ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 17 ноября 2010 г. N ВКГПИ10-61

Верховный Суд Российской Федерации в составе:

судьи Верховного Суда Соловьева А.Н.,

при секретаре - А.,

с участием прокурора Богданова А.Г., представителя Министра обороны Российской Федерации Д., а также представителя Министерства юстиции Российской Федерации О.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению К. о признании противоречащим действующему законодательству п. 121 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200,

установил:

К. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим п. 121 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200 (далее - Порядок).

По его мнению, нормы, содержащиеся в оспариваемом пункте Порядка, противоречат Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 г. N 343 "Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту".

К. утверждает, что в соответствии с указанным Постановлением Правительства Российской Федерации единственным условием для выплаты военнослужащим, имеющим ученую степень и (или) звание, надбавок за ученую степень и ученое звание, исчисляемых в соответствующих процентах оклада по воинской должности, является факт прохождения ими военной службы по контракту. Аналогичный вывод он делает и при анализе п. 118 Порядка.

Однако нормы п. 121 Порядка, как полагает заявитель, вводят дополнительное условие выплаты указанных надбавок - нахождение военнослужащего на должности, что нарушает его право как военнослужащего, проходящего военную службу по контракту и находящегося в распоряжении командира (начальника), на получение этих надбавок.

Представители Министра обороны Российской Федерации и Министерства юстиции Российской Федерации в своих возражениях требования заявителя не признали и просили отказать в их удовлетворении.

Надлежащим образом извещенный о месте и времени судебного заседания К. в суд не прибыл и просил рассмотреть заявление без его участия.

В судебном заседании представители указанных Министерств также возражали против удовлетворения заявления К., ссылаясь на то, что приказ издан в соответствии с полномочиями Министра обороны Российской Федерации и не нарушает права заявителя.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации Д., Министерства юстиции Российской Федерации О., заключение прокурора Богданова А.Г., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении требований заявителя, Верховный Суд Российской Федерации приходит к следующим выводам.

Согласно п. 3 ст. 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих", порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется федеральным органом исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба.

Министр обороны Российской Федерации Приказом от 30 июня 2006 г. N 200 утвердил Порядок обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации.

Данный Приказ зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 г. (регистрационный N 8304) и опубликован в "Российской газете" от 27 сентября 2006 г. N 215, в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти от 2 октября 2006 г. N 406.

Таким образом, оспариваемый Приказ издан правомочным на это должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями действующего законодательства.

В соответствии с ч. 3 ст. 246 ГПК РФ при рассмотрении и разрешении дел, возникающих из публичных правоотношений, суд не связан основаниями и доводами заявленных требований.

С учетом этого, а также исходя из характера сложившихся правоотношений, суд приходит к выводу о том, что для правильного разрешения дела необходимо провести анализ и оценку обстоятельств, послуживших основанием для принятия Министром обороны Российской Федерации оспариваемых норм (п. 121 Порядка).

Федеральным законом "О статусе военнослужащих" Правительству Российской Федерации предоставлено право устанавливать надбавки и другие дополнительные выплаты военнослужащим (п. 9 ст. 13).

Реализуя предоставленное законом право Правительство Российской Федерации Постановлением от 2 июня 2006 г. N 343 установило военнослужащим, проходящим военную службу по контракту, следующие надбавки:

имеющим ученую степень кандидата наук, - в размере 10 процентов оклада по воинской должности;

имеющим ученую степень доктора наук, - в размере 25 процентов оклада по воинской должности;

имеющим ученое звание доцента, - в размере 10 процентов оклада по воинской должности;

имеющим ученое звание профессора, - в размере 25 процентов оклада по воинской должности.

При этом оговорено, что указанные надбавки не устанавливаются военнослужащим, которым выплачиваются надбавки за ученую степень кандидата наук либо доктора наук и (или) за должность доцента либо профессора в соответствии с Федеральным законом "О статусе военнослужащих" (п. 1).

Из п. 6.1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" следует, что военнослужащим, проходящим военную службу по контракту на воинских должностях научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования, устанавливаются надбавки к должностным окладам за должность доцента, должность профессора, за ученую степень кандидата наук и ученую степень доктора наук в размерах, установленных Федеральным законом от 22 августа 1996 г. N 125-ФЗ "О высшем и послевузовском профессиональном образовании".

Согласно п. 5 ст. 30 Федерального закона "О высшем и послевузовском профессиональном образовании" научно-педагогическим работникам высших учебных заведений устанавливаются надбавки к должностным окладам в размере:

40 процентов за должность доцента;

60 процентов за должность профессора;

3000 рублей за ученую степень кандидата наук;

7000 рублей за ученую степень доктора наук.

