федерации.

Во исполнение приведенных требований закона и в целях обеспечения прав на жилище военнослужащих - граждан Российской Федерации, проходящих военную службу по контракту, а также граждан Российской Федерации, уволенных с военной службы, и членов их семей Правительством Российской Федерации 31 декабря 2004 г. принято постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", которым установлены размеры денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в зависимости от категории населенного пункта и количественного состава семьи военнослужащего (гражданина, уволенного с военной службы).

Постановлением также утверждены соответствующие Положения, определяющие порядок выплаты указанной денежной компенсации военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и гражданам, уволенным с военной службы, и членам их семей.

Таким образом, определяя размер ежемесячной денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений и порядок ее выплаты, Правительство Российской Федерации действовало в рамках предоставленных ему полномочий, а поэтому положений Конституции Российской Федерации и Федерального закона "О статусе военнослужащих" не нарушило.

Ссылку заявителей на положения ст. ст. 1, 3 Гражданского кодекса Российской Федерации следует признать несостоятельной.

В силу п. 1 ст. 8 Гражданского кодекса Российской Федерации гражданские права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных законом и иными правовыми актами.

Рассматривая приведенную норму в совокупности с возможностью законодательного ограничения гражданских прав, следует прийти к выводу, что такое ограничение возможно только в отношении объективно существующих прав.

Между тем, федеральный законодатель какого-либо размера компенсации не установил, а, действуя в пределах полномочий, предоставленных ему Конституцией Российской Федерации, возложил эту обязанность на Правительство Российской Федерации.

При таких обстоятельствах утверждение заявителей об отсутствии в Федеральном законе "О статусе военнослужащих" ограничений размера компенсации является беспредметным.

В связи с этим ошибочно и мнение заявителей о несоответствии оспариваемого нормативного правового акта положениям Гражданского кодекса Российской Федерации, предусматривающим возможность ограничения гражданских прав лишь на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Что касается действий (бездействия) уполномоченных органов, связанных с реализацией прав А. и К.В. на жилье, предусмотренных Федеральным законом "О статусе военнослужащих", то они, при наличии волеизъявления заявителей, в соответствии с главой 25 ГПК РФ, могут быть предметом рассмотрения судов по месту их жительства либо по месту нахождения органа государственной власти (должностного лица).

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

В удовлетворении заявлений А. и К.В. о признании незаконными и не действующими с момента принятия п. 2 постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей" и п. 2 Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащим - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, и членам их семей, утвержденного этим постановлением, в части ограничения размера денежной компенсации за наем жилого помещения, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней.

Председательствующий
Ю.А.КАЛИНИЧЕНКО