ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 18 марта 2011 г. N ВКГПИ11-10
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе
судьи Верховного Суда Российской Федерации Коронца А.Н.,
при секретаре А.,
с участием военного прокурора управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Богданова А.Г. рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению И. о признании недействующим пункта 43 Инструкции "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во Внутренних войсках МВД России", утвержденной Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. N 75,
установила:
И. обратилась в Верховный Суд Российской Федерации с указанным заявлением, в котором в обоснование своих требований приводит следующие доводы.
Оспариваемый пункт Инструкции противоречит п. 17 ст. 34 Положения о прохождении военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 г. N 1237, пункту 13 ст. 15 и абзацу 2 пункта 1 ст. 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ, нарушает ее права и свободы, препятствует обеспечению жилым помещением для постоянного проживания и своевременному увольнению с военной службы в связи с достижением предельного возраста пребывания на военной службе, вынуждает продолжить военную службу сверх установленного срока.
И., надлежащим образом уведомленная о времени и месте судебного заседания, в суд не прибыла и просила рассмотреть дело без ее участия.
Представитель Министра внутренних дел Российской Федерации П. требования заявителя не признал и просил отказать в их удовлетворении, указав, что оспариваемый пункт Инструкции не противоречит требованиям Положения о порядке прохождения военной службы и Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не нарушает прав и свобод заявителя.
Выслушав объяснения представителя Министра внутренних дел РФ, исследовав обстоятельства дела и заслушав заключение представителя Министра юстиции РФ К. и военного прокурора Богданова А.Г., полагавших необходимым заявление И. оставить без удовлетворения, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующим выводам.
Указанные заявителем ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункт 17 ст. 34 Положения о порядке прохождения военной службы, которые якобы противоречат пункту 43 Инструкции, действительно устанавливают гарантии жилищных прав военнослужащих, запрещая увольнение военнослужащих, достигших предельного возраста пребывания на военной службе, нуждающихся в улучшении жилищных условий и имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, без их согласия до обеспечения жильем по месту военной службы.
Приказ Министра внутренних дел РФ от 12 февраля 2010 г. N 75 "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во Внутренних войсках МВД России" издан в соответствии с его полномочиями, прошел правовую экспертизу в Министерстве юстиции РФ и зарегистрирован 30 марта 2010 г. за N 16766.
В преамбуле указанного Приказа указано, что он издан в целях упорядочения работы во Внутренних Войсках МВД России по реализации установленных законодательством Российской Федерации прав и социальных гарантий военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, граждан, уволенных с военной службы, членов семей военнослужащих, погибших (умерших) или пропавших без вести по обеспечению жилыми помещениями.
При этом пункт 3 Инструкции содержит указание на то, что вопросы, связанные с обеспечением военнослужащих Внутренних войск МВД Российской Федерации жилыми помещениями, решаются по месту прохождения ими военной службы в соответствии с Конституцией Российской Федерации, Жилищным кодексом Российской Федерации, федеральными законами, постановлениями Правительства Российской Федерации, жилищным законодательством субъектов Российской Федерации и организуются в порядке, предусмотренном настоящей Инструкцией.
Оспариваемый пункт 43 Инструкции включен в раздел "Организация работы по представлению жилых помещений" определяет, что распределение и предоставление жилых помещений производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности с учетом льгот и норм, установленных жилищным законодательством, не устанавливает каких-либо норм и льгот, а декларирует обязательное соблюдение требований жилищного законодательства жилищными комиссиями.
При таких обстоятельствах признать оспариваемый пункт противоречащим ст. ст. 15 и 23 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и пункту 17 ст. 34 Положения о прохождении военной службы оснований не имеется.
Возложить на Министра внутренних дел РФ обязанность установить в указанном Приказе какие-либо преимущественные права военнослужащих, имеющих выслугу более 10 лет и подлежащих увольнению с военной службы по достижении предельного возраста пребывания на военной службе, не входит в компетенцию Верховного Суда Российской Федерации и это противоречило бы ст. 10 Конституции Российской Федерации, определяющей принцип разделения властей.
Что касается ссылки И. на продолжение военной службы сверх установленного срока, то военный суд не усматривает нарушения ее прав, поскольку заявитель, прося об увольнении с военной службы, согласия на увольнение без предоставления жилого помещения не давала и продолжает служить до получения жилья.
При таких обстоятельствах продолжение военной службы И. после достижения предельного возраста пребывания на военной службе не может рассматриваться как принудительное.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194 - 197 и ч. 4 ст. 258 ГПК РФ, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации
решила:
в удовлетворении заявления И. о признании недействующим пункта 43 Инструкции "Об организации работы по обеспечению жилыми помещениями во Внутренних войсках МВД России", утвержденной Приказом Министра внутренних дел Российской Федерации от 12 февраля 2010 г. N 75, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 суток со дня вынесения в окончательной форме.
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.Н.КОРОНЕЦ