ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РЕШЕНИЕ
от 10 января 2001 г. N ВКПИ 00-86

Именем Российской Федерации

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

    председательствующего - судьи
    Верховного Суда Российской Федерации -
    генерал - майора юстиции                         Хомчика В.В.,
    при секретаре -
    старшем лейтенанте юстиции                     Безнасюке А.С.,
    с участием прокурора отдела
    Главной военной прокуратуры
    полковника юстиции                             Тумбасова А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по жалобе гражданина Гуминского Юрия Владимировича о признании незаконным абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных условиях,

установила:

Заявитель Гуминский Ю.В. обратился в Верховный Суд РФ с вышеуказанным требованием, сославшись на то, что Закон РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и Закон РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" установили для указанных районов исчисление периодов, засчитываемых в трудовой стаж в льготном, полуторном размере, без установления срока, с которого такой зачет производится. Вместе с тем, указывает Гуминский, в абзаце 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 определено, что Республика Коми отнесена к отдаленной местности, в которой служба засчитывается в выслугу лет на льготных основаниях с 1 января 1988 года.

По мнению заявителя, оспариваемая норма противоречит закону и нарушает его права, поскольку на ее основании выслуга лет для назначения пенсии после увольнения с военной службы засчитана ему на льготных условиях с 1988 по 1993 год, а не с момента начала его службы на территории республики Коми, то есть с 1983 года.

Заявитель Гуминский Ю.В. в судебное заседание не явился, но не возражал против рассмотрения дела без его участия.

Представитель Председателя Правительства Российской Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации Горностаев А.В. с жалобой заявителя не согласился и просил об оставлении ее без удовлетворения, пояснив при этом, что Закон Российской Федерации "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1 от 20 ноября 1990 г. регулирует общий порядок пенсионного обеспечения граждан и на военнослужащих не распространяется. На военнослужащих также не распространяется и Закон Российской Федерации "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" N 4520-1 от 19 февраля 1993 г. Пенсионное обеспечение военнослужащих регулируется специальным законом, каковым является Закон Российской Федерации "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. Оспариваемое Постановление Правительства Российской Федерации N 941 от 22 сентября 1993 г. издано в соответствии с указанным Законом N 4468-1 от 12 февраля 1993 г. и не противоречит действующему законодательству Российской Федерации. Пенсионное обеспечение военнослужащих существенно отличается от пенсионного обеспечения иных граждан как порядком и условиями его выплаты, так и его размерами.

Выслушав объяснения представителя Председателя Правительства Российской Федерации и Главнокомандующего Внутренними войсками Министерства внутренних дел Российской Федерации Горностаева А.В., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора отдела Главной военной прокуратуры полковника юстиции Тумбасова А.А., полагавшего необходимым отказать заявителю в удовлетворении жалобы, Военная коллегия Верховного Суда РФ находит жалобу Гуминского Ю.В. не подлежащей удовлетворению по следующим основаниям.

Единая система республиканских государственных пенсий в Российской Федерации установлена Законами РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" N 340-1 от 20 ноября 1990 г. и "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" N 4468-1 от 12 февраля 1993 г.

Пенсии, назначенные в соответствии Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей", являются одним из видов государственных пенсий.

Вместе с тем, как правильно отмечает заявитель, правила (условия, нормы, льготные основания начисления, порядок назначения и выплаты), установленные для трудовых и социальных пенсий, имеют существенные различия от правил, установленных для пенсий, назначаемых лицам, уволенным с военной службы.

В частности, статья 88 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" устанавливает, что пенсии назначаются с учетом общего трудового стажа, то есть суммарной продолжительности трудовой и иной общественно полезной деятельности либо специального трудового стажа, то есть суммарной продолжительности определенной трудовой деятельности (службы).

