ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 8 апреля 2015 г. N ВКГПИ15-9

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Российской Федерации Замашнюка А.Н.,

при секретаре Н.,

с участием прокурора Соколова С.Б.,

представителей Правительства Российской Федерации по доверенности И. и С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по заявлению Л. о признании противоречащим закону и недействующим пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" в части вступления постановления в силу с 1 января 2012 г.,

установил:

постановлением Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 установлены размеры коэффициентов (районных, за военную службу (службу) в высокогорных районах, за военную службу (службу) в пустынных и безводных местностях) и процентных надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников органов внутренних дел Российской Федерации, учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службы Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях.

Пунктом 5 названного постановления определено, что постановление вступает в силу с 1 января 2012 г., а в отношении лиц, указанных в части 2 статьи 7 Федерального закона "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" и части 2 статьи 20 Федерального закона "О социальных гарантиях сотрудникам органов внутренних дел Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", - с 1 января 2013 г.

Нормативный правовой акт опубликован в Собрании законодательства Российской Федерации 16 января 2012 г., N 3, и в "Российской газете", 2012 г., 18 января.

Л. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании недействующим пункта 5 упомянутого постановления Правительства Российской Федерации в части вступления постановления в силу с 1 января 2012 г., полагая, что оспариваемый им пункт противоречит ст. 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" и нарушает его права как военнослужащего на получение денежного довольствия в период с 1 по 16 января 2012 г. с применением районного коэффициента 1,7, который применялся ранее, а не коэффициента 1,6, который был применен при расчете ему денежного довольствия с 1 января 2012 г.

По мнению заявителя, оспариваемое им в части постановление Правительства Российской Федерации, как затрагивающее права, свободы и обязанности человека и гражданина, должно было вступить в силу не ранее дня его официального опубликования, т.е. 16 января 2012 г., а до указанной даты применению не подлежало.

Заявитель Л., надлежаще извещенный о месте и времени судебного заседания, в суд не явился, просил рассмотреть дело без его участия.

Правительство Российской Федерации поручило представлять свои интересы в Верховном Суде Российской Федерации Министерству обороны Российской Федерации (поручение от 27 марта 2015 г. N РД-П4-1946).

Представители Правительства Российской Федерации по доверенности И. и С., возражая против удовлетворения заявления, пояснили, что постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 принято уполномоченным органом, в пределах его компетенции, официально опубликовано, в оспариваемой части не противоречит федеральному законодательству, права и свободы заявителя не нарушает.

Обсудив доводы заявителя, возражения представителей Правительства Российской Федерации, проверив оспариваемое нормативное положение на соответствие нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, заслушав заключение прокурора Соколова С.Б., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что заявление Л. удовлетворению не подлежит по следующим основаниям.

В соответствии со статьями 114 и 115 Конституции Российской Федерации, статьями 13, 22 и 23 Федерального конституционного закона от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации" Правительство Российской Федерации осуществляет возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации полномочия, на основании и во исполнение которых издает постановления и распоряжения, обязательные для исполнения в Российской Федерации.

Согласно статьям 12 и 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" порядок и размеры обеспечения военнослужащих денежным довольствием и отдельными выплатами с учетом выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения военной службы устанавливаются Федеральным законом "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", иными федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации, нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и нормативными правовыми актами иных федеральных государственных органов.

Частями 24 и 25 статьи 2 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" определено, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе в отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, денежное довольствие выплачивается с учетом коэффициентов и процентных надбавок. Их размеры и порядок применения для расчета денежного довольствия военнослужащих устанавливаются Правительством Российской Федерации.

В рамках указанных конституционных норм и в соответствии с названными выше нормативными правовыми актами, а также в целях реализации положений Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ Правительством Российской Федерации 30 декабря 2011 г. было издано постановление N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях", которое впоследствии было официально опубликовано.

Таким образом, оспариваемое заявителем постановление принято уполномоченным на то органом - Правительством Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликовано для всеобщего сведения.

