ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 18 мая 2005 г. N ВКПИ05-50

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации
    генерал-майора юстиции                           Хомчика В.В.,
    при секретаре - майоре                         Пилипчуке А.А.,
    с участием
    представителя ответчика
    Министра обороны
    Российской Федерации
    полковника юстиции                                Ярмака В.С.,
    старшего военного прокурора отдела
    Главной военной прокуратуры
    полковника юстиции                             Багателия В.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина П. о признании недействующими второго абзаца пункта 13 Приложения N 2 к пункту 17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 года N 400 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года N 587 "Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" в части слов "не принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу", а также Формы N 32 к п. 14 Приложения N 2 к указанной Инструкции в части слов "не подлежит призыву на военную (направлению на альтернативную гражданскую) службу до ___________ ____ г.",

установила:

П. обратился в Верховный Суд РФ с заявлением, в котором указывает, что оспариваемый им нормативный правовой акт противоречит положениям Федеральных законов "О воинской обязанности и военной службе" и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" и нарушает его право на свободный выезд из Российской Федерации.

Заявитель указывает, что Федеральный закон "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" устанавливает ограничение для выезда за границу для тех граждан, которые призваны на военную службу либо направлены на альтернативную службу.

Однако, по мнению заявителя, оспариваемый нормативный правовой акт ограничивает право на выезд за границу граждан, которые на службу не призваны, но не имеют оснований для освобождения либо отсрочки от призыва.

П. обращает внимание на то, что закон не предусматривает момента, до которого гражданин, не призванный на военную службу и не имеющий оснований для освобождения либо отсрочки от призыва, ограничен в праве выезда за границу, однако такое ограничение установлено справкой - Формой N 32 к п. 14 Приложения N 2 к оспариваемой Инструкции.

П. считает, что Министр обороны РФ при издании оспариваемого нормативного правового акта расширил перечень лиц, которым не может быть выдана справка формы N 32, однако в силу закона гражданин может быть ограничен в праве выезда за границу только с момента начала военной службы.

Заявитель также утверждает, что первый и второй абзацы справки указанной формы противоречат друг другу.

П. указывает, что в отношении него призывной комиссией не принято никакого решения, однако на основании оспариваемых норм председатель призывной комиссии г. Железногорска Красноярского края отказал ему в выдаче справки, необходимой для оформления загранпаспорта, лишив права на свободный выезд из Российской Федерации.

Заявитель П. в судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть его заявление без его участия.

Представитель Министра обороны РФ полковник юстиции Ярмак В.С. возражал против удовлетворения заявления П., указав, что обжалуемая заявителем справка не является нормативным правовым актом, а носит информативный характер для органов внутренних дел об отношении гражданина к военной службе. Он также обращает внимание, что решение об оформлении либо отказе в оформлении паспортов для выезда из Российской Федерации принимается должностным лицом МВД РФ, а потому оснований полагать, что оспариваемый Приказ Министра обороны РФ противоречит закону и нарушает права граждан, не имеется.

Выслушав выступление представителя Министра обороны РФ полковника юстиции Ярмака В.С., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Багателия В.И., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит, что заявление П. не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с п. 2 ст. 27 Конституции РФ каждый может свободно выезжать за пределы Российской Федерации.

Права и свободы человека и гражданина в силу п. 3 ст. 55 Конституции РФ могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Ограничения права гражданина на выезд из Российской Федерации установлены статьей 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 15 августа 1996 года N 114-ФЗ.

Согласно п. 2 указанной статьи право гражданина Российской Федерации на выезд из Российской Федерации может быть временно ограничено в случае, если он в соответствии с законодательством Российской Федерации призван на военную службу или направлен на альтернативную гражданскую службу, - до окончания военной службы или альтернативной гражданской службы.

