ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 апреля 2013 г. N ВКГПИ13-7

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Королева Л.А.,

при секретаре А.,

с участием старшего военного прокурора 3 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры Л., представителя Министерства юстиции Российской Федерации - ведущего советника отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов Г., представителя Министерства обороны Российской Федерации - советника Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации М., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Х. о признании противоречащим закону и недействующим с момента утверждения абзаца пятого пункта 101 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80,

установил:

приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации" утверждено Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации (далее - Руководство).

Абзацем пятым пункта 101 Руководства установлено, что к научным работникам относятся офицеры и лица гражданского персонала, занимающие должности начальников (заведующих) и заместителей начальников научно-исследовательских и научно-вычислительных центров, отделов, лабораторий, военно-научных групп, а также должности ведущих научных, старших научных, научных и младших научных сотрудников.

Х. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором полагает, что оспариваемый абзац пятый пункта 101 Руководства противоречит части 1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике", поскольку содержит дополнительный критерий для получения статуса научного работника - замещение определенной должности и препятствует реализации его права, предусмотренного пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Заявитель Х., своевременно извещенный о времени и месте судебного разбирательства, в суд не прибыл и просил рассмотреть дело без его участия.

Представитель Министерства обороны Российской Федерации М. и представитель Министерства юстиции Российской Федерации Г. требования заявителя не признали, просили отказать в их удовлетворении и пояснили, что оспариваемый нормативный правовой акт издан Министром обороны Российской Федерации в пределах его полномочий и не противоречит действующему законодательству.

Выслушав выступление представителя Министерства обороны Российской Федерации М., представителя Министерства юстиции Российской Федерации Г., исследовав материалы дела и заслушав заключение прокурора Лиховидова К.С., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления отказать, Верховный Суд Российской Федерации находит заявление Х. не подлежащим удовлетворению, поскольку по настоящему делу обстоятельств, с наличием которых закон связывает возможность признания части нормативного правового акта недействующим, не имеется.

В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 22 августа 1996 года N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании", в редакции Федерального закона от 8 мая 2010 года N 83-ФЗ, порядок создания, реорганизации и ликвидации федеральных высших учебных заведений определяется Правительством Российской Федерации, если иное не установлено федеральными законами и указами Президента Российской Федерации.

Правительство Российской Федерации постановлением от 31 января 2009 года N 82 утвердило Типовое положение о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования (далее - Типовое положение).

Согласно пункту 2 Типового положения Правительство делегировало свои полномочия учредителя после создания высшего военно-учебного заведения федеральным органам, в которых законом предусмотрена военная служба.

В соответствии с пунктом 1 и подпунктом 1 пункта 8 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 "Вопросы Министерства обороны Российской Федерации" Министерство обороны Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области обороны, а также иные установленные федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации функции в этой области и в целях реализации своих полномочий имеет право издавать нормативные правовые акты и иные документы по вопросам, отнесенным к его компетенции.

Как видно из подпункта 37 пункта 7 и подпункта 7 пункта 10 этого же Положения Минобороны России организует деятельность подведомственных ему образовательных учреждений и научно-исследовательских организаций, а Министр обороны Российской Федерации вправе издавать приказы, директивы, положения, наставления, инструкции, уставы и иные нормативные (правовые, нормативные правовые) акты, давать указания, организовывать и проверять их исполнение.

Министерство обороны Российской Федерации в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 года N 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации издает нормативные правовые акты.

На основании вышеуказанных норм закона и нормативных правовых актов Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему этими нормативными правовыми актами полномочий 12 марта 2003 года издан приказ N 80 "Об утверждении Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации", которым утверждено Руководство по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации.

Данный приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 8 апреля 2003 года за N 4388 и официально опубликован в "Российской газете" от 12 апреля 2003 года N 70.

Таким образом, вышеупомянутый приказ, утвердивший оспариваемое Руководство, издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации, в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.

Вопреки доводам заявителя Х., оснований утверждать, что оспариваемая им норма абзаца пятого пункта 101 Руководства противоречит части 1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" и нарушает какие-либо его права и свободы, не имеется.

В части 1 статьи 4 Федерального закона от 23 августа 1996 года N 127-ФЗ "О науке и государственной научно-технической политике" указано, что научным работником является гражданин, обладающий необходимой квалификацией и профессионально занимающийся научной и (или) научно-технической деятельностью.

Согласно абзацу пятому пункта 101 Руководства к научным работникам относятся офицеры и лица гражданского персонала, занимающие должности начальников (заведующих) и заместителей начальников научно-исследовательских и научно-вычислительных центров, отделов, лабораторий, военно-научных групп, а также должности ведущих научных, старших научных, научных и младших научных сотрудников.

Из анализа содержания данных норм видно, что оспариваемый абзац пятый пункта 101 Руководства не противоречит вышеназванной норме федерального закона, поскольку в нем не устанавливается понятие такой категории как научный работник, а определен перечень должностей постоянного состава высшего военно-учебного заведения, связанных с осуществлением в нем научной деятельности. Занимая указанные должности, гражданин, обладающий необходимой квалификацией, будет профессионально заниматься научной и (или) научно-технической деятельностью в высшем военно-учебном заведении.

Не нарушает оспариваемый Х. абзац пятый пункта 101 Руководства и его права, как считает заявитель, предусмотренного пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

Пунктом 8 статьи 15 названного выше Федерального закона предусмотрено право военнослужащих - научных работников, имеющих ученые степени и (или) ученые звания, на дополнительную площадь жилого помещения.

Согласно пункту 29 Типового положения о военном образовательном учреждении высшего профессионального образования, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 31 января 2009 года N 82, к постоянному составу высшего военно-учебного заведения относятся руководящий, научно-педагогический (профессорско-преподавательский состав и научные работники), инженерно-технический и административно-хозяйственный состав, командиры подразделений слушателей и курсантов, производственный и учебно-вспомогательный персонал, а также военнослужащие и гражданский персонал воинских частей (подразделений) обеспечения и других структурных подразделений.

Аналогичные положения изложены в пункте 101 Руководства, абзац пятый которого оспаривает заявитель.

В соответствии с пунктом 30 Типового положения к переменному составу высшего военно-учебного заведения относятся докторанты, адъюнкты, слушатели и курсанты.

Из материалов дела усматривается, что Х. проходил военную службу в должности адъюнкта очной адъюнктуры высшего военно-учебного заведения.

Таким образом, Х. не относился к постоянному составу высшего военно-учебного заведения и к той категории граждан (научные работники), на которую распространяется право на дополнительную площадь жилого помещения, предусмотренное пунктом 8 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", а следовательно и не могло быть нарушено это право оспариваемым им абзацем пятым пункта 101 Руководства.

На основании изложенного суд приходит к выводу о том, что поскольку оспариваемые Х. положения абзаца пятого пункта 101 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80, соответствуют нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и не нарушают права и охраняемые законом интересы заявителя, этот приказ издан в пределах компетенции Министра обороны Российской Федерации и официально опубликован для всеобщего сведения, то заявление Х. не подлежит удовлетворению.

Руководствуясь статьями 194 - 199 и частью 1 статьи 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

в удовлетворении заявления Х. о признании абзаца пятого пункта 101 Руководства по организации работы высшего военно-учебного заведения Министерства обороны Российской Федерации, утвержденного приказом Министра обороны Российской Федерации от 12 марта 2003 года N 80, противоречащим закону и недействующим с момента утверждения отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его принятия в окончательной форме.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
Л.А.КОРОЛЕВ