ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ
от 21 мая 2010 г. N ВКГПИ10-31

Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева А.И., при секретаре Г., с участием представителей Федеральной службы безопасности Российской Федерации заместителя начальника отдела подполковника юстиции Ч., ученого консультанта полковника юстиции П., старшего консультанта майора юстиции К., представителя Минюста России заместителя начальника отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов А. и начальника 1 отдела 4 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению Б.Д. о признании пункта 1 Инструкции о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909 (далее Инструкция), утвержденной Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 ноября 2005 года N 665 (зарегистрирован в Минюсте России под N 7229 от 5 декабря 2005 г.), в части слов "пригодными для постоянного или временного проживания", противоречащим п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих",

установила:

Б.Д. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением о признании пункта 1 указанной Инструкции в части слов "пригодными для постоянного или временного проживания" противоречащим п. 3 ст. 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".

По мнению заявителя, указанные слова Инструкции лишают военнослужащего права получения денежной компенсации за наем (поднаем) жилого помещения в случае, когда тот, являясь зарегистрированным и условно пользуясь каким-либо иным жилым помещением, размером ниже установленных учетных норм, вынужденно за плату снимает другое жилье. В то же время, утверждает далее Б.Д., из пункта 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", имеющего большую юридическую силу, чем указанная Инструкция, следует, что в случае невозможности обеспечения жилыми помещениями в соответствии с законодательством Российской Федерации по желанию военнослужащих, признанных нуждающимися в жилых помещениях, воинские части производят выплату денежной компенсации вне зависимости от обеспеченности жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания.

В возражениях на заявление представители ФСБ России и Министерства юстиции РФ, полагая, что указанная в заявлении Б.Д. Инструкция, как в целом, так и в оспариваемой части, не противоречит действующему законодательству, просили суд в удовлетворении требований заявителя отказать.

В судебном заседании заявитель доводы своего заявления поддержал, при этом пояснил, что будучи зарегистрированным с семьей на жилой площади родственницы жены, из-за незначительного размера комнаты он вынужденно снял другое жилое помещение и стал проживать в нем. Обратившись к командованию с вопросом компенсации стоимости найма жилья, он получил отказ со ссылкой на Инструкцию.

Представители ФСБ России Ч., П. и К., возражая против удовлетворения требований Б.Д., в суде заявили, что Инструкция о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденная Приказом Федеральной службы безопасности Российской Федерации от 9 ноября 2005 года N 665 (зарегистрирован в Минюсте России под N 7229 от 5 декабря 2005 года), не противоречит требованиям действующего законодательства.

Представитель Министерства юстиции РФ А. в судебном заседании заявила, что регистрируя Приказ Федеральной службы безопасности России от 9 ноября 2005 года N 665, Минюст России после тщательной проверки исходил из факта полного соответствия его законам и нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу и просила в удовлетворении требований заявителя отказать.

Исследовав материалы дела, выслушав объяснения представителей Федеральной службы безопасности, Министерства юстиции Российской Федерации и заключение прокурора Б., полагавшего необходимым отказать в удовлетворении заявления, Военная коллегия Верховного Суда РФ приходит к следующим выводам.

В соответствии с ч. 3 ст. 40 Конституции РФ указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно из государственных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.

К такой категории граждан относятся, в частности, военнослужащие и члены их семей.

Во исполнение этих предписаний Основного закона страны 27 мая 1998 года принят Федеральный закон N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", в пункте 1 ст. 15 которого указано, что государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений. При этом в пункте 3 этой же статьи предусмотрено предоставление военнослужащим и членам их семей до получения жилых помещений по установленным федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, жилых помещений маневренного фонда или общежитий.

Конкретизируя ситуацию, связанную с временной невозможностью обеспечения военнослужащих такими жилыми помещениями, законодатель в этой же норме предусмотрел право воинских частей на аренду жилья или же по желанию военнослужащих право на получение ими денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений, предоставив Правительству РФ полномочия по определению порядка и размеров такой компенсации.

Выполняя это требование закона, Правительство РФ 31 декабря 2004 года приняло Постановление N 909 "О порядке выплаты денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений военнослужащими - гражданами Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту, гражданам Российской Федерации, уволенным с военной службы, и членам их семей", утвердив для указанных категорий лиц соответствующие Положения о выплате денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений.

Приказ Федеральной службы безопасности от 9 ноября 2005 года N 665, которым утверждена Инструкция о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, прошел государственную регистрацию, издан в пределах компетенции этого федерального органа исполнительной власти, предоставленной ему на основании подпункта 2 пункта 9 и подпункта 5 пункта 11 Положения о Федеральной службе безопасности Российской Федерации, утвержденного Указом Президента РФ от 11 августа 2003 года N 960, и непосредственно во исполнение названного Постановления Правительства Российской Федерации.

Как указано в оспариваемом пункте названной Инструкции денежная компенсация за наем (поднаем) жилых помещений выплачивается военнослужащим органов Федеральной службы безопасности - гражданам Российской Федерации, проходящим военную службу по контракту и членам их семей, прибывшим на новое место военной службы военнослужащих, а также членам семей военнослужащих, погибших (умерших) в период прохождения военной службы, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, по месту (последнему месту) их военной службы за счет средств Федеральной службы безопасности Российской Федерации в размерах, оговоренных договором найма (поднайма) жилья, но не более размеров, определенных Правительством Российской Федерации.

Изложенные предписания Инструкции непосредственно вытекают из действующего законодательства и полностью ему соответствуют.

Законодатель правомерно связывает выплату военнослужащим денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений в связи с необеспечением или отсутствием у них жилого помещения именно пригодного для постоянного или временного проживания. Наличие же у военнослужащего какого-либо жилого помещения размером ниже учетных норм, установленных законом, не может давать оснований для найма (поднайма) жилого помещения и выплаты денежной компенсации. В соответствии с действующим законодательством военнослужащий вправе при таких обстоятельствах претендовать на улучшение жилищных условий, путем постановки его на учет нуждающихся в жилом помещении.

По вышеизложенным основаниям оспариваемый пункт 1 Инструкции о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, предписывающий выплату денежной компенсации за наем (поднаем) жилых помещений лишь военнослужащим ФСБ, не обеспеченным жилыми помещениями, пригодными для постоянного или временного проживания, полностью согласуется с пунктом 3 статьи 15 Федерального закона "О статусе военнослужащих" и не противоречит ему.

Руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Военная коллегия Верховного Суда РФ,

решила:

В удовлетворении заявления Б.Д. о признании пункта 1 Инструкции о мерах по реализации в органах Федеральной службы безопасности Постановления Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 года N 909, утвержденной Приказом ФСБ РФ от 9 ноября 2005 года N 665, в части слов "пригодными для постоянного или временного проживания", противоречащим пункту 3 статьи 15 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", отказать.

Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в течение 10 дней со дня его вынесения.

Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.СОЛОВЬЕВ