Как следует из пункта 24 статьи 2 и статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат", в связи с вступлением в силу названного федерального закона законодательные и иные нормативные правовые акты Союза ССР и Российской Федерации по вопросам денежного довольствия военнослужащих и установления им отдельных выплат, в том числе с учетом ранее действовавших коэффициентов и процентных надбавок за службу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях, применяются в части, не противоречащей данному закону.

Согласно статье 7 упомянутого федерального закона он вступил в силу с 1 января 2012 г. (за исключением положений статей 1, 2, частей 1 - 7 статьи 3, статей 4 и 6, которые права заявителя не затрагивают и на него не распространяются).

На основании изложенного Верховный Суд Российской Федерации приходит к выводу о том, что в связи со вступлением в силу Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ "О денежном довольствии военнослужащих и предоставлении им отдельных выплат" все ранее установленные до 1 января 2012 г. повышающие коэффициенты и надбавки к денежному довольствию военнослужащих в зависимости от выполняемых ими задач, а также условий и порядка прохождения военной службы подлежали пересмотру и приведению в соответствие с новым порядком денежного довольствия военнослужащих, обеспечивающим значительное увеличение его размера, с одновременным упорядочением применения коэффициентов и надбавок к денежному довольствию военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, в том числе в отдаленных местностях и районах с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, что и было реализовано Правительством Российской Федерации путем издания 30 декабря 2011 г. постановления N 1237.

С учетом того, что названное постановление Правительства Российской Федерации издано во исполнение положений статьи 2 упомянутого федерального закона, оспариваемый заявителем пункт 5 этого постановления определил порядок вступления постановления в законную силу тоже с 1 января 2012 г., т.е. в строгом соответствии с требованиями статьи 6 Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ и в пределах предоставленных Правительству Российской Федерации Указом Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 г. N 763 и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ полномочий устанавливать в своих актах иной порядок вступления их в законную силу, нежели чем день официального опубликования.

Поэтому размер установленного ранее заявителю коэффициента за службу в отдаленной местности был приведен в соответствие с действующим нормативным правовым регулированием порядка обеспечения военнослужащих денежным довольствием и вместо величины 1,7 с 1 января 2012 г. стал составлять 1,6.

Причем всем военнослужащим, и в том числе заявителю, с указанного числа были значительно увеличены размеры должностных окладов и окладов по воинскому званию.

Анализируя доводы заявителя, Верховный Суд Российской Федерации учитывает и то, что законодательные изменения, связанные с реформированием системы материально-финансового обеспечения граждан, приводящие в итоге к повышению размера денежного довольствия этих лиц, ограничивать или умалять их конституционные права не могут.

При таких данных изменение Л. после 1 января 2012 г. размера коэффициента с 1,7 на 1,6 при одновременном значительном увеличении его денежного довольствия в абсолютной величине прав заявителя на справедливое вознаграждение за военную службу не нарушило и не нарушает, а утверждение заявителя об обратном суд признает несостоятельным.

В соответствии с частью 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку постановление Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 издано в пределах его компетенции и полномочий, официально опубликовано для всеобщего сведения, его пункт 5 в оспариваемой заявителем части соответствует требованиям Федерального закона от 7 ноября 2011 г. N 306-ФЗ, прав и охраняемых законом интересов заявителя и других военнослужащих, проходящих военную службу в пос. Тура Красноярского края, не нарушает, заявление Л. удовлетворению не подлежит.

В связи с отказом в удовлетворении заявления Л. понесенные им судебные расходы по уплате государственной пошлины возмещению не подлежат.

На основании изложенного и руководствуясь ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Л. о признании противоречащим закону и недействующим пункта 5 постановления Правительства Российской Федерации от 30 декабря 2011 г. N 1237 "О размерах коэффициентов и процентных надбавок и порядке их применения для расчета денежного довольствия военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, и сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти, проходящих военную службу (службу) в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, а также в других местностях с неблагоприятными климатическими или экологическими условиями, в том числе отдаленных местностях, высокогорных районах, пустынных и безводных местностях" в части вступления постановления в силу с 1 января 2012 г. отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.ЗАМАШНЮК