ВЕРХОВНЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ВОЕННАЯ КОЛЛЕГИЯ
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
от 7 апреля 2010 г. N ВКГПИ10-20
Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации в составе: председательствующего - судьи Верховного Суда Российской Федерации Соловьева А.И., при секретаре Д., с участием представителей Министра обороны Российской Федерации заместителя начальника направления - начальника группы 1 направления 2 управления Главного правового управления Министерства обороны Российской Федерации полковника юстиции Б.С., советника 1 направления 1 управления Департамента социальных гарантий этого же Министерства К., представителя Министерства юстиции Российской Федерации начальника отдела государственной регистрации нормативных правовых актов в финансовой и экономической сферах Департамента законопроектной деятельности и регистрации ведомственных нормативных правовых актов Минюста России О. и старшего военного прокурора 4 управления Главной военной прокуратуры полковника юстиции Б.А., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению С. о признании недействующим подп. "з" п. 313 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200 (далее - "Порядок"),
установила:
С. обратился в Верховный Суд Российской Федерации с заявлением, в котором просит признать недействующим подп. "з" пункта 313 Порядка поскольку он, по его мнению, противоречит п. 3 ст. 13 Федерального закона от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих".
Из заявления усматривается, что причиной, побудившей С. обратиться в Верховный Суд Российской Федерации, явился факт отказа командованием войсковой части 29452, дислоцированной в г. Оренбурге, выплаты ему подъемного пособия, со ссылкой на подп. "з" пункта 313 Порядка, поскольку прибыл он в эту часть из Республики Башкортостан в одиночном порядке, без назначения на воинскую должность, в распоряжение командира названной части до обеспечения жилым помещением в г. Челябинске.
По мнению заявителя, оспариваемое им положение Порядка ставит его в неравное положение с другими военнослужащими и нарушает право военнослужащих на получение подъемного пособия при переезде на новое место службы в другой населенный пункт.
В обоснование своих требований С. приводит следующие доводы.
Нахождение военнослужащего в распоряжении командира (начальника) является прохождением военной службы, а лица, относящиеся в данной категории, сохраняют за собой статус военнослужащих и обладают совокупностью прав, свобод, гарантированных государством и установленных законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации. Предусмотренная п. 3 ст. 13 ФЗ "О статусе военнослужащих" выплата подъемного пособия при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт является дополнительной и носит компенсационный характер. В качестве обязательного условия эта норма закона предусматривает только переезд военнослужащих на новое место военной службы в другой населенный пункт.
Считая, что подп. "з" п. 313 Порядка противоречит п. 3 ст. 13 ФЗ "О статусе военнослужащих", С. просит признать его недействующим с момента издания.
В возражениях на заявление представителями Министра обороны РФ, Минюста России и в отзыве Департамента социальных гарантий Минобороны России предлагается отказать заявителю в удовлетворении его требований, поскольку указанный в заявлении С. нормативный правовой акт Министра обороны РФ издан в строгом соответствии с требованиями, установленными действующим законодательством.
В связи с ходатайством заявителя гражданское дело, с учетом мнения других лиц, участвующих в деле, рассмотрено в отсутствие С.
Представители Министра обороны Российской Федерации Б.С. и К. требования С. в суде не признали и просили отказать в их удовлетворении, заявив, что данный нормативный правовой акт издан Министром обороны РФ в пределах его полномочий, прошел государственную регистрацию и не противоречит действующему законодательству.
Представитель Министерства юстиции Российской Федерации О., возражая против удовлетворения требований С., пояснила, что Приказ Министра обороны РФ от 30.06.2006 N 200, как изданный в строгом соответствии с Федеральным законом от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", 15.09.2006 зарегистрирован в Минюсте России под N 8304.
Выслушав объяснения представителей Министра обороны Российской Федерации, Министерства юстиции Российской Федерации, исследовав материалы дела и заслушав заключение старшего военного прокурора управления Главной военной прокуратуры Б.А., полагавшего необходимым в удовлетворении заявления С. отказать, Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации приходит к следующим выводам.
В соответствии с пунктом 3 статьи 12 Федерального закона "О статусе военнослужащих" от 27 мая 1998 года N 76-ФЗ порядок обеспечения военнослужащих денежным довольствием определяется Министерством обороны Российской Федерации.
Данное Министерство в соответствии с Правилами подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. N 1009, в пределах своей компетенции на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации вправе издавать нормативные правовые акты.
Во исполнение вышеуказанного положения Федерального закона "О статусе военнослужащих" Министром обороны Российской Федерации в рамках предоставленных ему этим законом полномочий издан Приказ от 30 июня 2006 года N 200 "Об утверждении порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации", который зарегистрирован в Министерстве юстиции Российской Федерации 15 сентября 2006 года за N 8304 и официально опубликован 27 сентября 2006 года в установленном действующим законодательством порядке в Российской газете N 215.
