ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 19 сентября 2013 г. N ВКГПИ13-39

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе:

председательствующего - судьи Верховного Суда Соловьева А.И.,

при секретаре - Б.Н.,

с участием старшего военного прокурора 4 Управления Главной военной прокуратуры Гаврилова А.В., представителей Министра обороны Российской Федерации начальника отдела Департамента претензионной и судебно-правовой работы С.Е., главного специалиста - эксперта этого же Департамента К., а также представителя Министерства юстиции Российской Федерации референта отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов Б.В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.В.К. о признании недействующими подпунктов "а", "б", "в" пункта 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300, в части установления категории проезда "автомобильным транспортом - в мягких автобусах" как противоречащих пункту 1 статьи 20 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" и пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества",

установила:

Б.В.К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующими подпункты "а", "б", "в" пункта 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" в части установления категории проезда - "автомобильным транспортом - в мягких автобусах" (далее - Приказ).

По его мнению, нормы, содержащиеся в оспариваемых пунктах Приказа, нарушают его права и противоречат пункту 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354, а также пункту 1 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ.

Б.В.К. утверждает, что указанными нормами Закона и постановления Правительства предусмотрено лишь одно ограничение для военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, на бесплатный проезд на автомобильном транспорте к месту лечения и обратно - "за исключением такси".

Как полагает заявитель, оспариваемыми положениями Приказа N 300 Министр обороны Российской Федерации ввел ограничение, которое не предусмотрено законодательством и препятствует реализации гарантий, связанных с компенсацией расходов на проезд на личном автомобиле к месту санаторно-курортного лечения и обратно.

Представитель Министра обороны Российской Федерации С.Е. в своих возражениях требования Б.В.К. не признала, полагая, что, вопреки мнению заявителя, указанный Приказ издан во исполнение пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ и пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354. При его издании Министр обороны Российской Федерации не вышел за рамки предоставленных ему полномочий. Кроме того, названными нормативными правовыми актами не установлено права на компенсацию за проезд на личном автомобиле, в связи с чем оспариваемые положения Приказа не содержат каких-либо противоречий и прав заявителя не нарушают.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации в своих возражениях на заявление Б.В.К. также просил в удовлетворении его требований отказать. При этом он указал, что Приказ издан в целях реализации нормативных предписаний постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354, категории проезда на автомобильном транспорте определены в Приказе с учетом предписаний п. 6 этого постановления. Оспариваемые нормы Приказа истолкованы заявителем ошибочно, без взаимосвязи с положениями иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания Б.В.К. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление без его участия.

В судебном заседании представители Министра обороны Российской Федерации возражали против удовлетворения заявления Б.В.К., ссылаясь на то, что приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 издан во исполнение постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354, о чем прямо указано в преамбуле названного Приказа.

Представитель Министерства юстиции Российской Федерации Б.В.Н. в суде заявил, что регистрируя приказ Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300, Минюст России после тщательной проверки исходил из факта полного соответствия его законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и просил в удовлетворении требований заявителя отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, заключение прокурора Гаврилова А.В., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.

В соответствии с пунктом 5 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" прапорщики и мичманы, уволенные с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями, общая продолжительность военной службы которых составляет 20 лет и более, имеют право на проезд на безвозмездной основе железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом при следовании в санаторно-курортные, оздоровительные учреждения и обратно (один раз в год).

Согласно пункту 9 статьи 20 этого же Федерального закона расходы, связанные с перевозкой граждан, уволенных с военной службы, железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом возмещаются за счет средств Министерства обороны Российской Федерации (иного федерального органа исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Во исполнение этого предписания закона порядок возмещения указанных расходов установлен постановлением Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества".

Детализируя порядок возмещения таких расходов, Правительство Российской Федерации в пункте 1 названного постановления фактически дословно повторило основания и условия безвозмездного проезда в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения прапорщиков и мичманов, уволенных с военной службы, установленные Федеральным законом "О статусе военнослужащих".

При этом пунктами 2 и 5 указанного постановления на Министерство обороны Российской Федерации была возложена обязанность не только установления категории проезда граждан, уволенных с военной службы, но и выдачи им воинских перевозных документов (денежных средств) на проезд железнодорожным, воздушным, водным и автомобильным (за исключением такси) транспортом общего пользования.

Таким образом, утверждение заявителя о том, что постановлением Правительства Российской Федерации N 354 право на проезд личным транспортом не запрещалось, не соответствует действительности.

В соответствии с указаниями названного постановления Правительства Российской Федерации, Министром обороны Российской Федерации издан оспариваемый Приказ и установлены категории проезда, в том числе на автомобильном транспорте.

Данный Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 30 июня 2000 г., регистрационный N 2290, и официально опубликован для всеобщего сведения.

Согласно подпунктам "а", "б", "в", "е" пункта 2 Приказа для высших офицеров, полковников, подполковников, капитанов 1 и 2 ранга, остальных военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, как и для граждан, уволенных с военной службы, предусмотрены разные категории проезда, в том числе и проезд автомобильным (за исключением такси) транспортом - в мягких автобусах.

Таким образом, названная категория проезда Министром обороны Российской Федерации установлена в рамках реализации положений пунктов 5, 9 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пунктов 1, 2 постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354.

В связи с этим мнение Б.В.К. о противоречии действующему законодательству оспариваемых положений Приказа, которыми установлена такая категория проезда как "автомобильным транспортом - в мягких автобусах", является предположительным.

Утверждение заявителя о том, что указанные им положения нормативного правового акта Министерства обороны Российской Федерации противоречат и предписаниям пункта 1 статьи 20 Федерального закона "О статусе военнослужащих" является беспредметным, поскольку эта норма закона в прямой постановке не регулирует правовые отношения, связанные с предоставлением права на проезд на безвозмездной основе гражданам, уволенным с военной службы.

В силу части 1 статьи 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Руководствуясь статьями 194 - 199, 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации

решила:

В удовлетворении заявление Б.В.К. о частичном признании недействующими подпунктов "а", "б", "в" пункта 2 приказа Министра обороны Российской Федерации от 8 июня 2000 г. N 300 "О мерах по выполнению постановления Правительства Российской Федерации от 20 апреля 2000 г. N 354 "О порядке возмещения расходов, связанных с перевозкой военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей, а также их личного имущества" - отказать.

Решение может быть обжаловано в Апелляционную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение месяца со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.СОЛОВЬЕВ