В соответствии со ст. 14 этого Закона назначается пенсия в связи с работой в районах Крайнего Севера (специальным трудовым стажем), перечень этих местностей утверждается Правительством Российской Федерации, а при подсчете трудового стажа, согласно ст. 94 того же Закона и ст. 28 Закона РФ "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях" N 4520-1 от 19 февраля 1993 г., периоды работы в этих районах исчисляются в льготном, полуторном размере.

Согласно действующему в настоящее время Перечню районов Крайнего Севера от 3 января 1983 года Республика Коми (за исключением некоторых ее районов) отнесена к районам Крайнего Севера.

В свою очередь, для назначения пенсии в соответствии с Законом РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" статья 18 указанного Закона определяет понятие выслуги лет, в которую засчитываются периоды военной и приравненной к ней службы.

Установление порядка исчисления выслуги лет для назначения пенсии (в том числе время прохождения службы в особых условиях и время начала льготного исчисления) лицам, проходившим военную службу, в соответствии с частями 2 и 3 указанной статьи, входит в исключительную компетенцию Правительства РФ.

Правовым основанием установления порядка исчисления выслуги лет, назначения и выплаты пенсий, в том числе на льготных условиях, явилось Постановление Правительства РФ N 941 от 22 сентября 1993 г., а также Приложения к нему N 1 и N 2.

Как видно из Приложения N 1, в Перечень местностей РФ, в которых служба военнослужащих засчитывается на льготных условиях в выслугу лет для назначения пенсии, включена Республика Коми.

При этом служба в Республике Коми в местностях севернее Полярного круга согласно абзацу 6 раздела 1 Перечня: для военнослужащих и лиц рядового состава органов внутренних дел (кроме милиции) - с 25 июня 1949 года, а для личного состава милиции - с 1 января 1970 года, засчитывается на льготных условиях - один месяц службы за два месяца, а в других местностях Республики Коми согласно обжалуемому заявителем абзацу 5 раздела 2 Перечня с 1 января 1988 года - один месяц службы за полтора месяца.

Анализ вышеуказанных законодательных и нормативных актов позволяет прийти к выводу, что установление срока, с которого служба на территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, не нарушает прав заявителя на пенсионное обеспечение.

Правительство Российской Федерации, принимая нормативный акт, регулирующий порядок исчисления времени прохождения службы в особых условиях и времени начала льготного исчисления выслуги лет для назначения пенсии, действовало в пределах своих полномочий и исключительной компетенции, установленной Законом.

Вопреки утверждению заявителя оспариваемая норма не противоречит Законам РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" и "О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях", так как определяет порядок исчисления выслуги лет на льготных условиях для назначения пенсии лицам, проходившим военную службу, а не порядок исчисления трудового стажа, с учетом которого осуществляется пенсионное обеспечение на общих основаниях.

Отказывая в удовлетворении требований заявителя, Военная коллегия принимает во внимание и то обстоятельство, что в соответствии со ст. 7 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" и ст. 5 Закона РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" лица, имеющие право на различные государственные пенсии, обладают правом выбора пенсии.

Согласно части 3 статьи 2 Закона РФ "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно - исполнительной системы, и их семей" на условиях и по нормам, установленным Законом РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации", могут назначаться пенсии проживающим в Российской Федерации лицам, проходившим военную службу, по их желанию.

Таким образом, заявитель при наличии оснований для пенсионного обеспечения по Закону РФ "О государственных пенсиях в Российской Федерации" имеет право выбора пенсии, при назначении которой периоды его военной службы в районах Крайнего Севера будут включены в трудовой стаж в льготном, полуторном размере.

На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 191 - 197 и 239.7 ГПК РСФСР, Военная коллегия Верховного Суда РФ

решила:

Гуминскому Юрию Владимировичу в удовлетворении жалобы о признании незаконным абзаца 5 раздела 2 Приложения 1 к Постановлению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. N 941 в части установления срока, с которого служба на территории Республики Коми засчитывается в выслугу лет на льготных условиях, отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.