Таким образом, вышеупомянутый Приказ издан должностным лицом - Министром обороны Российской Федерации в пределах его компетенции и в соответствии с требованиями части 3 статьи 15 Конституции Российской Федерации официально опубликован для всеобщего сведения.
В соответствии с требованиями п. 4 ст. 42 Федерального закона от 28 марта 1998 года N 53-ФЗ "О воинской обязанности и военной службе" военнослужащий может проходить военную службу не на воинской должности в связи с нахождением его в распоряжении командира (начальника). Зачисление в распоряжение командира (начальника) согласно ст. 13 Порядка прохождения военной службы, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 сентября 1999 года N 1237, производится для решения вопросов дальнейшего прохождения им военной службы.
Анализ вышеперечисленных норм приводит к выводу о том, что нахождение военнослужащего в распоряжении командира (начальника) является прохождением военной службы. При этом лица, относящиеся к указанной категории, сохраняют за собой статус военнослужащих, то есть совокупность прав, свобод, гарантированных государством, а также обязанностей и ответственности, установленных федеральными конституционными законами, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 3 ст. 13 Федерального закона "О статусе военнослужащих" при переезде военнослужащих, проходящих военную службу по контракту, на новое место военной службы в другой населенный пункт, в том числе на территорию или с территории иностранного государства, в связи с назначением на воинскую должность, зачислением в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или в связи с передислокацией воинской части им производится выплата подъемного пособия.
Данная правовая норма в качестве обязательного условия выплаты военнослужащим подъемного пособия предусматривает их переезд на новое место военной службы в другой населенный пункт в связи с возникновением одного из оснований переезда - назначение на воинскую должность, зачисление в военное образовательное учреждение профессионального образования, срок обучения в котором более одного года, или передислокация воинской части.
Поскольку указанная норма закона вопросы выплаты подъемного пособия военнослужащим, находящимся в распоряжении командиров и переведенным к новому месту военной службы в другой населенный пункт, в прямой постановке не регулирует, эти правоотношения нашли свое разрешение в разделе "Подъемное пособие..." VII главы Порядка, утвержденного Приказом Министра обороны от 30 июня 2006 г. N 200 (пункты 307, 313 и 314).
В соответствии с подп. "з" п. 313 Порядка подъемное пособие, в том числе на членов семьи, не выплачивается военнослужащим прибывшим в другие населенные пункты в составе воинской части (подразделения), подлежащей расформированию, либо в одиночном порядке в распоряжение соответствующих командиров (начальников), если они, не получив назначения на воинские должности, вновь направлены для прохождения военной службы в пункты прежней военной службы или уволены с военной службы.
Названная норма Порядка действительно предусматривает определенные ограничения по выплате подъемного пособия, однако, вопреки мнению заявителя, она не может быть признана недействующей, поскольку эти ограничения могут иметь место лишь при наступлении определенных условий. В частности, применительно к обстоятельствам переезда и нахождения заявителя в распоряжении командира войсковой части, дислоцированной в г. Оренбурге, основаниями лишения его права на выплату подъемного пособия в соответствии с подп. "з" пункта 313 Порядка могли являться направление его, как не получившего назначения на воинскую должность, вновь для прохождения военной службы в пункт прежней военной службы (Республика Башкортостан) или увольнение с военной службы.
Так как этих обстоятельств не имеется, следует признать, что эта правовая норма не нарушает право С. на получение подъемного пособия, а его мнение об обратном является ошибочным.
Что же касается утверждения заявителя о том, что командир войсковой части отказался произвести эту выплату путевого довольствия со ссылкой на подп. "з" пункта 313 Порядка, то оно само по себе не может свидетельствовать о противоречии этой нормы оспариваемого нормативного правового акта, изданного Министром обороны РФ, пункту 3 статьи 13 Федерального закона от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих", поскольку правомерность таких действий командира части может быть оспорена заявителем в военном суде по месту прохождения им военной службы.
Таким образом, оспариваемый заявителем подп. "з" п. 313 Порядка не может быть признан противоречащим ни действующему законодательству, ни другим нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
На основании изложенного Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации, руководствуясь ст. ст. 194 - 199, 252 и 253 ГПК РФ,
решила:
В удовлетворении требований С., о признании недействующим подп. "з" п. 313 Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, утвержденного Приказом Министра обороны РФ от 30 июня 2006 года N 200, - отказать.
Решение может быть обжаловано в Кассационную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в десятидневный срок со дня его вынесения.
Председательствующий
Судья Верховного Суда
Российской Федерации
А.И.СОЛОВЬЕВ