Кроме того, п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 г. N 343 предписано, что если размер надбавки за ученую степень, установленной военнослужащим в соответствии с п. 1 Постановления, ниже размера соответствующей надбавки (ежемесячной доплаты) за ученую степень кандидата или доктора наук, установленной законодательством Российской Федерации для работников, замещающих штатные должности в федеральных государственных научных организациях и высших учебных заведениях, таким военнослужащим устанавливается ежемесячная выплата в размере разницы между указанными надбавками в случае замещения ими:

должностей руководящего и научно-педагогического состава в образовательных учреждениях высшего профессионального образования;

воинских должностей руководящего состава в образовательных учреждениях (военных образовательных учреждениях) высшего профессионального образования;

должностей (воинских должностей) руководящего, научно-педагогического и научного состава в образовательных учреждениях (военных образовательных учреждениях) дополнительного профессионального образования, научно-исследовательских (испытательных) организациях федеральных органов исполнительной власти, в составе которых проходят военную службу военнослужащие;

должностей (воинских должностей) в органах управления образованием (военным образованием).

Перечни учреждений, организаций, органов и должностей (воинских должностей), при замещении которых устанавливаются надбавки в соответствии с п. 6.1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" либо указанная ежемесячная выплата, определяются руководителями федеральных органов исполнительной власти, в которых проходят военную службу военнослужащие.

Анализ приведенных нормативных правовых актов позволяет сделать вывод, что законодательство предусматривает три категории военнослужащих, имеющих право на получение надбавок за ученую степень и (или) ученое звание.

Первая категория установлена п. 1 Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 г. N 343, к ней относятся военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и имеющие ученую степень и (или) ученое звание. В п. 118 Порядка содержится аналогичная норма.

Ко второй категории отнесены военнослужащие, имеющие ученую степень и (или) ученое звание и проходящие военную службу по контракту на воинских должностях научно-педагогического состава военных образовательных учреждений высшего профессионального образования (п. 6.1 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих", п. 119 - 120 Порядка).

Третью категорию составляют военнослужащие, имеющие ученую степень и (или) ученое звание и проходящие военную службу по контракту на воинских должностях, указанных в абз. 2 - 5 п. 2 Постановления Правительства Российской Федерации.

Как следует из содержания абз. 6 п. 2 этого Постановления, перечень воинских должностей определяется только для второй и третьей категорий.

В соответствии с п. 121 Порядка, который обжалует заявитель, выплата надбавок, предусмотренных пп. 118 - 119, производится:

а) военнослужащим, имеющим ко дню назначения на воинскую должность ученую степень (ученое звание), - со дня вступления в исполнение обязанностей по воинской должности;

б) военнослужащим, получившим ученую степень в период исполнения воинской должности, в том числе впервые, - с даты принятия Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации решения о выдаче диплома кандидата наук или о присуждении ученой степени доктора наук;

в) военнослужащим, получившим ученое звание в период исполнения воинской должности, в том числе впервые, - с даты принятия Федеральной службой по надзору в сфере образования и науки решения о присвоении ученого звания профессора или доцента по кафедре (Высшей аттестационной комиссией Министерства образования и науки Российской Федерации - решения о присвоении ученого звания профессора или доцента по специальности).

По своему содержанию п. 121 Порядка является ясным и определенным, не вызывающим никаких сомнений при правильном его толковании правоприменителями. Из этой оспариваемой нормы видно, что она не содержит запрета на производство выплаты надбавок военнослужащим в зависимости от их служебного положения, в том числе находящимся в распоряжении командиров (начальников), а определяет только сроки начала их производства. Порядок же выплаты денежного довольствия военнослужащим в период их нахождения в распоряжении командиров (начальников) установлен пп. 46 - 48.

В случае неправильного применения оспариваемого пункта в толковании, расходящемся с его действительным смыслом, заинтересованные лица не лишены возможности обратиться за судебной защитой своего нарушенного права.

Исходя из изложенного, нельзя признать обоснованными доводы заявителя о том, что п. 121 Порядка противоречит нормам Постановления Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 г. N 343.

В соответствии с ч. 1 ст. 253 ГПК РФ суд, признав, что оспариваемый нормативный правовой акт не противоречит федеральному закону или другому нормативному правовому акту, имеющим большую юридическую силу, принимает решение об отказе в удовлетворении соответствующего заявления.

Поскольку суд пришел к выводу о необходимости отказа в удовлетворении заявления, то понесенные заявителем судебные расходы в связи с уплатой государственной пошлины возмещению не подлежат.

Руководствуясь ст. 194 - 199, 253 ГПК РФ, Верховный Суд Российской Федерации

решил:

В удовлетворении заявления К. о признании пункта 121 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 июня 2006 г. N 200, противоречащим Постановлению Правительства Российской Федерации от 2 июня 2006 г. N 343 "Об установлении надбавок за ученую степень и (или) ученое звание сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и военнослужащим, проходящим военную службу по контракту", отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение десяти дней со дня его принятия.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.СОЛОВЬЕВ