ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 20 июля 2011 г. N ВКГПИ11-47
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева А.И., при секретаре А., с участием представителя Министра обороны РФ - советника Департамента претензионной и судебно-правовой работы Министерства обороны Российской Федерации С.Е., представителя Министерства юстиции РФ - консультанта отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в правоохранительной и социальной сферах Департамента регистрации ведомственных нормативных правовых актов С.Н. и помощника Главного военного прокурора полковника юстиции Белоусова Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Р. о признании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 556 "О внесении изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 1115" противоречащим пункту 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года и статье 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1495 от 10 ноября 2007 года,
установила:
Р. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 556 "О внесении изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 1115" противоречащим пункту 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года и статье 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации N 1495 от 10 ноября 2007 года.
По его мнению, внесенное дополнение нарушает его право на получение ежемесячной надбавки за квалификационный уровень физической подготовленности, поскольку все военнослужащие, проходящие военную службу по контракту, в том числе и находящиеся в распоряжении, обязаны сдавать нормативы по физической подготовке.
В возражениях на заявление представитель Министра обороны РФ С.Е. и представитель Министерства юстиции РФ С.Н., полагая, что оспариваемый Р. Приказ Министра обороны Российской Федерации не противоречит действующему законодательству, просили суд в удовлетворении требований заявителя отказать.
В связи с ходатайством заявителя гражданское дело, с учетом мнения лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие Р.
Представитель Министра обороны С.Е., возражая против удовлетворения требований Р., в судебном заседании заявила, что внесенное Министром обороны РФ изменение в его же Приказ от 26 августа 2010 года N 1115 не противоречит требованиям действующего законодательства, так как в соответствии с подпунктами 7, 43 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации определение порядка обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил денежным довольствием, установление дополнительных выплат (в пределах выделенных средств) входит в компетенцию Министра обороны РФ.
Представитель Министерства юстиции РФ С.Н. в суде заявила, что регистрируя 18 мая 2011 года за N 20791 Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 556 "О внесении изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 1115", Минюст России после тщательной проверки исходил из факта полного соответствия его законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, и просила в удовлетворении требований заявителя отказать.
Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министра обороны РФ, Министерства юстиции Российской Федерации и заключение прокурора Белоусова Е.И., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя за их необоснованностью, Военная коллегия приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 1 статьи 3 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" для военнослужащих настоящим Федеральным законом устанавливается единая система правовой и социальной защиты, а также материального и иных видов обеспечения с учетом занимаемых воинских должностей, присвоенных воинских званий, общей продолжительности военной службы, в том числе и в льготном исчислении, выполняемых задач, условий и порядка прохождения ими военной службы.
Таким образом, законодатель предусмотрел, что в основу гарантий социальной и правовой помощи военнослужащим положен принцип дифференцированного деления определенного набора льгот и социальных гарантий между различными категориями военнослужащих. Последние формировались с учетом, в том числе и занимаемых воинских должностей.
Именно на основании этого Федерального закона Министр обороны Российской Федерации издал Приказ N 556 от 21 апреля 2011 года, которым пункт 3 Приказа Министра обороны РФ от 26 августа 2010 года N 1115 "Об установлении ежемесячной надбавки военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, за квалификационный уровень физической подготовленности, выполнение (подтверждение) спортивных разрядов по военно-прикладным видам спорта и наличие спортивных званий по любому виду спорта" дополнен предложением о том, что ежемесячную надбавку надлежит выплачивать со дня вступления в исполнение (временное исполнение) обязанностей по воинской должности (вакантной воинской должности) и по день освобождения от исполнения обязанностей по занимаемой (временно исполняемой вакантной) воинской должности (сдачи дел и должности).
Как усматривается из представленных заявителем материалов в связи с проведением организационно-штатных мероприятий приказом Министра обороны Российской Федерации Р. зачислен в распоряжение.
В соответствии с пунктом 1 статьи 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий проходит военную службу на воинской должности, за исключением случаев, указанных в пункте 4 настоящей статьи, который определяет, что нахождение военнослужащего в распоряжении соответствующего командира (начальника) не является прохождением военной службы на воинской должности.
При таких обстоятельствах следует признать, что Приказ Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 556 "О внесении изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 1115", вопреки утверждению заявителя Р., не противоречит пункту 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации "О статусе военнослужащих" N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года и положениям статьи 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (утвержден Указом Президента Российской Федерации N 1495 от 10 ноября 2007 года), которые носят общий характер и не регулируют выполнение (подтверждение) военнослужащими квалификационного уровня физической подготовки, за которое установлена денежная надбавка.
Оспариваемый Приказ Министра обороны РФ издан им в пределах прав, предоставленных ему подпунктами 7 и 43 пункта 10 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации.
С учетом изложенного и того, что действующее законодательство не содержит положений, препятствующих органу, издавшему в пределах своих полномочий нормативный правовой акт, вносить в него изменения и дополнения, оспариваемый Приказ Министра обороны РФ следует признать законным и обоснованным, а требования Р. не подлежащими удовлетворению.
Руководствуясь ст. ст. 194 - 198 и ч. 1 ст. 253 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
В удовлетворении заявления Р. о признании Приказа Министра обороны Российской Федерации от 21 апреля 2011 года N 556 "О внесении изменения в Приказ Министра обороны Российской Федерации от 26 августа 2010 года N 1115" противоречащим пункту 1 статьи 3 Федерального закона Российской Федерации N 76-ФЗ от 27 мая 1998 года "О статусе военнослужащих" и статье 20 Устава внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации - отказать.
Решение может быть обжаловано в кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня вынесения решения.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.СОЛОВЬЕВ