Пункт 2.5 Инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию, утвержденной Приказом МВД РФ "Об утверждении инструкции о порядке оформления и выдачи паспортов гражданам Российской Федерации для выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" от 26 мая 1997 года N 310 устанавливает, что для подтверждения достоверности сведений о том, что гражданин на день подачи заявления не призван на военную службу или не направлен на альтернативную гражданскую службу, лица мужского пола в возрасте от 18 до 27 лет представляют военный билет с отметкой об окончании прохождения военной службы по призыву либо соответствующую справку военного комиссариата по месту жительства.

Воинская обязанность граждан Российской Федерации в силу ст. 1 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" N 53-ФЗ от 28 марта 1998 года предусматривает:

воинский учет;

обязательную подготовку к военной службе;

призыв на военную службу;

прохождение военной службы по призыву;

пребывание в запасе;

призыв на военные сборы и прохождение военных сборов в период пребывания в запасе.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, осуществляется два раза в год с 1 апреля по 30 июня и с 1 октября по 31 декабря на основании указов Президента Российской Федерации.

Согласно п. 1 ст. 26 указанного Федерального закона призыв на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, включает:

явку на медицинское освидетельствование и заседание призывной комиссии;

явку в военный комиссариат для отправки к месту прохождения военной службы и нахождение в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Призыв на военную службу указанных граждан организует военный комиссар и осуществляет призывная комиссия.

Пункт 4 указанной статьи устанавливает, что порядок призыва граждан на военную службу определяется настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами, указами Президента Российской Федерации, Положением о призыве на военную службу, утверждаемым Правительством Российской Федерации, и другими нормативными правовыми актами Российской Федерации.

В соответствии с п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" при призыве на военную службу граждан, не пребывающих в запасе, на призывную комиссию возлагаются обязанности по организации медицинского освидетельствования указанных граждан и принятию в отношении их одного из следующих решений:

о призыве на военную службу;

о направлении на альтернативную гражданскую службу;

о предоставлении отсрочки от призыва на военную службу;

об освобождении от призыва на военную службу;

о зачислении в запас;

об освобождении от исполнения воинской обязанности.

Таким образом, ограничения права на выезд из Российской Федерации, предусмотренные п. 2 ст. 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию", распространяются на граждан Российской Федерации, в отношении которых призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу.

Обязанности граждан, подлежащих призыву на военную службу, определены в статье 31 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе". В частности, граждане, не пребывающие в запасе, подлежащие призыву на военную службу, обязаны явиться по повестке военного комиссариата на медицинское освидетельствование, заседание призывной комиссии или для отправки в воинскую часть для прохождения военной службы, а также находиться в военном комиссариате до отправки к месту прохождения военной службы.

Положение о призыве на военную службу граждан Российской Федерации утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 1 июня 1999 года N 587.

Во исполнение указанного Постановления Правительства РФ Министром обороны Российской Федерации издан Приказ "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года N 587 "Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" от 6 сентября 1999 года N 400, которым утверждена Инструкция по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе.

Пунктом 17 указанной Инструкции установлено, что на воинский учет решением комиссии ставятся все граждане, подлежащие постановке на воинский учет и прошедшие комиссию, независимо от категории их годности к военной службе по состоянию здоровья, в том числе и направленные решением комиссии на медицинское обследование.

Приложение N 2 к пункту 17 указанной Инструкции определяет некоторые особенности проведения мероприятий, связанных с постановкой граждан на воинский учет и ведением его.

Пунктом 13 настоящего Приложения установлено, что при рассмотрении вопроса о выезде гражданина из Российской Федерации военным комиссариатом для представления в паспортно-визовую службу органа внутренних дел, оформляющего документы на выезд, выдаются:

гражданину, в отношении которого призывной комиссией не принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу, - справка по форме N 32;

гражданину, в отношении которого призывной комиссией принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу, - справка по форме N 33.

Справка формы N 32 выдается гражданину, состоящему на воинском учете, и подтверждает, что он не подлежит призыву на военную (направлению на альтернативную гражданскую) службу до определенной даты, и в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не ограничен в праве выезда из Российской Федерации.

