ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 4 февраля 2002 г. N ВКПИ 02-10

Именем Российской Федерации

    Верховный Суд Российской Федерации в лице

    судьи Верховного Суда РФ
    генерал - лейтенанта юстиции                     Яськина В.А.,
    при секретаре                                Шароватовой И.А.,
    с участием представителя ответчика
    полковника юстиции                              Чурикова С.В.,
    представителя Министерства юстиции РФ            Обушенко Л.А.
    и помощника Главного военного
    прокурора полковника юстиции                  Милованова В.В.,

рассмотрев жалобу Бондаренко И.А. на абзац 2 пункта 1 и пункт 2 Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 июня 2001 года N 302 "Об исполнении Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 229-ФЗ" (далее - Приказ N 302),

установил:

Приказом N 302 регламентируется применение коэффициентов (районных, за военную службу в высокогорных районах, в пустынных и безводных местностях (далее - "коэффициенты")) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих органов федеральной службы безопасности, проходящих военную службу по контракту в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях и других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных (далее - отдаленные местности).

Абзацем 2 пункта 1 Приказа N 302 установлено, что к денежному довольствию военнослужащих применяются районные коэффициенты, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и (или) СССР для работников непроизводственных отраслей, работающих и проживающих в соответствующих отдаленных местностях.

Согласно пункту 2 Приказа N 302 коэффициенты и процентные надбавки надлежит начислять на оклады по воинским должностям и воинским званиям, а также на дополнительные выплаты, предусмотренные пунктами 1, 4, 5 и 7 статьи 13 Закона РФ "О статусе военнослужащих", а на надбавки и другие дополнительные выплаты, установленные в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 13 указанного Закона, лишь при условии, если это специально оговорено в нормативных правовых актах об установлении этих надбавок и дополнительных выплат.

Военнослужащий Бондаренко И.Л. полагает, что абзац второй пункта 1 противоречит пункту 6 статьи 13 Закона РФ "О статусе военнослужащих", не содержащему указания о применении районного коэффициента в названном размере, а пункт 2 нарушает права военнослужащих, поскольку в нем отсутствует предписание начислять процентную надбавку и районный коэффициент на входящие в денежное довольствие дополнительные выплаты и надбавки, предусмотренные третьим абзацем пункта 3, пунктами 9, 10 и 12 статьи 13 Закона "О статусе военнослужащих", процентной надбавки на выплаты, предусмотренные вторым абзацем пункта 3 и пунктом 8 той же статьи, и ограничивает начисления районного коэффициента и процентной надбавки на выплаты, установленные в соответствии с пунктом 11 статьи 13 Закона РФ "О статусе военнослужащих". По этим основаниям он просит признать Приказ незаконным и не действующим с момента издания.

Представитель ответчика Чуриков С.В. считает жалобу не подлежащей удовлетворению.

По его мнению, указание в Приказе о применении районного коэффициента, установленного для работников непроизводственных отраслей, соответствует требованиям действующего законодательства; Приказ не содержит запрета на применение районного коэффициента и процентной надбавки к не перечисленным в пункте 2 Приказа N 302 дополнительным выплатам и надбавкам, а содержащееся во втором абзаце пункта 2 Приказа предписание распространяется лишь на надбавки и дополнительные выплаты, которые будут введены.

Заявитель о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще извещен, но на судебное заседание не прибыл и просил рассмотреть жалобу в его отсутствие.

Заслушав объяснение представителя ответчика Чурикова С.В., заключение представителя Министерства юстиции РФ Обушенко Л.А., полагавшей Приказ N 302 не противоречащим действующему законодательству, исследовав письменные доказательства и выслушав заключение прокурора Милованова В.В. о необходимости удовлетворить жалобу частично, Верховный Суд РФ находит жалобу Бондаренко И.Л. подлежащей частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с пунктом 6 статьи 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" (далее - Закон) военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в отдаленных местностях, к их денежному довольствию устанавливаются коэффициенты и выплачиваются процентные надбавки к денежному довольствию.

Согласно статье 12 Закона денежное довольствие военнослужащих состоит из месячного оклада в соответствии с занимаемой воинской должностью, месячного оклада в соответствии с присвоенным воинским званием, месячных и иных дополнительных выплат (далее - дополнительные выплаты).

Перечень дополнительных выплат предусмотрен статьей 13 Закона. Следовательно, на них должны начисляться коэффициенты и процентная надбавка, если иное не оговорено в законе.

К таковым, помимо указанных в пунктах 1, 4, 5 и 7 этой статьи, относятся дополнительные выплаты, установленные Президентом и Правительством Российской Федерации в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 13 Закона.

