ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 18 ноября 2003 г. N ВКПИ 03-99

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации
    генерал-майора юстиции                           Хомчика В.В.,
    при секретаре - майоре юстиции                Третьякове С.В.,
    с участием заявителя                            Овдиенко А.В.,
    его представителя - адвоката                    Винского Я.М.,
    представителя ответчика
    Правительства Российской Федерации               Деминой Н.И.,
    старшего военного прокурора
    отдела Главной военной прокуратуры
    полковника юстиции                               Грубого И.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению гражданина Овдиенко Александра Викторовича о признании недействующими абзацев 6 и 7 раздела второго Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20 января 1998 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, от 08.08.2003 N 475, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450),

установила:

Овдиенко А.В. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором оспаривает положения абзацев 6 и 7 раздела второго указанной Федеральной целевой программы в части слов "по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями".

Заявитель считает, что по смыслу п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" военнослужащие, увольняемые (уволенные) с военной службы по основаниям, не указанным в законе, имеют право на участие в Программе и получение государственного жилищного сертификата, но в более поздние сроки (более чем три месяца), чем увольняемые (уволенные) по тем основаниям, которые указаны в законе.

На основании изложенного заявитель делает вывод, что Правительство Российской Федерации, установив к участникам Программы дополнительное требование - увольнение по одному из указанных выше оснований, ограничило право на участие в Программе остальных военнослужащих, увольняемых (уволенных) по иным основаниям.

В судебном заседании заявитель и его представитель - адвокат Винский Я.М. свои требования поддержали.

Представитель Правительства Российской Федерации Демина Н.И. возражала против удовлетворения заявления Овдиенко А.В., указав, что Постановление Правительства Российской Федерации N 71 от 20 января 1998 года "О федеральной целевой программе "Государственные жилищные сертификаты" издано в соответствии с требованиями ст. 115 Конституции Российской Федерации и не противоречит Закону "О статусе военнослужащих".

Выслушав объяснения заявителя Овдиенко А.В., его представителя Винского Я.М., представителя Правительства РФ Деминой Н.И., исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Грубого И.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит заявление Овдиенко А.В. не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Право граждан, увольняемых (уволенных) с военной службы, на обеспечение жилыми помещениями путем получения государственного жилищного сертификата от органов местного самоуправления либо от Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) предусмотрено п. 14 ст. 15 и п. 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года, согласно которому порядок выдачи сертификатов определяется Правительством Российской Федерации.

В соответствии с указанным пунктом статьи 15 Закона военнослужащие, имеющие общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и члены их семей при перемене места жительства не позднее чем в трехмесячный срок со дня прибытия на избранное место жительства обеспечиваются органами местного самоуправления жилыми помещениями по установленным нормам, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов на приобретение и строительство жилья, обеспечиваемых средствами из федерального бюджета, а также внебюджетных источников финансирования.

Таким образом, только при наличии установленных законом условий, и, в частности, увольнения с военной службы по одному из перечисленных оснований, военнослужащие вправе рассчитывать на получение государственного жилищного сертификата для приобретения жилого помещения в избранном после увольнения с военной службы месте жительства.

В соответствии с вышеуказанными нормами Федерального закона "О статусе военнослужащих" Правительством РФ утверждена Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты", утвержденная Постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20 января 1998 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, от 08.08.2003 N 475, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450).

Абзацами 6 и 7 раздела 2 указанной Программы установлено, что право на участие в программе "Государственные жилищные сертификаты" имеют, в том числе, военнослужащие, увольняемые с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, или по состоянию здоровья, или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность службы которых в календарном исчислении составляет 10 и более лет, признанные в установленном порядке нуждающимися в улучшении жилищных условий. Вопреки утверждению заявителя, указанные нормы полностью соответствуют п. 14 ст. 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих", поскольку правом на обеспечение жилым помещением через органы местного самоуправления, в том числе за счет государственных жилищных сертификатов, обладают только те военнослужащие, увольняемые с военной службы, и граждане, уволенные с военной службы, основания увольнения которых указаны в Законе.

Что же касается установления в Законе трехмесячного срока, в течение которого органы местного самоуправления обязаны предоставить жилое помещение льготным категориям военнослужащих, то данное обстоятельство не может свидетельствовать о том, что военнослужащие, уволенные с военной службы по другим основаниям, обладают правом быть обеспеченными жильем либо сертификатом в иные сроки.

На основании изложенного Военная коллегия приходит к выводу, что по указанным в заявлении Овдиенко А.В. основаниям Федеральная целевая программа "Государственные жилищные сертификаты" признана быть не может.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

Овдиенко Александру Викторовичу в признании недействующими абзацев 6 и 7 раздела второго Федеральной целевой программы "Государственные жилищные сертификаты", утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации N 71 от 20 января 1998 года (в ред. Постановлений Правительства РФ от 08.04.2000 N 315, от 19.03.2002 N 168, от 08.08.2003 N 475, с изм., внесенными Указом Президента РФ от 28.01.1998 N 102, Постановлениями Правительства РФ от 17.09.2001 N 675, от 21.06.2002 N 450), отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.