ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 13 февраля 2004 г. N ВКПИ 04-7

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда
    Российской Федерации                             Коронца А.Н.,
    при секретаре                                 Красовском А.А.,
    с участием заявителя                            Денисовой Л.В.
    и ее представителя                              Смирнова Н.В.,
    помощника Главного военного прокурора
    полковника юстиции                           Лисовицкого С.П.,
    представителя Министра обороны
    Российской Федерации
    капитана юстиции                                Тупикина С.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе Денисовой Ларисы Владимировны о признании незаконным п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 года N 80, в части, устанавливающей, что ордер на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает непосредственно военнослужащему,

установила:

Денисова обратилась в Верховный Суд Российской Федерации, считая, что п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 года N 80, в части ограничения права членов семьи военнослужащего на получение ордера на жилое помещение противоречит Жилищному кодексу РСФСР и Федеральному закону "О статусе военнослужащих", а также нарушает ее жилищные права.

В судебном заседании заявитель Денисова Л.В. и ее представитель Смирнов Н.В. требования заявителя поддержали и пояснили, что Приказ Министра обороны РФ от 15 февраля 2000 года N 80 в оспариваемой части противоречит требованиям ст. 47 ЖК РСФСР, ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", а также лишает заявителя права на получение ордера на жилое помещение, выделенное жилищной комиссией воинской части еще до расторжения ее брака с военнослужащим.

Представитель Министра обороны Российской Федерации капитан юстиции Тупикин С.В. требования заявителя не признал и просил отказать в его удовлетворении, пояснив при этом, что Приказ Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 года N 80 издан в соответствии с полномочиями, предоставленными Министру обороны статьей 13 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" от 24 декабря 1992 года N 4218-1, пунктом 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" от 11 ноября 1998 года N 1357, частью второй статьи первой Указа Президента Российской Федерации "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 года N 1176 и пунктами 49, 50 Постановления Совета Министров РСФСР "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" от 31 июля 1984 года N 335.

В соответствии с названными нормативными правовыми актами Министр обороны Российской Федерации вправе издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилого помещения по договору социального найма.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, предоставляются военнослужащим и совместно проживающим с ними членам их семей.

Согласно ст. 47 ЖК РСФСР ордер является единственным законным основанием для вселения в жилое помещение.

В соответствии с п. п. 49 и 59 Постановления Совета Министров РСФСР "О порядке учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в РСФСР" от 31 июля 1984 года ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение, или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке. Выдача ордера может быть приостановлена в случае, когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения.

Указанное нормативное положение содержится также в п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации.

Выслушав объяснения заявителя и его представителя, представителя Министра обороны Российской Федерации, исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение помощника Главного военного прокурора полковника юстиции Лисовицкого С.П., полагавшего необходимым заявление Денисовой Л.В. оставить без удовлетворения, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

Согласно п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации после оформления в установленном порядке ордеров на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает ордер непосредственно военнослужащему (лицу гражданского персонала Вооруженных Сил), которому предоставляется жилое помещение, а в исключительных случаях по доверенности передает их под расписку представителям воинских частей для вручения лицам, которым предоставляется жилое помещение.

В соответствии с п. 1 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденным Указом Президента Российской Федерации "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации и Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации" от 11 ноября 1998 года N 1357, ч. 2 ст. 1 Указа Президента Российской Федерации "О системе федеральных органов исполнительной власти" от 14 августа 1996 года N 1176, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, проводящим государственную политику и осуществляющим государственное управление в области обороны.

Согласно ст. 13 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" порядок и условия предоставления жилого помещения по договору найма гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, определяют органы государственной власти и управления Российской Федерации, субъектов Российской Федерации в соответствии с существующей очередью на улучшение жилищных условий, а также с учетом льгот по предоставлению жилых помещений, установленных органами государственной власти и управления Российской Федерации и республик в составе Российской Федерации.

В ст. 3 Закона Российской Федерации "Об основах федеральной жилищной политики" определена обязанность органов государственной власти и управления обеспечивать порядок распределения и предоставления гражданам жилых помещений по договору найма.

В соответствии с п. 1 и пп. 21 п. 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 11 ноября 1998 года N 1357, Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, одной из функций которого является осуществление расквартирования войск и управление жилищным фондом, закрепляемым за данным Министерством. В пп. 36 п. 11 указанного Положения Министру обороны предоставлено право издавать приказы и иные нормативные правовые акты, касающиеся вопросов, отнесенных к ведению Министерства обороны.

В соответствии с ч. 3 ст. 30 Жилищного кодекса РСФСР порядок учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, а также определение очередности предоставления гражданам жилых помещений устанавливаются данным Кодексом и другим законодательством Российской Федерации.

Приведенные нормы свидетельствуют о наличии у Министра обороны права издавать нормативные акты, определяющие порядок и условия предоставления жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны, включая регламентирование вопросов, связанных с выдачей ордеров на эти жилые помещения.

В соответствии с п. 1 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, и совместно проживающим с ними членам их семей предоставляются жилые помещения по нормам и в порядке, которые предусмотрены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, с учетом права на дополнительную жилую площадь за счет государственного или муниципального жилищного фонда, закрепляемого за Министерством обороны Российской Федерации (иным федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба).

Согласно ст. 2 указанного правового акта к членам семей военнослужащих, на которых распространяются льготы, гарантии и компенсации, предусмотренные данным Федеральным законом, федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, относятся супруга (супруг); несовершеннолетние дети; дети старше 18 лет, ставшие инвалидами до достижения ими возраста 18 лет; дети в возрасте до 23 лет, обучающиеся в образовательных учреждениях по очной форме обучения; лица, находящиеся на иждивении военнослужащих.

Из изложенного следует, что реализация предусмотренных законодательством и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации льгот, гарантий и компенсаций для военнослужащих, в том числе связанная с обеспечением жилыми помещениями, ставится в зависимость от принадлежности граждан к членам семьи военнослужащего.

Что касается вопроса о выдаче ордера непосредственно военнослужащему, то данное положение Инструкции соответствует как ст. ст. 47, 49 ЖК РСФСР, так и п. п. 49, 50 действующих Примерных правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений, утвержденных Постановлением Совета Министров РСФСР от 31 июля 1984 года N 335.

Согласно названным положениям ордер выдается непосредственно гражданину, которому предоставляется жилое помещение, или, в исключительных случаях, другому лицу по доверенности, удостоверенной в установленном порядке. При получении ордера должны быть предъявлены паспорта (свидетельства о рождении) или другие заменяющие их документы на всех членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное согласие всех совершеннолетних членов семьи на переселение в предоставленное жилое помещение.

Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена в случаях, когда фактический состав семьи не соответствует указанному в решении о предоставлении жилого помещения; выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения.

Таким образом, оспариваемое положение ведомственного нормативного акта не противоречит как Федеральному закону "О статусе военнослужащих", так и жилищному законодательству, в том числе и потому, что не лишает гражданина - члена семьи военнослужащего, а также переставшего быть таковым, реализовать свои жилищные права в порядке, предусмотренном Жилищным кодексом РСФСР, а также путем обращения за защитой своих жилищных прав в районный суд.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194 - 199 и п. 1 ст. 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

заявление Денисовой Ларисы Владимировны о признании незаконным п. 40 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" от 15 февраля 2000 года N 80, в части, устанавливающей, что ордер на заселение жилого помещения КЭЧ района выдает непосредственно военнослужащему, - оставить без удовлетворения.

Данное решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.КОРОНЕЦ