Соответственно, справка формы N 33 выдается гражданину, состоящему на воинском учете, и подтверждает, что он решением призывной комиссии призван на военную (направлен на альтернативную гражданскую) службу, и в соответствии со статьей 15 Федерального закона "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" временно ограничен в праве выезда из Российской Федерации.

Анализ норм п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе" позволяет прийти к выводу, что решения призывной комиссии в отношении гражданина о предоставлении отсрочки или об освобождении от призыва на военную службу, о зачислении в запас либо об освобождении от исполнения воинской обязанности исключают принятие решения о его призыве на военную службу или о направлении его на альтернативную гражданскую службу.

Принятие иных решений в отношении гражданина, подлежащего призыву на военную службу, законом не предусмотрено.

Таким образом, граждане, в отношении которых состоялось иное решение, отличное от решения о призыве (направлении его на альтернативную гражданскую службу), не могут быть ограничены в праве выезда из Российской Федерации и им выдается справка формы N 32, подтверждающая это обстоятельство.

Каких-либо противоречий в тексте справки формы N 32, о чем указывает П. в своем заявлении, не имеется.

Отсрочка от призыва на военную службу - это временное освобождение граждан от призыва на военную службу, осуществляемое решением призывной комиссии по основаниям и в порядке, установленным законодательством.

Равным образом, временным, с точки зрения наличия к этому оснований, является и решение призывной комиссии об освобождении гражданина от призыва на военную службу.

Именно данными обстоятельствами объясняется наличие в справке формы N 32 указания на дату, до истечения которой гражданин не подлежит призыву на военную службу.

В свою очередь, принятие призывной комиссией решения о зачислении гражданина в запас влечет выдачу ему военного билета, предъявление которого подтверждает отсутствие у него ограничений в праве на выезд из Российской Федерации.

В силу пункта 19 Положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации призывник, у которого утрачены основания для освобождения от призыва на военную службу или истекли сроки предоставленной ему отсрочки от призыва на военную службу, подлежит призыву на военную службу на общих основаниях.

То есть в отношении указанного гражданина призывная комиссия обязана вновь принимать одно из решений, предусмотренных п. 1 ст. 28 Федерального закона "О воинской обязанности и военной службе", которое и будет основанием для выдачи соответствующей справки (формы N 32 либо формы N 33), подтверждающей данное обстоятельство.

В этой связи необходимо отметить, что вынесение призывной комиссией решения в отношении конкретного призывника действующее законодательство связывает с его обязательной явкой и присутствием на заседании призывной комиссии.

А потому невозможность выдачи гражданину, состоящему на воинском учете, рассматриваемой справки не свидетельствует о несоответствии закону оспариваемого нормативного правого акта, а может быть обусловлена неисполнением гражданином предусмотренных законом обязанностей либо действиями (бездействием) призывной комиссии.

Таким образом, оспариваемые заявителем нормы Федеральным законам "О воинской обязанности и военной службе" и "О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию" не противоречат.

На основании изложенного необходимо прийти к выводу о том, что оспариваемый заявителем нормативный акт по указанным в заявлении П. основаниям законодательству Российской Федерации не противоречит.

Что же касается действий (бездействия) призывной комиссии и военного комиссара г. Железногорска в отношении П., основанных на оспариваемом нормативном правовом акте, то они могут быть обжалованы заявителем в судебном порядке.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 198, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ,

решила:

П. в удовлетворении заявления о признании недействующими второго абзаца пункта 13 Приложения N 2 к пункту 17 Инструкции по подготовке и проведению мероприятий, связанных с призывом на военную службу граждан Российской Федерации, не пребывающих в запасе, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 6 сентября 1999 года N 400 "О мерах по выполнению Постановления Правительства Российской Федерации от 1 июня 1999 года N 587 "Об утверждении положения о призыве на военную службу граждан Российской Федерации" в части слов "не принято решение о призыве на военную службу или о направлении на альтернативную гражданскую службу", а также Формы N 32 к п. 14 Приложения N 2 к указанной Инструкции в части слов "не подлежит призыву на военную (направлению на альтернативную гражданскую) службу до ______ ____ г.", отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
В.В.ХОМЧИК