Поэтому содержащееся во втором абзаце пункта 2 Приказа N 302 предписание начислять на эти дополнительные выплаты коэффициент и процентную надбавку лишь при условии, если это оговорено в нормативных правовых актах об установлении этих выплат, противоречит закону.

Таковой дополнительной выплатой является и предусмотренная пунктом 8 статьи 13 Закона ежемесячная надбавка военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет, составляющая 25 - 50% пенсии, которая могла быть назначена военнослужащим. Однако, поскольку в соответствии со статьей 48 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" пенсия военнослужащим, проходившим службу в отдаленных местностях, начисляется с применением коэффициентов, на рассматриваемую дополнительную выплату должна начисляться только процентная надбавка.

Хотя в Приказе N 302 нет запрета начислять процентную надбавку на эту выплату, а также начислять коэффициент и процентную надбавку на дополнительные выплаты, предусмотренные пунктом 12 статьи 13 Закона, отсутствие указаний о производстве таких начислений может привести к ущемлению законных прав военнослужащих.

Что же касается предписаний в Приказе N 302 в отношении дополнительных выплат, установленных самим Директором Федеральной службы безопасности РФ в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 13 Закона, то они не противоречат закону, поскольку этим пунктом ему предоставлено право устанавливать размер таких выплат и только в пределах выделенных ассигнований.

Требование заявителя признать необходимым начислять процентную надбавку на подъемное пособие не подлежит удовлетворению, поскольку абзацем вторым пункта 3 статьи 13 Закона предусмотрено производить эту выплату лишь с учетом коэффициента.

Противоречит закону и требование заявителя начислять выплаты, предусмотренные третьим абзацем пункта 3 (суточные) и пунктом 10 (на командировочные расходы), поскольку установление размеров этих выплат отнесено упомянутыми пунктами к компетенции Правительства РФ и они установлены в твердых ставках, единых для всех регионов государства.

Выплата на обзаведение имуществом, предусмотренная пунктом 9 статьи 13 Закона, является не частью денежного довольствия, а беспроцентной ссудой в размере до 12 окладов денежного содержания, которую военнослужащий обязан возвратить в срок до 3 лет, поэтому коэффициенты и процентная надбавка не должны на нее начисляться.

Ошибочным является и мнение заявителя о несоответствии закону указания, содержащегося во втором абзаце пункта 1 Приказа N 302, о том, что к денежному довольствию военнослужащих применяются коэффициенты, установленные для работников непроизводственных отраслей.

Согласно действующему до настоящего времени Постановлению Совета Министров РСФСР от 4 февраля 1991 года N 76 руководителям органов исполнительной власти в субъектах Российской Федерации разрешено устанавливать повышенные коэффициенты, но за счет средств организаций и предприятий и бюджетов субъектов Российской Федерации. Согласно же пункту 6 статьи 13 Закона коэффициенты должны быть установлены федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. В связи с этим военнослужащим выплачивается денежное довольствие с учетом коэффициентов, установленных центральной властью, за счет федерального бюджета.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 191 - 197, 203, 231 - 232 ГПК РСФСР, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

жалобу Бондаренко Игоря Леонидовича удовлетворить частично, признав пункт 2 Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 июня 2001 года N 302 "Об исполнении Федерального закона от 31 декабря 1999 года N 229-ФЗ" противоречащим закону и не действующим с момента издания в той мере, в которой он не предусматривает начисление процентной надбавки, предусмотренной пунктом 6 статьи 13 Закона РФ "О статусе военнослужащих" на надбавку, выплачиваемую военнослужащим, имеющим право на пенсию за выслугу лет (пункт 8 статьи 13 Закона), а также ограничивает начисление районного коэффициента и упомянутой процентной надбавки на дополнительные выплаты и надбавки, установленные Президентом и Правительством Российской Федерации (пункты 11 и 12 статьи 13 Закона).

В удовлетворении требований Бондаренко И.Л. о признании незаконным абзаца второго пункта 1 Приказа Федеральной службы безопасности РФ от 1 июня 2001 года N 302 и пункта 2 этого Приказа в части неуказания в нем о начислении районного коэффициента и процентной надбавки на выплаты, предусмотренные пунктами 3, 9 и 10 Закона РФ "О статусе военнослужащих", а также на надбавки и дополнительные выплаты, установленные Директором Федеральной службы безопасности Российской Федерации (пункт 11 статьи 13 Закона), отказать.

Решение по этому делу в части признания Приказа Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 1 июня 2001 года N 302 недействующим подлежит опубликованию в "Российской газете" и "Бюллетене нормативных актов Федеральных органов исполнительной власти".

Решение может быть обжаловано и опротестовано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток после вынесения судом решения в окончательной форме, то есть после 7 февраля 2002 года.

Судья Верховного Суда
В.А.ЯСЬКИН